Экологическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экологическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Экологическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ №111, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учащихся старших классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся старших классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся старших классов.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания старшеклассников
1.1 Экологическое воспитание старшеклассников в истории педагогики
1.2 Особенности экологического воспитания старшеклассников
Выводы по главе 1
Глава 2 Пути и средства экологического воспитания старшеклассников во внеклассной работе
2.1 Экологическое воспитание старшеклассников во внеурочное время
2.2 Состояние экологического воспитания 10 класса СШ №111 г. Минска во внеклассной работе
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современную эпоху человечество вступило с рядом глобальных мировых проблем. Среди них экологическое состояние планеты занимает одно из первых мест. Развитие современной цивилизации, наряду с достижениями науки и высоких технологий, приводит к нарушению природного баланса. Это вызывает беспокойство и озабоченность всего мирового сообщества.
Для решения экологических проблем необходим комплекс защитных мер, в том числе формирование экологической культуры населения, особенно подрастающего поколения. Ведь от них во многом будет зависеть будущее состояние нашего общего дома, планеты Земля. Поэтому формирование экологической культуры подрастающего поколения определено в качестве приоритетного направления работы современной школы.
Экологическое образование должно представлять собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Она также направлена на формирование мировоззрения, основанного на понятии единства с природой. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, основанной на ответственном отношении к окружающей среде.
Особое внимание к проблемам экологического воспитания старшеклассников можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое образование как непрерывный и системный процесс на протяжении всего периода обучения и актуальностью совершенствования экологической культуры.
Анализ состояния практики экологического образования и воспитания показал перспективность использования внеклассной работы как способа организации деятельности учащихся с учетом их интересов, осуществляемого при активном участии школьников в ее планировании и на всех этапах реализации и направленного на формирование их социально значимого опыта. Все вышесказанное определяет актуальность развития проблемы экологического образования и подготовки старшеклассников с использованием приемов внеклассной деятельности.
Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания старшеклассников
1.1 Экологическое воспитание старшеклассников в истории педагогики
Глобальные проблемы современности, представляющие угрозу жизни и человеческой цивилизации, обусловили необходимость экологического образования, призванного воплотить в жизнь идеи зарождающегося экологического информационного общества. Поиск путей гармоничного взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, к формированию теории и практики экологического образования и воспитания. Экологическое образование и воспитание следует рассматривать как две тесно взаимосвязанные звенья во всем процессе развития экологической культуры личности [5, с. 13].
Рассмотрение теории экологического воспитания и образования должно начинаться с определения ее сущности. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничное с природой. Экологические знания и убеждения влияют на формирование экологического сознания. Экологическое поведение состоит из отдельных действий (совокупность состояний, конкретных действий, навыков и способностей) и отношения человека к действиям, на которые влияют цель и мотивы человека (мотивы в их развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Таким образом, определяя суть экологического воспитания и воспитания, можно выделить, во-первых, ряд особенностей данного процесса: пошаговый характер: формирование экологических идей, развитие экологического сознания и чувств, формирование убеждений о необходимости экологической деятельности, развитие навыков и привычек поведения в природе, преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; длительность; сложность; активность.
Глава 2 Пути и средства экологического воспитания старшеклассников во внеклассной работе
2.1 Экологическое воспитание старшеклассников во внеурочное время
Содержание экологического образования является сложным и требует не только учебной работы в классе, но и большой объем внеклассной деятельности. Внеклассные мероприятия определяются учителями как внеклассные занятия, которые проводятся во внеучебное время и основываются на интересе и любительской деятельности учащихся старших классов. Внеклассные занятия направлены на достижение определенных результатов, которые требуют от учащихся умения мыслить и преодолевать определенные трудности. Одной из задач внешкольной деятельности в области экологического образования является повышение интереса школьников к природе, формирование у них устойчивости и ориентации на все в природе, на охрану окружающей природной среды.
Для того чтобы внеклассная деятельность была интересной и не утомительной, рекомендуется предусмотреть изменение вида деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассные занятия дают возможность вовлекать старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность в природе. Воспитание в духе любви к природе должно осуществляться через практическое применение знаний о природе [21, с. 64].
Заключение
Экологическое воспитание и обучение является средством воспитания в сознании старшими школьниками реалистических знаний о мире вокруг них, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического мировоззрения.
Работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности старших школьников. Системная работа по экологическому воспитанию и образованию учащихся старшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании подростка совершенствуются экологические знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в старшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах, а в старшем школьном возрасте, руководствуясь принципом преемственности, учащийся продолжил совершенствовать свои знания в вопросах экологии.
Комплексное использование описанных выше форм внеклассной деятельности в экологическом образовании и воспитании старших школьников, по мнению ученых, способствует развитию интереса к знаниям о природе, изучению ее экологического состояния, поиску причин и источников загрязнения окружающей среды. И главное, что это дает возможность проводить практические работы с подростками по охране природы на их родной земле. Внеклассная работа по формированию экологического отношения среди учащихся старших классов должна рассматриваться как неотъемлемая часть всего образовательного процесса и включать нетрадиционные формы: экологические праздники, выставки различных творений, компьютерное экологическое моделирование, экологический семинар, эколого-психологическое обучение, экологический КВН. Значительное внимание уделяется практическому участию старших школьников в природоохранной деятельности.
1. Айкина, Г. А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: / Г. А. Айкина //Начальная школа. – 2008. – № 8. – С.54-57.
2. Асипова, Н. А. Характеристика особенностей межнационального общения школьников / Н. А. Асипова. // В кн.: Вопросы обучения учащейся молодежи. – Бишкек: КГИФК, 1994. – с.80–92.
3. Ананьева, С. Г. Экологический КВН / С. Г. Ананьева, С.А. Шахмотова // Начальная школа. – 2007. – №2. – С. 26-27.
4. Аржановская, Н. В. Вода в жизни растений, животных и человека / Н.В. Аржановская // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 54-56.
5. Бабакова, Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании / Т. А. Бабакова // Экологическое образование, 2001. – №1. – С.49.
6. Базулина, И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом / И. В. Базулина // Начальная школа. – 2005. – №12. – С. 32-34.
7. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Базулина // Начальная школа. – 2004. – №10. – С. 56.
8. Белавина, И. Г. Планета - наш дом / И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – М. : Издательство «Лайда». – 2005. – 231 с.
9. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Гилярова. – М. : Советская энциклопедия, 1986. – 564 с.
10. Бобылева, Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа / Л. Д. Бобылева // Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64–75.
11. Буренина, Т. П. Реализация личностно-ориентированного образования в формировании экологической культуры младших школьников / Т. П. Буренина // Наука и школа .– 2006. – № 3. – С. 8-11.
12. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2007. – №4. – С. 54.
13. Воробей, М. И. Учебно-экологическая тропа. Экскурсия в природу / М. И. Воробей // Пачатковая школа. – 2013. – № 4. – С. 14.
14. Галенчик, Е. П. Организация самостоятельной работы старшеклассников в процессе экологического воспитания / Е. П. Галенчик, А. С. Баранова // Экологическая безопасность в техносферном пространстве : сборник материалов Второй Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 26 апреля 2019 года. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – С. 57–62.
15. Глазачев, С. Н. Сохраним ценности экологической культуры / С.Н. Глазачев // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 13–14.
16. Жестнова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестнова // Начальная школа. – 2009. – № 10-11.
17. Жукова, И. В. В помощь экологическому воспитанию учащихся / И.В. Жукова // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 125–127.
18. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. – 2-е изд. / Н. И. Запрудский. – Минск: Белорусский дом печати, 2004. – 288 с.
19. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении / И. Д. Зверев. – М., 2000. – 331 с.
20. «Краеведение как средство дидактического материала в формировании нравственных ценностей детей в процессе краеведческой деятельности»// Методическое пособие. – Алматы: Тамыр, 2005. – с.34
21. Норузбаева, Г.О Внеклассная географическая краеведческая работа как средство патриотического и интернационального воспитаниях / Г.О. Норузбаева [Электронный ресурс] // Клад. – Режим доступа: https://kladraz.ru/metodika/kraevedcheskaja-rabota-v-shkole.html.
22. Плешаков, А. А. Факультативный курс «Экология для младших школьников» / А. А. Плешаков. – Программы общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2002. – С. 78–80.
23. Рябкова, Г. В. Тенденции развития экологического образования школьников (вторая половина XX – начало XXI в.): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рябкова Гина Валерьевна. – Казань, 2008. – 27 с.
24. Сичко И.А., Рубан О.В. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 124–125.
25. Соломин В. П. Экологизация школьного образования / Соломин В.П., Васильев С. В. // Экологическое образование. – 2008. – № 18. – С. 70–72.
26. Сотникова, Е. Б. Экологическое образование и воспитание старшеклассников и студентов / Е. Б. Сотникова // От учительского института – к классическому университету: опыт и перспективы развития системы высшего образования : Материалы областной научной конференции, посвящённой 75-летию ЕГУ им. И. А. Бунина, Елец, 27 ноября 2014 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. – С. 165–168.
27. Шайкин, Р. В. Современные проблемы экологического воспитания старшеклассников / Р. В. Шайкин // Актуальные проблемы социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов : Материалы международной научно-практической конференции, Тула, 12 декабря 2016 года. – Тула: Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Институт экономики и управления», 2016. – С. 177-183.
28. Яшина, М. Е. Экологическое воспитание старшеклассников в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01; Казань, 2006. – 28 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учащихся старших классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся старших классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся старших классов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты