ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы дистанционного обучения учащихся старших классов диалогической речи на основе использования сервиса ZOOM
1.1 Психологические и лингвистические характеристики диалогической речи
1.2 Психологические аспекты устной компьютерно-опосредованной коммуникации на иностранном языке
1.3 Дидактические возможности использования сервиса Zoom для дистанционного обучения учащихся диалогической речи на английском языке
Глава II. Методика дистанционного обучения учащихся старших классов диалогической речи на основе использования сервиса Zoom
2.1 Методические положения, определяющие дистанционное обучение учащихся старших классов диалогической речи на основе использования сервиса Zoom
2.2 Комплекс упражнений для дистанционного обучения учащихся X-XI классов диалогической речи на основе использования сервиса Zoom
2.3 Фрагмент урока по дистанционному обучению учащихся X-XI классов диалогической речи на основе использования сервиса Zoom
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий этап развития цивилизации характеризуется беспрецедентным сочетанием изменчивости и чрезвычайно высоких темпов развития информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, одна из реалий начала 21 века заключается в усилении интеграционных процессов в глобальном образовательном пространстве. Данная тенденция развивается, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Интеграция в образование является частью сложного процесса взаимодействия и взаимопроникновения национальных образовательных структур, что приводит к формированию единого глобального образовательного пространства, включая цифровое образовательное пространство.
Единое глобальное образовательное пространство представляет собой сложный, неравномерный многоуровневый процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, основанный на единстве в подходах, постановке целей, образовательном содержании, терминологии, категориях и стандартах [5]. Это приводит к обогащению каждого из компонентов взаимодействия системы, появлению новых интегративных качеств системы в целом, но не сводится к простой сумме качеств взаимодействующих частей.
Создание системы образования, которая соответствует современному образу мира и способна подготовить население нашей планеты к жизни в новых условиях, является одной из самых фундаментальных и актуальных проблем общества, в котором развитие и совершенствование методов и средства современных информационно-коммуникационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образовании. Именно благодаря данным технологиям созданы реальные перспективы создания системы дистанционного обучения, которая позволяет каждому человеку выбирать свой путь овладения иностранным языком.
Глава 1 Теоретические основы дистанционного обучения учащихся старших классов диалогической речи на основе использования сервиса ZOOM
1.1 Психологические и лингвистические характеристики диалогической речи
Основной целью обучения говорению на иностранном языке является развитие у учащихся умений осуществлять диалогическое, монологическое и полилогическое общение в соответствии с целями, задачами и условиями коммуникации, с соблюдением норм речевого и неречевого этикета.
Характерной формой устно-речевого общения является диалогическая речь. В учреждениях общего среднего образования учащиеся должны овладеть следующими разновидностями диалога: этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-поздравление, диалог-обмен мнениями, диалог-рассуждение, интервью, полилог.
Роль и место диалогической речи в обучении иностранному языку в методической литературе трактуется разными способами. Можно выделить три основных подхода к определению понятия «диалог» [1, c. 89]:
• диалог как средство изучения языка;
• диалог как форма организации учебного процесса;
• диалог как целевой вид речевой деятельности.
А. Стельмашук отмечает, что диалог – это цепочка реплик, порожденных в процессе общения между двумя или более лицами, поэтому в речевом диалоге наиболее полно проявляется функция речи как своеобразного средства коммуникации [15].
Глава 2 Методика дистанционного обучения учащихся старших классов диалогической речи на основе использования сервиса Zoom
2.1 Методические положения, определяющие дистанционное обучение учащихся старших классов диалогической речи на основе использования сервиса Zoom
В современном мире изучение иностранного языка невозможно без обращения к культуре страны изучаемого языка. Расширение международных связей во всех сферах жизни общества обязывают людей, изучающих иностранные языки, быть компетентными не только в области языка, но и в области культуры народов, владеющих этими языками, как родными. На сегодняшний день вопросы, связанные с культурой других стран, приобрели небывалую остроту. К сожалению, такой повышенный интерес к культурам других народов вызван по большей части не стремлением обогатить свою культуру за счёт оригинальности и накопленного опыта других, сколько социальными, политическими и экономическими предпосылками, существующими на мировой арене. К тому же, усиление научно-технического прогресса и открытие новых видов общения вызывают расширение диалогов культур, требующих развитие терпимости по отношению к чуждым культурам, для того чтобы избежать конфликта культур [6].
Увеличение объёма знаний о стране, культуре и быте ведёт не только к расширению запаса знаний, но и к воспитанию в учащемся толерантного отношения к народу и культуре той или иной страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалогическая речь является наиболее распространенной формой словесного общения. Преподавание устной речи в школе целесообразно начинать с этой формы речевого общения. Диалоговая речь отличается менее свободной конструкцией, неподготовленностью, спонтанностью, обусловлена ситуацией, широким использованием неязыковых, паралингвистических способов, эмоциональностью, простотой синтаксических построений, многосоставностью и т.д.
Компьютерные технологии находятся на очень высоком уровне развития и участвуют во всех сферах человеческой жизни. В настоящее время сложно представить жизнь без Интернета, так как именно благодаря нему существует возможность моментально обмениваться сообщениями и данными, даже если собеседники находятся в разных концах света. И именно благодаря ему появилась такая разновидность коммуникации, как компьютерно-опосредованная (КОК) (или электронная – эти понятия синонимичны в контексте данной работы), которая изучается многими учёными со всего мира.
Говоря о виртуальной среде, необходимо иметь ввиду, что независимо от физических характеристик окружающей среды, основным средством, способствующим коммуникации, остаётся Интернет. Отсюда исходит тот факт, что Интернет является неотъемлемой частью любого общения в какой-либо виртуальной среде.
Цели дистанционного обучения иностранному языку обусловлены теми функциями, который данный предмет выполняет в общей системе образования и развития школьника:
1. коммуникативная функция – формирование коммуникативной компетенции;
2. общеобразовательная функция – формирование лингвистической компетенции, знакомство с культурой стран изучаемого языка.
1. Аниськович, Н.Р. Использование социальных технологий в обучении учащихся иностранному языку : учеб.-метод. пособие : [для студентов] / Н. Р. Аниськович ; Минск : МГЛУ. – 2010. – 80 с.
2. Балашева, Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Ю. В. Балашева. – Москва, 2011. – 180 л.
3. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева // Вопросы психологии. – М. : Академия. – 2008. – №3. – С. 7–9.
4. Воронцова, Е.А. Использование синтетической и аналитической наглядности в обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста : дисс… канд. филолог. наук / Е.А. Ворронцова. – СПб., 1999. – 235 с.
5. Галченкова, И. С. Адаптация учащихся и студентов к использованию информационных технологий в дистанционном образовании : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 / И. С. Галченкова. – Смоленск, 2004. – 196 л.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М. : АРКТИ – ГЛОССА.- 2000. – 192 с.
7. Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку / О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. – Челябинск : 2009. – 116 с.
8. Гез, Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н.И. Гез. – Москва : МГПИИЯ им. М.Тореза, 2004. – 256 с.
9. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Грибальчик, Д.И. Губаревич. – Минск : Современное слово, 2003. – 182 с.
10. Даниленко В. 10 правил хорошего тона для Zoom и Skype [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vc.ru/u/8451-vasily-danilenko.
11. Кучурин, В.В. Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=pos t&id=7312.
12. Леонтьева, Т.П. Методика преподавания иностранного языка / Леонтьева Т.П., Будько А.Ф., Пониматко А.П. и др. — Минск : Вышэйшая школа, 2015. — 239 с.
13. Назаренко, А. Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение / А. Л. Назаренко. – Москва : Московский ГУ, 2013. – 272 с.
14. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П. Панфилова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
15. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – Москва : Academia, 2005. – 270 с.
16. Соловьёва, О. А. Использование вики-сервисов в организации управляемой самостоятельной работы студентов по овладению иностранным языком / О. А. Соловьёва // Вестн. Минск. гос. лингв. ун-та. Сер.2, Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков. – 2016. – № 2(30). – С. 107–115.
17. Соловьева, О.А. Использование интерактивных досок и приставок в обучении иноязычной грамматике в общеобразовательной школе / О.А. Соловьева // Вестн. Минск. гос. лингв. ун-та. Сер.2, Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков. – 2010. – № 1(17). – С. 163 – 171.
18. Соловьёва, О.А. Методические рекомендации по проведению урока иностранного языка в формате видеоконференции / О. А. Соловьёва // Замежныя Мовы. – 2020. – № 2. – С. 11–20.
19. Цедрик М. Zoom – платформа для проведения онлайн-занятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skyteach.ru/2019/01/14/zoom-platforma-dlyaprovedeniya-onlajn-zanyatij/.
20. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие / С.Ф. Шатилов. – Москва: Просвещение, 1986. – 223 с.
21. Щипицина, Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации / Л.Ю. Щипицина. – Архангельск : Поморский университет, 2009. – 239 с.
22. Zoom.us – сервис для проведения видеоконференций / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skyteach.ru/2019/01/14/zoom-platforma-dlyaprovedeniya-onlajn-zanyatij/.