ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность формирования гражданственности в образовательном процессе школы
1.2 Особенности формирования гражданственности в среднем школьном возрасте
1.3 Роль классного руководителя в гражданском воспитании
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Формирование гражданских ценностей у учащихся управления и самоуправления школьной жизнью
2.2 Формирование гражданских качеств через познавательные формы деятельности
2.3 Развлекательные формы работы в формировании гражданственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Гражданское общество – это общество граждан с высоким социальным, экономическим, культурным и моральным статусом, которое строит правоотношения, выстраиваемые совместно с государством. Это бесконечный процесс совершенствования общества и личности, охватывающий все аспекты жизни. Наличие гражданского общества является важнейшим признаком и условием демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.
Осведомленность граждан является важным компонентом общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром для гражданского поведения, гражданское сознание в определенных тонах окрашивает социальное образование и создает впечатления о контексте социальных событий.
Нынешняя политическая и экономическая ситуация в нашем государстве объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование подлинно демократического государства. В то же время невозможно говорить о гражданском обществе вне контекста формирования гражданственности людей, которые должны осознавать, что являются независимыми членами этого общества, наделенными определенными правами и свободами, и в то же время нести ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Вопрос гражданского и патриотического воспитания занял одно из важнейших мест в общей теме исследования и по праву занимает одно из важнейших мест.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность формирования гражданственности в образовательном процессе школы
Гражданское воспитание осуществляется всеми социальными институтами, но ключевую роль в этом процессе играет общеобразовательная школа. Школа как институт образования и социализации может предоставить педагогические инструменты, технологии, методы воспитания гражданина, но определение ее ценностей происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры и морали.
Современные задачи гражданского развития и воспитания ответственного гражданина нашего государства требуют изменения подхода к образованию, как с точки зрения содержания, так и методов и технологий обучения, что влечет за собой изменение позиции учителя. Основной целью гражданского воспитания является развитие гражданственности как инклюзивного качества личности, состоящего из внутренней свободы, уважения и доверия к государственной власти, любви к Родине и стремления к миру, самоуважению и дисциплине, гармоничного проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения [11, с. 45].
Среди задач, которые ставятся перед учителями, – развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческих способностей учеников, формирование гражданской позиции, умения работать и жить в современном мире, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учеников. Эффективность решения образовательных задач зависит от профессионализма преподавателя, от целенаправленного подбора содержания образовательного материала, предоставляющего учащимся примеры нравственности, духовности, гражданского духа и гуманизма.
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Формирование гражданских ценностей у учащихся управления и самоуправления школьной жизнью
Школьные объединения и школьное самоуправление сегодня выступают в качестве фактора гражданственного образования. Школа предоставляет ученикам возможность получить демократический опыт управления школой через детские объединения и самоуправление. Основной целью общественного объединения детей является создание условий для всестороннего развития детей в различных сферах жизни. Эта цель реализуется путем вовлечения членов организации в реальную социально значимую мультидисциплинарную деятельность.
Развитие самоуправления школьной жизнью является одним из основных направлений системы образования школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у учащихся гражданское поведение, поощряет социальное творчество и способность детей к совершенствованию в интересах обществ [10, с. 86].
Потребность детей в самореализации, подвижность профессорско-преподавательского состава и демократический стиль управления являются отправной точкой для развития ученического самоуправления в школе.
В «Педагогической энциклопедии» самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве их коллективными делами. Главное значение самоуправления заключается в том, что оно позволяет участникам школьной жизни влиять на политику школы – как посредством участия в принятии решений, которыми руководствуется администрация образовательного учреждения, так и посредством собственной деятельности по контролю над внутренними школьными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь объектом совместного творчества всех участников. Самоуправление – это не пионерская организация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие гражданского мировоззрения требует от учащихся выработки представлений о современном научном образе мира – о природе, об обществе, о мысли. Установление необходимых междисциплинарных связей имеет большое значение для формирования у детей подросткового возраста целостного гражданского мировоззрения. Важнейшей педагогической предпосылкой эффективности политического образования школьников является его системный характер. Система гражданского образования подростков включает в себя цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики стадий развития гражданственности.
Успешной реализации задач гражданско-патриотического воспитания детей подросткового возраста способствует взаимодействие учреждений образования с семьей и обществом, учет и соблюдение основных условий эффективности, грамотное сочетание содержания и эффективных методов их реализации, использование комплексного научно-методического обеспечения в этой сфере. Эти учебно-методические материалы также могут быть использованы для улучшения работы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей подросткового возраста. Школы играют важную роль в воспитании у молодежи гражданственности и патриотизма. Эти качества формируются как в классе, так и во время должным образом организованных внеклассных мероприятий.
1. Азаров, Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю.Ж. Азаров // Воспитание школьников. – 2008 – №6. – С. 3– 11.
2. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования. – 2010. – 208 с.
3. Ванина Н.Г. Материалы совещания педагогического актива Республики Беларусь (Минск, 29 августа 2011 г.) – Минск: Пачатковая школа, 2011. – 80 с.
4. Воспитание детей в Белоруссии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vashevse.ru/vospitanie-i-razvitie/2013-07-15-11-23-46/11055-2014-05-27-10-09-06.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский. – М., 1982-84. – 432 с.
6. Гражданско-патриотическое воспитание [Электронный ресурс]: http://sch43.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1881.
7. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2010. – 688 с.
8. Захарова, С.Н. Методические аспекты гражданского воспитания студентов в современных условиях / журнал Весник. БДУ.Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2005.– №2. – С.134-138.
9. Зданович, В.М. Формирование компетенций гражданственности в школе / В.М. Зданович // Народная асвета. – 2006. – № 7. – С.3-9.
10. Карабанова, О.А. Возрастная психология: конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Наука, 2005. – 290 с.
11. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
12. Кузнецова, Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф.док.пед.наук: 13.00.01 РГБ ОД. – Москва, 2007. –372 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М., Изд-во УРАО, 2007. – 177 с.
14. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания / В.М. Лизинский // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2006. – №3. – С. 40-43.
15. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. – М.: Дет. Лит. 1985. – 207 с.
16. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – С. 193-219.
17. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2004. – 384 с.
18. Степанков, Н.К. Педагогика школы: учеб. Пособие / Н.К. Степанков. –Минск: Адукацыя. Выхаванне, 2007. – 496 с.
19. Студенческая библиотека онлайн. Ценности и ценностные ориентации молодежи. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://studbooks.net/669399/ sotsiologiya/metodologicheskie_podhody_analizu_tsennostey_tsennostnyh_orientatsy.
20. Сухомлинский, В.А. Воспитание гражданственности/ В.А Сухомлинский [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2017/11/20/vospitanie-grazhdanstvennosti.
21. Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2002. – 247 с.
22. Формирование гражданской компетентности в рамках гражданского образования школьников. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/grazdanskidentic/soderzanie-modula/6-formirovanie-grazdanskoj-kompetentnosti-v-ramkah-grazdanskogo-obrazovania-skolnikov.
23. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М.: Педагогика, 2005. – 287 с.