ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие и сущность торговли
1.2 Функции торговли
1.3 Виды торговли
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Государственное регулирование торговли: основные направления и принципы
2.2 Нормативно-правовое регулирование торговли в Республике Беларусь
3 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда государственная политика направлена на формирование и развитие социально ориентированной рыночной экономики, особую значимость приобретает устойчивое развитие торговли. Именно торговля по своему назначению и целевым ориентирам имеет социальную направленность, потому что непосредственно связана с интересами конечных потребителей ее услуг. Торговля является ведущим и быстроразвивающимся видом экономической деятельности, которая путем реализации товаров и оказания торговых услуг активным образом участвует в решении задач повышения уровня жизни населения и углублении рыночных реформ.
Главной функцией торговли следует считать реализацию товаров населению и смену форм стоимости. В результате осуществления операций по купле-продаже товаров в торговле происходит окончательная реализация произведенных товаров населению и удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, которое создает прочную базу для достижения экономической стабильности, обеспечивает благоприятный морально-психологический климат среди населения. Именно социальная направленность торговли обусловливает необходимость ее постоянного и продуманного регулирования со стороны государства.
Тема анализа правового регулирования торговли в Республике Беларусь, так как торговля в нашем государстве, равно как и в любом ином государстве, занимает значительную часть в экономике страны. Хоть наша страна и не является сравнительно большой с другими европейскими странами, все же основные показатели торговли в ней повышаются, а, следовательно, улучшается и состояние отрасли в целом.
В Беларуси пока недостаточно внимания уделяется проблемам развития и правового регулирования отдельных видов торговли, в частности, электронной торговли.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие и сущность торговли
Понятие «торговля» можно рассматривать в различных аспектах:
- как экономическая категория;
- как отрасль экономики государства;
- как вид предпринимательской деятельности.
Торговля как экономическая категория представляет собой отношения обмена посредством купли-продажи товаров с использованием денег. В таком контексте она может рассматриваться в качестве своеобразной формы организации товарно-денежного обмена продуктами труда, которая характеризует в условиях ранка конкуренцией и преследует цели как можно большего удовлетворения потребностей потребителей. Отсюда можно торговлю рассматривать также как форму товарного обращения, которая представляет собой связь некое связующее между производством и потреблением.
Как отрасль экономики государства торговля есть важное и крупное подразделение экономики, которое включает совокупность торговых организаций, предприятий, торговых объектов и обладает общностью материально-технической базы, кадрового потенциала и торгово-технологического процесса. В таком случае торговле присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем государства. Внутренние свойства – устойчивость, однородность, внешние – способность ее к адаптации, а также ее обусловленность [1].
Т.М. Безбородова и М.Б. Дюжева торговлю охарактеризовали именно как составную часть экономики любого государства. При этом торговля есть самая большая часть экономики страны, не только по объему деятельности, но и по вкладу в общий экономический потенциал [2, с. 8].
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Государственное регулирование торговли: основные направления и принципы
Государственное регулирование представляет собой сложную систему осуществляемых государством мер по созданию предпосылок для лучшего развития рыночной экономики в цельном и, в частности, бизнеса. Вмешательство государства в деятельность рыночных механизмов базируется на комплексе составляющих разных теорий регулирования – монетаризма, кейнсианства и конвергенции социально-экономических систем. Эти теории хотя и подготовлены для рыночной экономики, но в чистом виде не использовались. Они подразумевали внедрение в зависимости от стадии развития общества [2, с. 20].
Государственное регулирование выступает в роли системы мер, которые установлены государством с целью основания равных подходящих условий для абсолютно всех субъектов хозяйственной деятельности.
Влияние государства на сферу товарного обращения с целью сбалансирования предложения и спроса производится в последующих направлениях:
- управление налоговой и денежно-кредитной политикой;
- стабилизация цен и тарифов на определенные социально важные товары и услуги;
- введение квот, стандартов, лицензий и технических условий к качеству товаров и услуг;
- установка социальных, гуманитарных и экологических норм;
- установление требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в государственные органы;
- создание системы программ и мероприятий для свершения назначенных параметров экономики (к примеру, программы поддержки малого бизнеса) и т.д.
3 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На сегодняшний день основная цель торговли состоит в стабильном обеспечении потребности населения в высококачественных товарах широкого ассортимента, главным образом, отечественного производства при высоком уровне обслуживания. С этой целью требуется глубокая и всесторонняя модернизация торговли.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года разработала меры, которые направлены на такую модернизацию.
В качестве основных мер, которые позволят модернизировать торговлю, она называет:
- развитие электронной торговли;
- расширение системы электронного декларирования;
- развитие приграничной отрасли;
- внедрение товарных сетей Беларуси за ее пределы;
- проведение международных выставок, ярмарок;
- повышение доли товаров отечественного производства в сфере торговли Беларуси (с 64,3 процентов в 2013 году до 80 процентов в 2030 году);
- строительство современных торгово-развлекательных комплексов [28, с. 56–57].
Если рассматривать исключительно сферу внешней торговли Республики Беларусь, то стоит отметить, что в ней существует множество проблем, среди которых стоит назвать следующие: постоянно растущее отрицательное сальдо торговли именно товарами (с 2016 года сентябрь 2017 года оно снизилось с -1 391,1 до -1 726,4 млрд. дол. США); слабая конкурентоспособность отечественных товаров; высокая импорто-способность товаров белорусского производства. С целью решения таких проблем требуется максимально обеспечить использование внутренних ресурсов при производстве белорусских товаров, товары должны быть усовершенствованы с тем, чтобы они могли конкурировать с товарами импортного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Торговля может быть рассмотрена с различных аспектов, наиболее важный из которых – правовой, суть которого сводится к тому, что торговля – это предпринимательская деятельность, которая направлена на приобретение и продажу товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с продажей товаров.
2. Исходя из названных функций, можно увидеть, что торговля играет важную роль во всех социально-экономических процессах. Основными функциями торговли являются обмен результата труда на деньги; доведение товаров из сферы производства в сферу потребления; активное воздействие на производство и потребление.
3. Основными видами торговли являются внешняя и внутренняя торговля. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на розничную и оптовую. Внешняя торговля также включает в себя международную торговлю. По итогам настоящего параграфа можно отметить, что торговля Республики Беларусь активно развивается, экономике Беларуси свойственна и оптовая, и розничная торговля.
Организационные формы осуществления торговли различаются в зависимости от того, каким именно образом осуществляется торговля. На основании этого можно выделить такие основные формы осуществления торговли как комиссионная торговля, торговля по конкурсам, аукционам, биржевая торговля, развозная, разносная торговля и др. Суть каждой формы осуществления торговли едина – продавец, производитель реализует товар, а потребитель, покупатель его приобретает, однако формы различны.
4. Республика Беларусь осуществляет полное государственное регулирование экономики в целом. В сфере такого регулирования большая роль отведена государственному регулированию торговли.
1. Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направлении совершенствования [Электронный ресурс] / Бобродобро. – Режим доступа: http://trade.bobrodobro.ru/64239.
2. Безбородова, Т.М. Управление предприятиями торговли: учебное пособие / Т.М. Безбородова, М.Б. Дюжева. – Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. – 343 с.
3. Абалкин, Л.И. Большая советская энциклопедия / Л.И. Абалкин. – М.: Экономика, 1999. – 1055 с.
4. Вавилов, И.С. Беседы русского купца о торговле / И.С. Вавилов. – Ч. 2. – СПб.: В типогр. штаба отдельного корпуса, 1846. – 194 с.
5. Шершеневич, Г.Ф. Учебник торгового права / Г.Ф. Шершненевич. – СПб.: Изд-во Братьев Башмаковых, 1907. – 99 с.
6. Марков, А. Самоучитель торгового дела, конторского, бухгалтерии и законов, к торговле относящихся / А. Марков. – М., 1871. – 65 с.
7. Годунин, О.Р. Хозяйственное право: учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей / О.Р. Годунов. – Минск: БГУ, 2000. – 114 с.
8. Краткий конспект лекций по хозяйственному праву [Электронный ресурс] / Институт повышения квалификации и переподготовки МГУ им. А.А. Кулешова. – Режим доступа: http://ipkmog.by/docs/logist/konsprct_xoz.pdf.
9. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 128-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 397-З. – № 2/2395.
10. Кузнецова, О.Д. История экономики: учебник / О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 384 с.
11. Аборвалова, О.Н. Европейская торговля в эпоху средневековья / О.Н. Аборвалова // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4. – С. 2-7.
12. Народное хозяйство РСФСР. Статистический сборник. – М., 1957. – 560 с.
13. Аборвалова, О.Н. Советская торговля в 30-40 гг. ХХ века / О.Н. Аборвалова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 1 (09). – С. 4-11.
14. Организация торговли: учебник / В.В. Алопий [и др.]; под общ. ред. В.В. Алопий. – Киев, 2014. – 562 с.
15. Плеханов, Г.В. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Г.В. Плеханов. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 446 с.
16. Численность занятого населения по видам экономической деятельности 2010-2016 гг. [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/
17. Егоров, В.Ф. Организация торговли: учебник для вузов / В.Ф. Егоров. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
18. Белявцев, М.И. Инфраструктура товарного рынка: учебное пособие / М.И. Белявцев, Л.В. Шестопалова. – Донецк: ДонНУ, 2003. – 418 с.
19. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2017. – 656 с.
20. Салпагарова, Э.Б. Роль и значение розничной торговли в сфере услуг / Э.Б. Салпагарова // Бизнес в законе. – 2010. – № 4. – С. 196–199.
21. Камоева, Т.К. О роли розничной торговли в экономике России / Т.К. Камоева // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3. – С. 196–198.
22. Зарипова, Э.Р. Понятие и сущность международной торговли / Э.Р. Зарипова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (46) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/social/10(46).pdf
23. Электронная коммерция в Беларуси. Итоги-2016 и ожидания-2017 от Максима Маринича [Электронный ресурс] / Про бизнес. – Режим доступа: https://probusiness.io/markets/2999-elektronnaya-kommerciya-v-belarusi-itogi-2016-i-ozhidaniya-2017-ot-maksima-marinicha-deal-by.html.
24. О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики: Постановление Совета МинистровРесп. Беларусь, 30 мая 2003 г., № 724 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 654. – № 5/44123.
25. О защите прав потребителей: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 313-З. – № 2/2311.
26. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания: Постановление Совета МинистровРесп. Беларусь, 22 июл. 2014 г., № 703 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 654. – № 5/44123.
27. О модельном законе «Об электронной торговле»: постановление Межпарламент. Ассамбл. государств – участников СНГ, 25 нояб. 2008 г., № 31-12 [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=45774;dst=100014#0.
28. Александрович, Я.М. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года / Я.М. Александрович // Экономический бюллетень. – 2015. – № 4 (214). – С. 56–57.
29. Костюк, И.В. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / И.В. Костюк. – Казань, 2007. – 213 с.