Введение
Глава 1 Теоретические аспекты педагогической поддержки в формировании «я-концепции»
1.1 Понятийный аппарат исследования
1.2 Психологические особенности развития личности подростков
Глава 2 Педагогический инструментарий поддержки подростков в формировании «я-концепции»
2.1 Педагогические условия поддержки подростков в формировании «я-концепции»
2.2 Методы и формы педагогической поддержки
Заключение
Список использованных источников
Введение
Согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь: «Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» (статья 18).
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном образовательном процессе большое внимание уделяется вопросам изучения и реализации личностно-ориентированной парадигмы образовательного процесса и воспитания в системе образовательных учреждений. Психологическая поддержка во многом может быть определена как оказание необходимой помощи в рамках развития и воспитания современной личности подростка. Современная школьная программа в своей деятельности должна быть ориентирована на показателях развития личности ребенка. Одним из наиболее важных характеристик личности современного подростка является именно развития «Я-концепции», что отражает особенности жизненной концепции как определенной совокупности представлений человека о себе и собственной личности.
Формирование положительной «Я-концепции» крайне важно в системе развития подросткового возраста в целом. На данные процессы оказывают влияние различные факторы, среди которых необходимо отметить такие как представление о собственной личности, семейные факторы, а также возможности образовательного учреждения в системе оказания поддержки в системе формирования «Я-концепции» личности подростка в целом.
Для социальной ситуации развития современного подростка характерными являются такие особенности как определение необходимости в рамках социально-психологической адаптации в рамках образовательного и воспитательного потенциала в целом. Оказание педагогической поддержки должно базироваться на основе деятельности каждого педагога, что формирует определенную систему связи между показателями развития личности, оказание педагогической поддержки и определении системы образовательной парадигмы в целом. Процессы реализации педагогической поддержки «Я-концепции» подростков помогают ребенку лучше ориентироваться в системе развития важных личностных качеств, развивать гуманистические образовательные парадигмы и как следствие формировать нормальную самооценку, что в последующем поможет развивать эффективные способы общения с теми или иными категориями людей.
Необходимо отметить, что современные образовательные процессы не эффективны в рамках оптимизации «Я-концепции» личности детей подросткового возраста.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты педагогической поддержки в формировании «я-концепции»
1.1 Понятийный аппарат исследования
1. Одним из основных понятий является понятие «Я-концепции».
По мнению Г.С. Абрамовой: ««Я-концепция» играет важную роль в жизни человека, способствуя определению самоидентичности, успешной адаптации, формированию и поддержанию ценностной структуры личности, обеспечивая личностную целостность и стабильность внешних поведенческих характеристик. Кроме того, «Я-концепция» определяет направленность личности и является источником формирования ее самооценки и уровня самозначимости, что в сочетании с реальными достижениями влияет на мотивацию и самоудовлетворенность человека. «Я-концепция» также включает в себя те личностные качества, которые обеспечивают становление идентичности, ее проявление и саморазвитие, самореализацию личности в профессии, определяют отношение к учебной деятельности, взаимодействие с профессией и социальным окружением» [1, с.44].
В научной литературе «Я-концепция» описывается, с одной стороны, как относительно стабильная структура, а с другой – как динамичная на протяжении всей жизни человека, что обусловлено наличием субъективного оценочного компонента в ее формировании. Эта двойственность позволяет психологической коррекции эффективно воздействовать на определенные подструктуры, изменяя самовосприятие и поведенческие характеристики.
Л.И. Божович отмечала: ««Я-концепция» личности имеет длительный этап формирования, начиная с рождения, даже в младенчестве, который определяет отношение человека к себе как к человеку. Нарушение динамики развития «Я-концепции» будущего специалиста приводит к несоответствию развития личности в ее структуре изменившимся условиям. Феномен «Я-концепции» в современной науке связан с работами таких ученых, как У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс, Э. Эриксон, Дж. Мид, Ч. Кули и др. Г. Олпорт, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Дж. Стейнс и др.В 1890 году американский психолог Уильям Джеймс впервые описал « Я-концепцию» как множественную личность, состоящую из комбинации нескольких «Я», которая возникла в связи с двойственным пониманием природы человеческого сознания» [2, с.7].
[...]
Глава 2 Педагогический инструментарий поддержки подростков в формировании «я-концепции»
2.1 Педагогические условия поддержки подростков в формировании «Я-концепции»
Накопление теоретических и эмпирических данных о личности происходит в разных отраслях знания: психологии, педагогике, философии, социальных науках. Многие аспекты «Я-концепции» являются объектом исследования в междисциплинарной области гуманитарных и естественных наук [17, с.188].
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция», но существуют различные подходы к изучению «Я-концепции». Это позволяет, с одной стороны, выделить ее составляющие, а с другой - затрудняет определение специфики данного понятия.
Мы приходим к выводу, что «Я-концепция» – это динамическое психологическое образование, развитие и изменение которого регулируется внутренними и внешними факторами [19, с.33].
Центральный фактор психологического развития подросткового возраста, важнейшим новообразованием которого является формирование нового уровня самосознания, то есть изменение «Я-концепции» (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяется стремлением познать себя, свои желания и особенности, что как связывает подростка с другими людьми, с группами людей, так и выделяет его из них от них, делая его уникальным и неповторимым. Это связано с резкими колебаниями в отношении к себе, неустойчивостью самооценки. кризис в возрасте 13-14 лет сосредоточен в сфере «Я-концепции», координирует изменения в сфере самосознания «Я» [20, с.143]. Это новообразование определяет основные потребности подросткового возраста – самоутверждение и общение со сверстниками.
Развитие «Я-концепции» регулируется внутренними и внешними факторами. Давайте поговорим об этих факторах подробнее.
Первый и самый важный фактор – это социальное окружение (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которых состоит человек).
[...]
Заключение
Были решены следующие задачи:
1. Основными понятиями нашего исследования являются такие как подростковый возраст, определяющий наиболее противоречивый период развития ребенка. «Я-концепция» представляет собой относительно устойчивое и в меньшей степени осознанное, и фиксированное в словестной форме представление о самом себе. Педагогическая поддержка представляет собой важную деятельность профессионального педагога в рамках профессионального педагога в оказании превентивной помощи.
2. Подростковый возраст характеризуется повышенным уровнем стремления к взрослой жизни и снижение показателей детского развития. Для данного возрастного периода характерным является именно устойчивость нервной системы и высокий уровень эмоциональности. Для старшеклассника характерным является высокий уровень самостоятельности и умения выражать собственное мнение в рамках определения системы собственной значимости на основе необходимости выбора собственной профессии и конкретизации аспектов будущей деятельности.
3. В основном, для формирования системы стабильной «Я-концепции» необходимо учитывать различные педагогические условия, определяющие систему деятельности в рамках воспитания и развития данных показателей. Среди основных условий необходимо выделить такие как направленность образовательного процесса на формирование полного и достоверного знания о себе; развитие устойчивого типа рефлексии, определение системы соответствия конкретному типу поведения и т.д. Организация рефлексии включает в себя большое количество различных этапов и формируется на основе личностного развития каждого отдельно взятого подростка.
Существует большое количество методов и приемов, ориентированных на повышение уровня сформированности «Я-концепции» в подростковом возрасте. Основными методами в данной системе могут быть такие как разминки, инсценировки, театрализованная деятельность, работа с художественными произведениями и т.д. Различные методы призваны сформировать у детей подросткового возраста представление о собственных личностных качествах, отражающих систему сформированности личностного развития. Одним из основных методов педагогической поддержки является именно метод портфолио.
[...]
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 2009. – 258 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Академия, 2012. – С.7–44.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2011. – 620 с.
4. Бубнова, И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 1 (72). – С.22-25.
5. Гамезо, М.В. Общая психология: Учебно-методическое пособие / В.С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2017. – 251 с.
6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология личности. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В.В. Архангельской – М.: АСТ, 2016. – 350 с.
7. Гончарова, И.И. Педагогический опыт формирования представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе / И.И. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 245–249.
8. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академия, 2009. – 218 с.
9. Державина, Ю. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков / Ю. Державина // Студенческая наука и XXI век. – 2011. – № 8. – С. 229–233.
10. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 2009. – 168 с.
11. Истратова, О.Н. Роль семьи в становлении я-концепции современных подростков / О.Н. Истратова, А.В. Яценко // European Social Science Journal. – 2013. – С.15-28.
12. Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения // Г. В. Залевский. – М.: ИП РАН, 2017. – 336 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
14. Караваева, Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) / Д.О. Караваева // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всероссийской науч.-практ. кон-ференции; Ф.В. Дериш (отв. ред). – Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т. 2015. – № 9–2(36). – С. 263–268
15. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 2014.— 252 с.
17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2012. – 258 с.
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 164 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 720 с.
20. Смирнов, А. Н. О понятиях «Я-концепция» и «Концепция жизни личности» // Вестник Саратовского гос. социально-эконом. ун-та. – 2006. – № 13. – С. 143–146.