ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
1.2 Методический аспект использования логопедической ритмики в коррекционной работе
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
2.1 Методические рекомендации по использованию комплекса средств логопедической ритмики по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием
2.2 Программа использования логопедической ритмики по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Функция речи является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи развиваются высшие ментальные формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Владение речью способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе.
Разработка правильного произношения – одна из основных задач логопедической работы. Развитие воспроизведения звука – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей слушать речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь помнить материал, воспринимаемый на слух, слышать звук собственной речи и быть способный исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем понимания собственного произношения, выработки четкой артикуляции отдельных звуков.
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании в речи ребенка проявляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание относится к нарушениям темпа, ритма и плавности речи. Как правило, заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до 3,5 лет. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2 - 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, снижает учебную мотивацию, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию. Заикание может явиться причиной возникновения трудностей в овладении ребенком навыка письма.
В современной коррекционной работе в различных методах реабилитации все чаще используется логоритмика как одно из независимых средств коррекционного действия и в сочетании с музыкальными и ритмическими упражнениями.
Цель курсовой работы: изучить процесс формирования плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием с помощью средств логопедической ритмики.
Объект исследования: речевые особенности у детей дошкольного возраста с заиканием.
Предмет исследования: особенности использования логопедической ритмики в процессе формирования плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с заиканием.
2. Проанализировать методический аспект использования логопедической ритмики в коррекционной работе.
3. Разработать методические рекомендации по использованию комплекса средств логопедической ритмики по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием.
4. Предложить программу использования логоритмики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с заиканием.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
Дети дошкольного возраста, страдающие заиканием, характеризуются специфическими особенностями психического и речевого развития.
В современной специальной литературе различают три степени заикания:
– легкая, при которой заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
– средняя, при которой в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
– тяжелая, при которой заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями [1, с. 83].
Дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста, страдающие от заикания, делятся на группы в зависимости от степени болезненности фиксации. Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают различное содержание. Фиксированность на дефекте определяют как:
– особое свойство внимания (устойчивое, застрявшее навязчивое, сосредоточенное);
– осознание дефекта, его идея, другое эмоциональное отношение к нему (опыт, беспокойство, страх).
Согласно степени болезненной фиксации, есть три группы заиканий:
1. Нулевая степень болезненной фиксации. Младшие школьники не страдают от нарушения сознания или вообще не замечают его. Им не хватает элементов сдержанности, чувствительности к их неправильной речи, а также любых попыток преодолеть недостатки.
2. Умеренная степень болезненной фиксации. Младшие школьники беспокоятся о своем дефекте, прибегают к различным трюкам, стараются меньше общаться. Они знают об их заикании, испытывают ряд неудобств, пытаются скрыть их недостаток.
Попытки замаскировать речевые трудности обусловливают использование детьми с заиканием различных неречевых и речевых уловок, которые наблюдаются при общих двигательных навыках (например, движения руками, ногами, телом, головой и т.д.). Реже эти трюки наблюдаются при речевых моторных навыках (кусание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т.д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот и т.д.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
2.1 Методические рекомендации по использованию комплекса средств логопедической ритмики по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием
У детей дошкольного возраста с заиканием обнаруживаются серьезные проблемы в формировании плавности речи. С целью формирования плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием целесообразно уделять внимание данному аспекту на логоритмических занятиях.
И.В. Кижло выделяет следующие основные принципы коррекционно-педагогической работы по формированию плавности речи у детей с заиканием на логоритмических занятиях:
1. Принцип сознательности и активности. Активность детей на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями, сюжетным характером, использованием декораций, костюмов.
2. Принцип деятельностного подхода предполагает учет различных видов деятельности (игровая, музыкальная, предметно-практическая и др.). Коллективная предметно-практическая деятельность, организованная педагогом на логоритмических занятиях, создает естественные условия для мотивированного общения.
3. Принцип индивидуального подхода направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, скорость протекания мыслительных операций, уровень сформированности знаний и навыков, мотивации, уровень развития эмоционально-волевой сферы), так и его специфические особенности, свойственные детям с тяжелыми нарушениями речи. Индивидуальный подход позволяет не только вести работу по формированию темпо-ритмической стороны речи в целом, но и специально уделять внимание положительным качествам в личности ребенка.
4. Принцип дифференцированного подхода обусловлен выделением типологических особенностей детей и объединение их на этом основании в группы. Так, вместе могут обучаться школьники с различными уровнями сформированности темпо-ритмической стороны речи (высокий, средний, низкий, критически низкий). В связи с этим, педагог организует коррекционно-образовательный процесс дифференцированно, исходя из наличия однородных групп, определяет для каждой из них содержание работы по формированию темпо-ритмической стороны речи, ее темп, объем, методы, средства, формы контроля и мотивации учения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
У детей дошкольного возраста, страдающих заиканием, отмечаются повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, раздражительность. У дошкольников с неврозоподобной формой заикания отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми.
В настоящее время в логопедии разработан ряд авторских методов логопедической ритмики, которые используются практиками в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с заиканием по формированию плавности речи. Эти методы направлены на преодоление расстройств речи путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторы отмечают необходимость определенной последовательности логоритмических упражнений с учетом принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач.
Во второй главе работы были предложены методические рекомендации по использованию комплекса средств логопедической ритмики по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Данные методические рекомендации были разработаны с соблюдением следующих принципов: принцип сознательности и активности, принцип деятельностного подхода предполагает учет различных видов деятельности, принцип индивидуального подхода, принцип дифференцированного подхода, принцип систематичности и последовательности, принцип всестороннего воздействия предполагает влияние на организм ребенка в целом, принцип художественности раскрывается в явлениях образности, принцип связи с жизнью, принцип тематического планирования. Коррекционно-педагогическую работу по формированию плавности речи на логоритмических занятиях необходимо строить на основе принципов: комплексности, системности, развития, доступности, наглядности. Содержание и дидактические приемы логопедической ритмики подбираются и внедряются дифференцированно, с учетом возраста детей, структуры и составу нарушенных функций. Логоритмические занятия должны иметь коммуникативную направленность.
В ходе данного исследования была разработана программа использования логопедической ритмики по формированию плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием. Если применить на практике разработанные рекомендации по использованию логопедической ритмики в процессе формирования плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием можно прийти к следующим результатам. Дети научатся воспроизводить интонации по образцам, различать разные типы интонаций, выражать какой-либо тип интонации эмоционально и мимически. Дети научатся находить ударный слог, основное слово во фразе, выделять его голосом, контролировать свой голос по силе и высоте. Они также научатся контролировать тембр голоса, изменять его в зависимости от ситуации, определять характер изменений тембра других людей. Нормализуется скорость речи.
1. Алмазова, Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков / Е. С. Алмазова // Расстройства речи у детей и подростков / под общ. ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Медицина, 1969. – С. 80–99.
2. Артемова, Е. Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедических занятий с неговорящими детьми / Е. Э. Артемова // Логопедия. – 2007. – № 1 (15). – С. 28–29.
3. Артемова, Е. Э. Речевая интонация / Е. Э. Артемова // Экспериментальная фонетика. – Минск : Вышэйшая школа, 1971. – 36 с.
4. Арутюнян, Л. З. Симптоматика заикания и стратегия терапии / Л. З. Арутюнян, М. А. Арутюнян // Логопедия. – 2012. – № 1. – С. 14–15.
5. Бабушкина, Р. Л. Логоритмика – занятие или игра? : пособие по логоритмике для детей 3 - 7 лет с общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с.
6. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
7. Белякова, Л. И. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : В. Секачев, 1998. – 307 с.
8. Белякова, Л. И. Клиническая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формами речевой патологии / Л. И. Белякова // Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельности : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В. И. Селиверстов. – М. : МГПИ, 1983. – С. 6–19.
9. Битова, А. Л. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития / А. Л. Битова, И. С. Константинова, А. А. Цыганок // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. – 2007. – № 6. – С. 24–28.
10. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
11. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2002. 272 с.
12. Ворошилов, Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками / Е. Л. Ворошилов // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2006. – № 2. – С. 31–36.
13. Гоголева, Л. А. Логоритмика в детском саду / Л. А. Гоголева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 107 с.
14. Кижло, И. В. Методологическое обоснование коррекционно-педагогической работы по формированию темпо-ритмической стороны речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на логоритмических занятиях / И.В. Кижло // Специальное образование: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14–15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. – Минск : БГПУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
15. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
16. Лаврова, Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса / Е. В. Лаврова // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 34–38.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2008. – 280 с.
18. Логопсихология : учебно-методическое пособие / авт.-сост. С. В. Лауткина. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 280 с.
20. Микляева, Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис-пресс, 2005.– 112 с.
21. Митринович-Моджеевска, А. Патология речи, голоса и слуха / А. Митринович-Моджеевска. – Варшава, 1965. – 356 с.
22. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О. С. Орлова. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
23. Павалаки, И. Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников : автореф. дисс…. канд. пед. наук / И. Ф. Павалаки. – М., 2006. – 16 с.
24. Правдина, О. В. Логопедия. / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
25. Савицкая, Н. М. Логоритмика для малышей / Н. М. Савицкая. – СПб.: КАРО, 2005. – 128 с.
26. Филатова, Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии : моногр. / Ю. О. Филатова. – М. : МПГУ, 2012. – 220 с.
27. Филатова, Ю. О. Роль средств визуализации речи на базе информационных технологий в изучении просодическойстороны речи детей и подростков с заиканием / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2010. – № 6. – С. 77–84.
28. Филимонова, В. И. Состояние голоса дошкольников с речевой патологией : автореф. дис. … канд. пед. наук / В. И. Филимонова– М., 1990. – 16 с.
29. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т. Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
30. Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция / Я. Шабала // Пралеска. – 2007. – № 1. – С. 15 – 20.
31. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г. Р. Шашкина. – М: Академия, 2005. – 192 с.