Поэтика повести К.С. Льюиса Письма Баламута
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Поэтика повести К.С. Льюиса Письма Баламута»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Поэтика повести К.С. Льюиса Письма Баламута
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 Поэтика художественного произведения как литературоведческая проблема
1.2 История создания повести К.С. Льюиса «Письма Баламута»
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ К.С. ЛЬЮИСА «ПИСЬМА БАЛАМУТА»
2.1 Жанровые особенности повести К.С. Льюиса «Письма Баламута»
2.2 Содержательные особенности повести К.С. Льюиса «Письма Баламута»
2.3 Композиционные особенности повести К.С. Льюиса «Письма Баламута»
2.4 Основные типы персонажей в повести К.С. Льюиса «Письма Баламута»
2.5 Художественные средства воплощения авторских идей в повести
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время повышается интерес к произведениям современного классика английской литературы Клайва Стейплза Льюиса.
Для читателей К. Льюис представал ученым-филологом, знатоком классической и средневековой литературы, богословом и пламенным проповедником. Идея написания повести «Письма Баламута» появилась в годы Первой мировой войны во время выступления К. С. Льюиса перед британскими солдатами.
К.С. Льюис входит в разряд писателей, чьи произведения еще не полностью изучены. Внимание ученых концентрируется, как правило, на сюжетно-содержательной сфере его произведений. Много работ посвящено творческому пути К.С. Льюиса и эволюции его философских взглядов, но поэтике и собственно литературным достоинствам его книг уделяется недостаточно внимания. Анализ различных исследований повести К.С. Льюиса «Письма Баламута» (Н.А. Ефимова, Н.А. Мороз и др.) показал, что проблемы поэтики данного произведения остаются не до конца освещенными. Именно этот аспект требует дальнейшего изучения. Этим объясняется актуальность данной работы.
Выбранная для исследования повесть «Письма Баламута» является произведением, которое становится точкой опоры для тех, у кого есть вера и для тех, кто ищет себя. В повести демонстрируются самые низкие и коварные мотивы человеческих поступков. Исследование таких элементов поэтики, как композиция, сюжет, тематика повести и типы персонажей позволяет лучше понять суть произведения.
В первой главе, опираясь как на уже существующие в научном обиходе наработки В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.В. Томашевского и др., так и на собственные наблюдения над материалом, мы можем рассмотреть уже сложившиеся подходы относительно поэтики литературного произведения, методах и инструментах ее изучения. При данном рассмотрении важно ответить на вопрос, что же такое поэтика? Для того чтобы лучше понять, каким образом К.С. Льюис пришел к созданию произведения «Письма Баламута» мы обратимся к его биографии и истории написания повести, основываясь на анализе исследовательских работ О.В. Большаковой, Н.В. Эппле, Н.Л. Трауберга, П.В. Тюленева и др. Биография автора является связующим звеном с литературным произведением. Благодаря ей мы можем понять, чем руководствовался автор, какие проблемы для себя ставил в свое время и какие стратегии выбирал. Так или иначе, биография К.С. Льюиса – это предтеча художественного творения автора.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 Поэтика художественного произведения как литературоведческая проблема
Поэтика – это наука о системе средств выражения в художественном произведении. В более широком смысле, поэтика является одним из разделов теории литературы. В этом контексте, теоретическая поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, где фокус направлен на различные уровни текста.
Термин «поэтика» (от греч. poietike – искусство творения) появился еще в древней Греции; он был введен Аристотелем в трактате «О поэтическом искусстве» и обозначал учение о художественной литературе.
Однако, к проблеме поэтики художественного текста обращались многие именитые исследователи, например, М.М. Бахтин, Г.О. Винокур, В.М. Жирмунский, А.П. Скафтымов, Б.В. Томашевский, В.В. Виноградов и др..
В свое время, Веселовский обосновал крайне важное для поэтики положение об относительной автономии поэтического стиля от содержания, о собственных положениях развития форм. В противовес этому, психологическая школа выдвинула свой личный подход в лице Потебни, но сама идея была заложена В. Гумбольдтом о языке как деятельности. Данная идея основывалась на том, что слово (в художественном произведении) не просто формирует мысль, а строит ее.
Нельзя не отметить значительный вклад Шкловского и его рецептивную эстетику. В своих работах Шкловский вводит прием «остранения», который становится ключевым для понимания данной школы. А далее, работы М. Бахтина прокладывают дорогу в исследования поэтики – «Проблема поэтики Достоевского», где впервые появляются такие понятия как полифония и хронотоп.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ К.С. ЛЬЮИСА «ПИСЬМА БАЛАМУТА»
2.1 Жанровые особенности повести К.С. Льюиса «Письма Баламута»
«Письма Баламута», самое необычное и самое известное из произведений К. С. Льюиса. Оригинальность произведения заключается в уникальном эпистолярном жанре – фиктивной переписки бесов-искусителей, предметом которой становятся основные стратегии и хитрости получения человеческих душ.
Особенностями эпистоялрного жанра можно счиать следующее: 1) эффект реалистичности повествования; 2) письма включают несколько рассказчиков вместо всеведущего повествователя; 3) наличие разных точек зрения; 4) Наличие жу субъективной точки зрения делает жанр предтечей современного психологического романа; 5) адресат – адресант.
Выбор К.С. Льюисом данной жанровой формы восходит к истокам английского эпистолярного романа. Из английской традиции 18-го века самым знаковым автором считался Сэмюэль Ридчардсон, который известен по романам «Памела» и «Кларисса». К.С. Льюиса по больше мере привлекал роман именно этой эпохи, потому что тот считался дидактическим, вмещающий в себя определенный свод моральных заповедей, а в более широком смысле, это был роман идей, в котором персонажи рассуждали над каждой из них. Эта же традиция характерна для «Писем Баламута».
Однако, повесть К.С. Льюиса воплощает в себе нечто новое, ведь она создавалась в 20 веке, в период, когда эпистолярный жанр всячески оспаривался и критиковался. Например, ставились вопросы о повествовательной точке зрения, самосознания и авторской позиции. Автор выбрал весьма интересную позицию: все письма ведутся от лица одного повествователя. Соответственно, это дает возможность автору наделить письма характером самоисследования и раскрытия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенного исследования можно сделать вывод, что повесть «Письма Баламута» крайне многоплановое и структурное произведение.
Повесть К.С.Льюиса «Письма Баламута» отличается наличием различных жанровых черт: мы можем рассматривать повесть как эпистолярий, как философский роман, проповедь, сатиру или притчу. Такое богатое разнообразие жанровых форм приводит к мысли о том, что произведение создавалось при учете различных традиций и эпох.
Мы установили, что повесть на содержательном уровне строится на концепте двоемирия, который отражает взаимоотношения героев, особенности мировоззрения каждого и проблемы общества. На композиционном уровне повесть имеет четкую последовательную структуру. Автор использовал предисловие, которое вводит читателя в повествовательный дискурс, однако, эпилог отсутствует.
Художественные средства выражения авторского видения, на примере метафоры и аллегории, которые были проанализированы, отображают глубокое видение человеческой души и личное отношение автора к религии.
1. Большакова 2004 – Большакова, О. В. Хроники Льюиса/О.В. Большакова // Новый Завет. – 2004. – № 8. – С. 8 – 9.
2. Булгаков 1998 – Булгаков, С. Н. Жизнь за гробом / С. Н. Булгаков. – М., 1998. – 16 с.
3. Виноградов 1976 – Виноградов, В. В. Поэтика русской литературы / В. В. Виноградов // Избранные труды. – М: Наука, 1976. – 516 с.
4. Виноградов 1981 – Виноградов, В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. М: Высшая школа, 1981. – 320 с.
5. Винокур 1990 – Винокур, Г. О. Филологические исследования / Г. О. Винокур // Лингвистика и поэтика. – М: Наука, 1990. – 452 с.
6. Гаспаров 1987 – Гаспаров, М. Л. Поэтика / М. Л. Гаспаров // Литературный энциклопедический словарь. – М: 1987. – 1415 с.
7. Ефимова 2009 – Ефимова, Л.Н. Письма Баламута в творческом наследии К. С. Льюиса: человеческая жизнь в символическом освещении / Л. Н. Ефимова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – 2009. – № 4. – С. 186–188.
8. Ефимова 2012 – Ефимова, Л. Н. Эволюция прозы К. С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности / Л. Н. Ефимова. – М: Перо, 2012. – 180 с.
9. Иванов 2016 – Иванов, А. Клайв Стейплз Льюис. Проповедь через слово / А. Иванов // Труды Перервинской православной духовной семинарии. – 2016. – № 15. – С. 41–88.
10. Клайв 1994 – Клайв, С. Л. Просто христианство. Бог под судом / С. Л. Клайв ; пер. Н. Трауберг. – М. : Гендальф, 1994. – С. 205–214.
11. Лит. энц. сл. 1987 – Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987. – 751 с.
12. Нестерова ЭР – Нестерова, И. А. Поэтика художественного произведения / И. А. Нестерова // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://odiplom.ru/lab/poetika-hudozhestvennogo-proizvedeniya.html.
13. Тамарченко 2008 – Тамарченко, Н. Д. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко. – М: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
14. Томашевский 1999 – Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: учебное пособие / Б. В. Томашевский. – М: Аспект Пресс, 1999. – 334 с.
15. Трауберг ЭР – Трауберг, Н. Л. Несколько слов о К. С. Льюисе / Н. Л. Трауберг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.ru/LEWISCL/aboutlewis2.txt/.
16. Тюленев 2010 – Тюленев, П. А. Классики. Клайв Стейплз Льюис / П. А. Тюленев // Мир фантастики. – 2010. – № 29. – С. 15.
17. Федосеева 2011 – Федосеева, Т. В. Введение в литературоведение / Т. В. Федосеева. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2011. – 212 с.
18. Эппле 2013 – Эппле, Н. В. Клайв Стейплз Льюис. Настигнутый радостью / Н. В. Эппле // Фома. – 2013. – № 11 (127). – С. 15 – 23.
19. Gibb 1966 – Gibb, J. Light on C.S. Lewis / J. Gibb [and oth.]. – New York: NY Harcourt, Brace & World, 1966. – 160 р.
20. Lewis 2001 – Lewis, C. S. The Screwtape Letters / C. S. Lewis. – New York: Harper One, 2001. – 209 p.
21. Seward ER – Seward, N. A fair–tale for grown–ups: Christian orthodoxy in the theology of C. S. Lewis / N. Seward [Electronic Source]. – Mode of access: www.core.ac.uk/reader/9348315/.
22. Ward ER – Ward, M. The Narnia Code: C. S. Lewis and the Secret of the Seven Heavens Tyndale / M. Ward [Electronic Source]. – Mode of access: www.files.tyndale.com/thpdata/firstChapters/978–1–4143–3965–8.pdf/.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты