ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ И НОРМ ПРИРОДООХРАННОГО ПОВЕДЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области обучения и воспитания
1.2 Виды проектов, требования, условия, этапы
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРИРОДООХРАННОГО ПОВЕДЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Содержание, методы, формы и средства изучения правил и норм природоохранного поведения с учащимися с нарушением слуха на уроках «Человек и мир» (анализ программных материалов, учебного пособия, анкетирование)
2.2 Исследование степени сформированности природоохранного поведения у учащихся
2.3 Моделирование учебного процесса по использованию метода проектов в изучении правил и норм природоохранного поведения с учащимися с нарушением слуха
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью данной темы исследования является тотальный характер экологических проблем, и специфическое их выражение в каждом регионе планеты настойчиво требуют скорейшей перестройки мышления человечества и каждого конкретного человека.
Важным аспектом жизнедеятельности человека является способность учащихся прогнозировать последствия собственного поведения для окружающей его среды, формировать и использовать на практике свои умения и знания.
Стремительные изменения в природной среде в эпоху научно-технического прогресса связаны с динамичным воздействием человека на природу. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения приобретает все большее значение в современных условиях. Для того чтобы дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, дорожить ее богатством, эти чувства необходимо прививать им с раннего детства, в тот период когда ребенок проявляет большой интерес к окружающему миру [2, с. 64].
Каждый ребенок индивидуален, у каждого свой уровень готовности к обучению, различный социальный опыт, особенности психофизического развития, а также особенности экологической подготовленности.
Важным вопросом является своевременно дать знания младшим школьникам, для формирования природоохранного поведения, а также использования его в своей жизнедеятельности.
Из этого и вытекает задача педагогов, сформировать у детей младшего школьного возраста, соответствующего природоохранного поведения. В этом возрасте им характерно уникальное единство знаний и опыта, что позволяет говорить о возможности формирования ответственного отношения к природе [3, с. 15].
Основными причинами отсутствия экологической культуры у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха являются: низкий уровень знаний о природе у детей младшего школьного возраста, непонимание взаимосвязи живой и неживой природы, отсутствие позитивных и эффективных природных установок у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, отсутствие опыта экологической деятельности, низкий уровень или даже отсутствие образцов природоохранного поведения взрослых.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ И НОРМ ПРИРОДООХРАННОГО ПОВЕДЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области обучения и воспитания
Современное белорусское образование направлено на разработку и совершенствование нового учебного содержания, внедрение нестандартных методов обучения и инновационных технологий в педагогическую практику. Достижение метапредметных и личностных результатов предполагает сформированность внутренней позиции учащихся, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, а также вооружение учащихся суммой действенных знаний, которые легко и сознательно применяются в любой ситуации и, более того, приобретать их самостоятельно.
Одно из ведущих мест среди продуктивных инновационных методов обучения, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проекта. В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практики или теоретически значимой проблемы.
Метод проекта определяется как образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска [20, с. 52].
Участие школьников в разработке проектов обеспечивает и предполагает развитие познавательных интересов детей, умений проводить исследования и ориентироваться в информационном пространстве, проводить поиск и сбор информации, анализировать и систематизировать собранную информацию, использовать приобретенные знания для решения новых теоретических, практических и прикладных задач, способствует расширению кругозора учеников.
В ходе работы над проектом у учащихся формируются и развиваются коммуникативные универсальные учебные действия: дети учатся сотрудничать друг с другом, работать парами и в разных по количеству участников группах, выполнять различные роли: собирать информацию, оценивать собранный материал, представлять его в виде текста, выполнять рисунки к текстам и схемам и др.
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРИРОДООХРАННОГО ПОВЕДЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Содержание, методы, формы и средства изучения правил и норм природоохранного поведения с учащимися с нарушением слуха на уроках «Человек и мир» (анализ программных материалов, учебного пособия, анкетирование)
Для анализа содержания, методов, форм и средств изучения правил и норм природоохранного поведения с учащимися с нарушением слуха была использована учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» предназначена для обучения учащихся I—V классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха и разработана на компетентностной основе с учетом инклюзивных тенденций в образовании.
Данной учебной программой предусмотрено формирование элементарных знаний о природе, обществе и здоровом образе жизни, экокультурное воспитание и гражданственность личностей, развивающийся в условиях слухового ограничения.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- расширить знания учащихся о неживой и живой природе, человеке как части природы, его деятельности, взаимодействии с природой, другими людьми;
- подводить учащихся к элементарному пониманию связей в системе «природа — человек — общество»;
- способствовать усвоению важнейших норм поведения в обществе, микросоциуме и ближайшем природном окружении;
- формировать первоначальные знания об особенностях строения и функционирования организма человека, необходимые для выработки санитарно-гигиенических навыков, соблюдения личной и общественной гигиены;
- прививать правила здорового образа жизни;
- создавать предпосылки для формирования элементов экологической культуры как результата усвоения элементарных научных знаний о природе, взаимосвязи ее компонентов;
- воспитывать патриотизм, национальное самосознание, гуманное отношение ко всему живому;
- развивать познавательный интерес и стремление к осознанию причин природных и социальных явлений;
- формировать и развивать речевые умения учащихся с нарушением слуха [14, с. 221].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование экологического воспитания младших школьников с нарушениями слуха при помощи метода проектов позволяет установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни; обеспечивает реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира; создает условия для плавного и адекватного формирования морально - этических установок; углубление теоретических знаний в области экологии; расширяет экологические представления младших школьников, конкретизирует их на доступных примерах из окружающей жизни; углубляет теоретические знания в области экологии; формирует ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки; обеспечивает более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды, но огромную роль в усвоении учебного материала, есть интерес и мотивация самого ученика.
Замечено, что у большинства младших школьников интерес к природе характеризуется неустойчивостью, преобладающим является интерес к живой природе, особенно к животным. В связи с этим перед проектной деятельностью по экологическому воспитанию становится расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности. При этом доступные средства формирования интереса к природе: прогулки и экскурсии в природу; фенологические наблюдения; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр кино- и видеофильмов о природе.
Благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.
Ребёнку с детских лет надо внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша Земля стала краше, зеленей, богаче. Правильно организованное экологическое воспитание развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Правильно организованное экологическое образование способствует формированию устойчивого интереса к проблемам окружающей среды и формированию экологического сознания, основанного на принципе единства человека и природы.
1. Барзунова, А.М. Метод проектов в начальной школе / А.М. Барзунова, М.А. Барзунов // Образование и наука в современных реалиях : материалы Междунар. Науч.–практ. Конф. (Чебоксары, 4 июня 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 150 с.
2. Бобылева, Л.Д., Экологическое воспитание младших школьников / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева, - М : Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
3. Дежникова Н.С., Воспитание экологической культуры у детей и подростков : учебное пособие / Л. Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова, - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
4. Деревянко, В.А. Уроки экологического творчества / С.С. Савельева, И.Т. Бабанский. – М. : Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.
5. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. / И. Д. Зверев - М. : Просвещение, 1990. - 132 с.
6. Зятьков, М. Метод проектов: от ученика – статиста к ученику – исследователю / М. Зятьков. – М. : - Экономика в школе. – 2001. – № 4. – С.30.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
8. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. — Мн. : Высш. Шк., 2002. – 122 с.
9. Комарова, О.Н. Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://moluch.ru/archive/182/46842/.
10. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Ростов на Дону : изд-во «Феникс», 2013. – 148 с.
11. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся – М. : Исследовательская работа школьников. 2013. № 4. C. 18– 24.
12. Любимова, Ю.С. Проектное обучение: сущностная характеристика и методика организации / Ю.С. Любимова, Е.В. Миранкова. – Минск: Пачатковая школа, 2015. – № 3. – С. 38–42.
13. Метод проектов в начальной школе. Образование и наука в современных реалиях : материалы междунар. науч.– практ. конф., Чебоксары, 4 июня 2017 г. / «Интерактив плюс» ; редкол. : О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары : ЦНС, 2017. – 150 с.
14. Михайловская, Л.В. Инновационные подходы в обучении предмету «Человек и мир» детей со слуховой депривацией / Специальное образование: традиции и инновации : материалы междунар. науч.- практ. конф., Минск, 10-11 апреля 2008 года / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008. – С. 221–223.
15. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008. – 151 с.
16. Радкевич, В.Н. Влияние природы на духовно-нравственное воспитание неслышащего ребенка / под общ. ред. Н.В. Рябовой, Г.А. Винокуровой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск. : - 2012, с. 21 - 35.Салеева, Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников./Л. П. Салеева, - М. : Начальная школа. -1991, N4, С. 24-27.
17. Траулько, Е.В. Методика обучения природоведению учащихся с нарушениями слуха: учебно-методическое пособие / Е. В. Траулько. – Новосибирск. : НГПУ, 2011. – 102 с.
18. Хафизова, Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. – М. : - Начальная школа. - 1988. - № 8. - C.40-46.
19.Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / М. В. Хохлова // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 51–56.
20. Чан Г.М. Экологическая азбука для глухих и слабослышащих детей / Г.М. Чан, О.Г. Пермякова, О.Н. Лукъянова. Непрерывное экологическое образование : от дошкольного уровня до уровня повышения квалификации. – М. : - 2001. – Т. 3. – С. 85–86.
21. Шарипов, Ф. В. Образовательные технологии : проектирование и функционирование / Ф.В. Шарипов. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. – 375 с.