ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ДЖОН ФАУЛЗ И АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
1.1 АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЖОНА ФАУЛЗА
1.2 ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РОМАНОВ ДЖОНА ФАУЛЗА
1.3 ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ РОМАНА ДЖОНА ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
ВЫВОДЫ ПО 1-ОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОМАНА ДЖОНА ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
2.1 ОСОБЕННОСТИ И ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА ДЖОНА ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
2.2 ДЕКОНСТРУКЦИЯ ВИКТОРИАНСКИХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ ДЖ. ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
2.3 МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ РОМАНА. ЗНАЧЕНИЕ ТРОЙНОЙ КОНЦОВКИ
ВЫВОДЫ ПО 2-ОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: литература Англии XX века представляет собой одну из наиболее значимых страниц мировой культуры. Викторианская литература по праву носит звание золотого фонда английской литературы. Особый интерес исследователей вызывает личность и творческий путь английского писателя Джона Фаулза. Большое количество исследований посвящено особенностям произведений писателя, их роли в формировании и развитии английской литературы. Нас также интересует жанровые особенности произведений Джона Фаулза. Исследование романов писателя особенно актуальны сейчас. Мы же хотим внести свой вклад в изучение жанровой специфики произведений Джона Фаулза.
Отечественные литературные критики такие, как В. Фрейсберг, наиболее склонны оценивать прозу Джона Фаулза и его роман, в частности, в контексте реалистической традиции. Английские и американские исследователи, с другой стороны, склонялись к идее постмодернистской основы поэтики писателя. Представления о Дж. Фаулзе как о постмодернистском писателе формировались именно в последние годы. Таков взгляд современных зарубежных исследователей на творчество Дж. Фаулза. Этот подход не лишен оснований. В прозе Дж. Фаулза, как отмечают исследователи, уже на уровне именного знака персонажа реализуется постоянная черта постмодернистской эстетики - игра цитатными клише.
Следует отметить, что именно в противоречии между философской и эстетической сторонами творчества Джона Фаулза и традиционными методами его исследований выводы многих исследований сложны и часто ошибочны, в первую очередь, в отношении проблемной стороны произведений писателя и, в частности, его ключевого романа "Женщина французского лейтенанта".
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ДЖОН ФАУЛЗ И АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
1.1 АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЖОНА ФАУЛЗА
Джон Фаулз – один из самых известных современных британских прозаиков, которому удалось практически невозможное: завоевать массовую читательскую аудиторию и в то же время завоевать славу интеллектуального писателя. Как истинный постмодернист Фаулз не пишет романов, а играет с самим жанром. Каждое его произведение отражает удивительный и разнообразный мир, в котором философская аргументация дополняет и придает удивительную глубину увлекательному сюжету.
Джон Фаулз – младший современник Холдинга и Мердока - вошёл в литературу в 60-х годах. Н.В. Бушманова говорит о писателе, как о «самом интересном и важном таланте послевоенного периода». Как и Мердок, он в качестве основой творчества предложил чёткую философскую и эстетическую позиции. Джон Фаулз написал романы, повести, рассказы, эссе, но все эти произведения объединяет ведущая проблема его творчества: обретение самосознания как необходимого условия для достижения человеком свободы; преодоление косности, архаичности, темноты в себе и приобщение к жизни, к ее красоте и любви [1, c. 166].
Многие исследователи утверждают, что Джон Фаулз, будучи студентом Оксфордского университета, находился под сильным влиянием французских экзистенциалистов Сартра и Камю. Фаулз принял идеи авторов о несовершенстве мира, о личной свободе, которая является одновременно выдающимся добром и тяжелым бременем, а также о необходимости самостоятельного принятия решений, об ответственности за них и о поиске своей судьбы. Эти идеи оказали глубокое влияние на Фаулза и прошли через его романы. Герои «Волхва» и «Женщины французского лейтенанта» в какой-то момент оказываются на перепутье, когда им приходится решать, продолжать ли обычную жизнь или следовать чувствам, возможно, отказываясь от своей социальной роли, но по-настоящему осознавая себя.
ГЛАВА 2. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА РОМАНА ДЖОНА ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
2.1 ОСОБЕННОСТИ И ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА ДЖОНА ФАУЛЗА «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
Романы Джона Фаулза заставили критиков признать, что английская проза, которая на первый взгляд казалась провинциальной, на самом деле была процессом развития принципов постмодернистского повествования, что поставило ее в один ряд с новшествами французской и американской литературы. Национальный колорит постмодернизма Фаулза повлиял на сохранение их сюжетной основы, системы узнаваемых персонажей, которая была так решительно отвергнута французскими «новыми прозаиками».
Как пишет А.А Долинин, романы Фаулза ярче своих современников, выражая стремление к «эстетическому компромиссу», возникшему в споре между «традиционалистами» и «экспериментаторами». Это новое состояние английского романа называлось либо «магическим реализмом», либо «гиперреализмом», но независимо от терминологических предпочтений отдельных исследователей, суть феномена была провозглашена одна и та же: противостояние репрезентации и символизма закончилось их постмодернистским синтезом [2, c. 261].
Джон Фаулз в романе «Женщина французского лейтенанта» особое внимание отдаёт психологии интимных отношений. В отличие от некоторых своих современников, Фаулз отнюдь не нигилистический проповедник нравственной вседозволенности. Напротив, он склонен скорее осуждать современный гедонизм, который стремится снять все моральные запреты между мужчинами и женщинами. Конечно, строгая карательная викторианская модель, с ее паническим страхом перед плотью, с ее гностическим дуазизмом души и тела, с ее подавлением природных инстинктов и побуждений, не вызывает у писателя никакого сочувствия, ибо для писателя физическое и духовное в человеке неразделимо, но даже эта нравственность кажется предпочтительнее нравственной распущенности, которая на самом деле не освобождает, а истощает, дегуманизирует чувство. Запретность, по мнению Дж. Фаулза, способна вдохновлять страсть, придавать ей дополнительную остроту и глубину.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роман Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» представляет собой произведение о духовном восхождении человека. Преодолевая различные психологические испытания, герой обретает свое подлинное «Я», свою истинную сущность, становится самим собой.
Используя различные жанрово-стилистические средства создания романа, смешивая идеи, путая читателя, сравнивая две эпохи, Джон Фаулз дает нам понять, что нельзя ограничивать смысл жизнь простым лишь пассивным существованием. Жизнь – это путь, лабиринт, путешествие к своему внутреннему «Я».
Отправляя героя на поиск, писатель повторяет последовательность универсальных событий человеческого бытия – нисхождение в смерть и восхождение в возрожденную жизнь.
Сравнивая и соотнося образ Сары с разными мифическими персонажами, Дж. Фаулз, в первую очередь, старается сделать ее символом той самой истины, подлинности, внутреннего голоса человека, который не только никогда не перестанет звучать, но и обязан быть услышанным.
Таким образом, мы проанализировали роман Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» и раскрыли его жанровую специфику.
На основе уже существующих исследований романа Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта», а также проведя собственный анализ романа, мы раскрыли особенности романа и определили его жанровую специфику.
Вывод нашего исследования заключается в том, что роман Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» представляет собой синтез нескольких жанров. Мы также заключили, что Дж. Фаулз в процессе написания романа экспериментировал и смешивал разные жанры и стили, результатом чего стало создание собственного неповторимого стиля.
1. Бушманова Н. Дерево и чайки в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом // Вопросы литературы. 1994. №1. С. 165-208.
2. Долинин, А. Паломничество Чарльза Смитсона: (О романе Джона Фаулза «Любовница французского лейтенанта») // Фаулз Дж. Любовница французского лейтенанта. - СПб.: Северо-Запад, 2003.
3. Ивашева, В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., 1974.
4. Ивашева, В.В. Литература Великобритании // История зарубежной литературы ХХ в. (1945-1980) / Под ред. Л.Г. Андреева. - 2 изд. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
5. Красавченко, Т. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. - М., 1990
6. Курицын, В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 11.
7. Микеладзе, Н.Э. Женщина французского лейтенанта (история написания) // Энциклопедия мировой литературы. - СПб.: Невская книга, 2000.
8. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Российская энциклопедия, 1994.
9. Михальская, Н. П. Фаулз, Джон. // Зарубежные писатели: Библиографический словарь. М., 1997. Т. 2. С. 339–341.
10. Темирболат, А.Б. Преемственность художественных традиций ХVII-ХVIII веков в прозе Д. Фаулза// Мировая культура ХVII-ХVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». -Вып.26. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
11. Трофеев, В. Литературные конвенции в творческом методе Дж.Фаулза // Ученые записки Тартуского ун-та, 1988. Вып.792.
12. Фрейбергс, В.Л. Самобытность литературного таланта Джона Фаулза // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту. Вып. 945, 1992. С. 50-57
13. Фрейбергс, В.Л. Творческий путь Джона Фаулза: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Рига, 1986.
14. Fowles Jh. The Aristos. London: The Anchor Press Ltd, 1980.
15. Fowles Jh. The French Lieutenant’s Woman. London: Vintage books, 2004.
16. Fоwlеs J. Thе Маgus. Vintаgе, 1997. Р. 178.