Формирование эстетической культуры старшеклассников во внеклассной работе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование эстетической культуры старшеклассников во внеклассной работе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование эстетической культуры старшеклассников во внеклассной работе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: СШ №111 (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета диагностики уровня эстетической культуры младших подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Формирование эстетической культуры ученика в истории педагогики
1.2 Особенности формирования эстетической культуры старшеклассников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1 Формирование эстетической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности
2.2 Состояние формирования эстетической культуры учащихся 10 класса СШ №111 г. Минска во внеклассной работе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическая культура – очень широкое понятие. Оно включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, работе, общественной жизни, жизни, искусству. Однако знания об искусстве настолько многогранны и своеобразны, что выделяются из общей системы эстетического образования как его особая часть. Воспитание детей с помощью искусства является предметом художественного образования. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе воспитания эстетической культуры необходимо решать следующие задачи: системно развивать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления, их художественные и творческие способности, формировать основу эстетического вкуса. Формирование эстетической культуры является важнейшим аспектом воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на знание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом формирования эстетической культуры является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа педагога в данном направлении основывалась на науке и велась по конкретной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с последовательным усложнением требований, дифференцированным подходом к знаниям и навыкам детей разного возраста. Формирование эстетической культуры тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое образование реальности предполагает близость к жизни, стремление трансформировать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Эстетическая культура является основной частью культуры, которая, в свою очередь, многогранна. Она основана на: эстетическом сознании и эстетических ценностях людей, определенных эстетических моментах в различных видах деятельности и, конечно же, эстетическом воспитании. Особое место в эстетической культуре и эстетическом воспитании занимает народное искусство. Эстетическая культура человека – это, прежде всего, чувственное понимание и осознание культурного мира.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Формирование эстетической культуры ученика в истории педагогики
Идеи эстетического воспитания зародились еще во времена Платона и Аристотеля, и на сегодняшний день суть, цели и задачи эстетического воспитания были переосмыслены. Это связано с тем, что эстетика как наука сформировалась очень давно, и сегодня она активно развивается. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisteticos» – «воспринимается чувством» [1, с. 412]. По мнению философов материалистов Д. Дидро и Н. Г. Чернышевского, «объект эстетики как науки – прекрасное» [20, с. 15]. Категория красоты – основа эстетической системы образования.
Стоит отметить, что долгая история существования эстетики как науки породила множество определений понятия «эстетическая культура», а также неоднозначность его методов и средств. Рассмотрим более подробно суть понятия «эстетическая культура».
Содержанием эстетического воспитания является эстетическая культура, т.к. функция системы эстетического воспитания состоит в передаче молодому поколению эстетического опыта, накопленного человечеством, и в развитии задатков индивида к эстетической деятельности, т.е. в формировании эстетической культуры.
В контексте исследуемого вопроса эстетическая культура нас интересует «как совокупность эстетических ценностей, участвующих в духовном формировании общества и личности и в практическом преобразовании действительности «по законам красоты» [4, с. 52].
Понятие «эстетическая культура», введенное в 20 веке известным немецким ученым Э. Мейманом, подробно анализируется в современной литературе по философии и эстетике.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1 Формирование эстетической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности
Внеклассная деятельность – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [12, с. 25].
Внеклассная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Рассмотрим эти возможности.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно современным представлениям ученых, эстетическая культура – неотъемлемая часть культуры в целом. Это не только совокупность усвоенных ценностей как результатов предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, распространения эстетических ценностей. Термин «эстетическая культура» имеет множество разновидностей и формулировок, что предопределяет различные направления научного поиска. Анализ интерпретаций данного термина дает нам основание утверждать, что наблюдается теоретическая неадекватность в трактовке рассматриваемого явления, и что, в свою очередь, создает определенные трудности как для теории, так и для практики эстетического воспитания.
Эстетическая культура учащегося старших классов – это умение расшифровать и организовать эстетический опыт, предвидеть перспективу развития своего пребывания в образовательной среде, определять тенденции процесса своего взаимодействия с ним, корректировать промежуточные результаты. В практической деятельности учащемуся необходимо особое чувство равновесия, между идеально мыслимым и реально возможным, между возможностью и потребностью, средством и целью.
Можно выделить значительное число форм работы школ, направленных по формирование эстетической культуры учащихся.
По месту проведения формы эстетического воспитания делятся на внутришкольные мероприятия (факультативы, периодические занятия для разных возрастных групп); внешкольные мероприятия (посещение выставок, музеев, театров, выезд на природу); личный контакт с деятелями искусства; сопряженные формы (занятия в спортивных, музыкальных, художественных школах и пр.).
По способу организации формы эстетического воспитания делятся на: групповые (классные часы, направленные на формирование эстетической культуры школьников, факультативные занятия, студии, кружки); массовые (посещение выставок, музеев, театров и пр.); самостоятельные (участие школьников в различных конкурсах, выставках и пр.).
1. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
2. Веремьев, А.А. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования / А.А. Веремьев. – Брянск, 2011. – 124 с.
3. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. – М.: Педагогика, 2003. – 264 с.
4. Ефремова, Л. И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л. И Ефремова, А. А. Соловьев // Начальная школа. – 2017. – №11. – С.52–56.
5. Каган М.С. Философия культуры / Акад. гуманитар. наук; Спб. гуманитар. ун-т профсоюзов; Спб. гос. ун-т. – Спб.: Петрополис, 2006. – 415 с.
6. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко. – М, 2013. – 304 с.
7. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак // Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. – Минск, 2011 – 192 с.
8. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2007. – 240 с.
9. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 2013. – 304 с.
10. Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания / Б. Г. Лихачев. – М.: Прогресс, 2012. – 430 с.
11. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2012. – 160 с.
12. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2015. – 48 с.
13. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся старших классов школы: автореферат дис. док. пед. наук: 13.00.01 / А.Ж. Овчинникова. – Моск. пед. гос. ун–т. – Москва, 2008. – 32 с.
14. Петрова, Г.А. Воспитание эстетической культуры будущих педагогов в условиях университетского образования / Г.А. Петрова. – Казань: Центр инновац. технологий, 2009. – С. 142–149.
15. Печко, Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры / Печко Л. П. // Обсерватория культуры: журнал–обозрение. – 2014. – №4. – С. 78 – 86.
16. Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в старшей школе: Педагогическая диагностика: методические указания / Г.С. Поддубская. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010 – 52 с.
17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2014. – 224 с.
18. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
19. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
20. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Н. Г. Чернышевский. – М. : Гослитиздат, 2009. – 92 с.
21. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Советская педагогика, 2006. – 344 c.
22. Якушева, С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: монография / С.Д. Якушева. – Оренбург, РИК ГОУ ОГУ, 2004 – 170 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета диагностики уровня эстетической культуры младших подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты