Введение
Глава 1. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
1.1 Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания
1.2 Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников
1.3 Формы, методы и средства патриотического воспитания учащихся
Глава 2 Методика гражданско-патриотического воспитания младших школьников
2.1 Определение уровня проявления патриотизма учащимися 4 класса
2.2 Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 4 класса
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в настоящее время представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования Республики Беларусь. Младший школьный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются основы нравственных качеств, развиваются представления об окружающем мире. Необходимым является воспитание чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края с самого раннего детства. Гражданственность и патриотизм представляют собой необходимые элементы жизненной позиции личности. Конечным результатом формирования патриотизма и гражданственности является личность, которой характерна высокая социальная активность. Младший школьный возраст является сенситивным возрастом для формирования гражданственности и появления чувства патриотизма [1].
Степень научной разработанности проблемы
Сегодня проблеме гражданского и патриотического воспитания посвящают свои диссертационные работы Н.А. Ивашкина [8], Я.В. Макарчук [16]. Вопросы планирования воспитательной работы с младшими школьниками находят свое отражения в работах В.Б. Леонтьевой, М.П. Осиповой [20].
Однако, исследований, направленных на изучение гражданского и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, недостаточно.
Общая оценка состояния исследуемой проблемы
Проблема гражданского и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является недостаточно разработанной. Это связано с тем, что основное внимание педагогов направлено не на воспитание гражданственности и патриотичности, а на досуговую деятельность детей.
Актуальность темы и недостаточная изученность проблемы обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Объект исследования: воспитание детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания
К.Д. Ушинский считал, что чувство национального самосознания человека, его любовь к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.
А.С. Макаренко педагогический процесс подчинял единой цели -- воспитанию достойного гражданина, особое внимание уделяя самочувствию человека в коллективе, характеру коллективных связей и реакций. Среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность, которые, по мнению Макаренко, синтезируются у политически деятельного и ответственного человека.
Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 1960-1970-х годах В.А. Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непременным условием гражданского воспитания организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности. [18, c. 10-11]
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Определение уровня проявления патриотизма учащимися 4 класса
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Средняя школа №27 г. Могилева». В исследовании принимали участие 18 учащихся 4 класса.
Цель исследования – определить уровень проявления патриотизма учащимися 4 класса.
Эксперимент состоит из 4-х этапов:
1. подготовительного;
2. констатирующего;
3. формирующего;
4. контрольного.
На подготовительном этапе мы определились с количеством детей, которые будут принимать участие в эксперименте, подготовили методики диагностики для определения уровня проявления патриотизма.
Констатирующий этап эксперимента был проведен с целью первичной диагностики уровня проявления патриотизма каждого учащегося. Была использована методика «Я –патриот» (Приложение 1).
Методика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы опрашивали детей индивидуально. Критерии оценивания и интерпретация результатов также приведены в Приложении 1.
Результаты констатирующего эксперимента отразим с помощью диаграммы на рисунке 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы были выявлены сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания. Воспитание патриотизма включает в себя формирование когнитивного его компонента (знаний и представлений о своей Родине), эмоционального компонента (чувства любви и привязанности к родному краю, традициям), поведенческого (умения быть полезным в обществе). У младших школьников оно может осуществляться с помощью создания педагогических условий, способствующих формирования патриотизма как нравственного качества личности и как эмоционально-ценностного отношения к своей Родине. Работа гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников включает проведение мероприятий, направленных на знакомство детей с символами Беларуси, раскрытия смысла понятия «патриотизм», прививания любви к родному краю и традициям и т.д.
Далее мы представили особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников направлено на знакомство с национальными традициями, обычаями, обрядами; знакомство с белорусскими народными праздниками, играми, народным творчеством; приобщение к традициям воспитания детей в белорусской семье; знакомство с историей и культурой своей страны; развитие национального самосознания. Патриотическое воспитание 4 класса может осуществляться в виде: познавательных и развлекательных форм.
Затем описали формы, методы и средства патриотического воспитания учащихся.
Анализ литературы позволяет сформулировать практические рекомендации по решению проблемы гражданского и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 4 класса:
– гражданское и патриотическое воспитание младших школьников должно быть целенаправленным, грамотно спланированным;
– при планировании и осуществлении гражданского и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности.
1. Абрамова, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Абрамова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – 160 с.
2. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов: пособие для учителей нач. кл. / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 135 с.
3. Брынзарей, Ю.Г. Группа продленного дня: теория и практика / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко, О.В. Шилюк. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 158 с.
4. Ворожищева, Е.В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к гражданскому воспитанию дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Ворожищева. – Кемерово: ГОУ КРИРПО, 2010. – 32 с.
5. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А.С. Гаязов. – Челябинск: Факел, 1995. – 238 с.
6. Гурская, Т.В. Гражданское воспитание студентов в системе вузовских общественных объединений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Гурская. – Магнитогорск: МгГУ, 2006. – 178 с.
7. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
8. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Ивашкина. – М.: МПГУ, 2008. – 162 с.
9. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 14–18.
10. Кусманцев, М.Б. Предмет и процесс патриотического воспитания / М.Б. Кусманцев // Вестник Волгоградского Института бизнеса. – 2012. – № 4 (21). – С. 50–57.
11. Лашкова, Г.Н. Воспитание патриотизма у младших школьников средствами краеведения / Г.Н. Лашкова // Вестник ЧГУ. – 2011. – № 4 (34). – Т. 2. – С. 112–115.
12. Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В.К. Левашов // Социс. – 2006. – № 8. – С. 67–76.
13. Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками / В.Б. Леонтьева // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2002. – № 5. – С. 35–40.
14. Лисицына, Т.Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т.Б. Лисицына // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 401–404.
15. Логинова, Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования / Н.В. Логинова // Человек и образование. – 2009. – № 1. – С. 53–56.
16. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Я.В. Макарчук. – Абакан: ГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010. – 243 с.
17. Манузина, Е.Б. Проблемы гражданского воспитания детей и молодежи в современных социокультурных условиях / Е.Б. Манузина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6-1. – С. 101–103.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
19. Орлова, Н.П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.П. Орлова. – Киров: ВГГУ, 2006. – 158 с.
20. Осипова, М.П. Воспитание. Первый класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня / под общ. ред. М.П. Осиповой. – Минск: Интерпрессервис, 2003. – 414 с.
21. Плиско, Д.М. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников: материалы из опыта работы / Д.М. Плиско. – Миоры: МГОСШ №3, 2010. – 66 с.
22. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность / Б.А. Столяров // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 37–43.
23. Толкачева, Т.М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания / Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 20 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.