ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, значение и виды адаптации
1.2 Специфика адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
1.3 Функции педагога в организации адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования адаптации детей к учреждению дошкольного образования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
В центре внимания педагогов, педагогов-психологов, педиатров уже продолжительное время находится проблема адаптации. Эта проблема не теряет своей актуальности, так как, несмотря на то, что современных исследований и рекомендаций о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, достаточно много, но они носят разрозненный характер.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.
Цель исследования – изучить степень адаптации у детей к учреждению дошкольного образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, значение и виды адаптации
Проблема адаптации в настоящее время затрагивает широкий спектр наук, которые занимаются этим вопросом, среди которых социология, психология, педагогика, экономика, медицина и многие другие. Довольно часто понятие «адаптация» относят к общенаучным. Так, например, по мнению Г.И. Царегородского, оно зарождается там, где есть точка соприкосновения разных наук, после чего оно распространяется на различные сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Само понятие адаптации способствует возникновению знаний различных систем: природных, социальных и других. Вместе с некоторыми философскими категориями, общенаучные понятия объектов из различных наук объединяются в цельные теоретические конструкции [16].
Для наиболее глубокого и полного понимания вопросов адаптации необходимо рассмотреть подходы к определению данного понятия.
Первоначально феномен адаптации использовался в биологической науке. Биология понимает под адаптацией приспособление организма (его строения и функций систем) к новым условиям существования. На понятии адаптации в биологии построена естественнонаучная теория Ч. Дарвина («теория естественного отбора»), который рассматривал адаптацию как движущую силу возникновения новых видов организмов в процессе приспособления к новым условиям. Считается, что человек унаследовал от животных способность адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Эта способность запрограммирована в генетическом коде всех биологических систем организма, что связано с инстинктом самосохранения организма.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО "Ясли-сад № 55 г. Гродно". В исследовании принимало участие 15 детей, в том числе 8 детей в возрасте 2.5-4 года (1 группа), и 7 детей в возрасте 5-6 лет (2 группа), 15 родителей.
Перед началом проведения исследования мы исследовали всю соответствующую документацию у медицинской сестры и воспитателя (справки, журнал посещения).
Цель исследования – выявление уровня адаптации у дошкольников к учреждению дошкольного образования.
У детей были использованы показатели критерия оценки сопровождения процесса адаптации дошкольников к условиям ДУО, такие как:
– умение детей взаимодействовать со сверстниками в игровой деятельности в период адаптации (эмоциональное состояние ребенка);
– общение со взрослыми детей в период адаптации (социальные контакты ребенка).
– сон ребенка;
– аппетит ребенка.
Для изучения выделенных показателей, нами были подобраны следующие диагностические методы и методики, представленные в таблице 2.1.
– метод: анкетирование родителей; диагностическая методика «Готовность вашего ребенок к поступлению в детский сад» (автор: Н.В. Соколовская);
– метод: наблюдение за деятельностью и особенностями протекания адаптационного периода у детей; диагностическая методика «Успешность адаптации детей в условиях дошкольного учреждения» (автор: А. Остороухова) – 4 серии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Адаптация – это непрерывный процесс взаимодействия между индивидами и системами, в котором люди, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с разнообразными компонентами окружающей среды.
2. Условиями успешной адаптации детей являются согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
3. Функции педагога предполагают комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
4. Адаптации детей в возрасте 2,5 – 4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок часто хнычет, проявляет плаксивость, чаще всего начинает плакать «за компанию», его плач характеризуется приступообразностью. Ребенок отклоняет ряд блюд, во время приема пищи показывает свои капризы или демонстрирует низкий уровень аппетита, взрослый наблюдает, чтобы он принимал пищу, а ребенок кушает долго и неохотно. Ребенок долго хнычет, плачет перед тем как заснуть, сон его тревожен, беспокоен. Ребенок постоянно грустит, тревожен, отказывается взаимодействовать со сверстниками, даже если его привлекли в игру, или быстро выходит из игры.
5. Адаптации детей в возрасте 5 –4 лет характеризуется следующими чертами: ребенок имеет удовлетворительное эмоциональное состояние – он активный, веселый, подвижный, жизнерадостный, спокойный, у него хорошее настроение, он часто улыбается. Ребенок демонстрирует чрезвычайно хороший аппетит, он съедает всю порцию с удовольствием. Сон ребенка спокойный, он быстро засыпает, сон характеризуется глубиной.
1. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / Приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
3. Артемьев, А. Социология личности / А. Артемьев. – М.: ООО Арбат XXI, 2002. – 256 с.
4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. -1989. – № 1. – С. 57-64.
5. Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека/ В.Ю. Верещагин. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. – 163 с.
6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004. – 232 с.
7. Волошина, Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – 48 с.
8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000. – 1008 с.
10. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И. Гилинский // Человек и общество. – Проблемы социализации индивида. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. – С. 44–55.
11. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие / О.И. Давыдова. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
12. Дичев, Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека : автореф. дисс. канд. пед. Наук / Т.Г. Дичев. – М., 1973. – 22 с.
13. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 18-21.
14. Журавлев, А.Л. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / А.Л. Журавлев. – Москва: ПЕРСЭ, 2005. – 624 с.
15. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
16. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А.И. Ковалева. – М.: Институт молодежи, 1996. – 224 с.
17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
18. Лямина, Г.М. Воспитание часто болеющих детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974. – 359 с.
19. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 16-18.
20. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М. : Просвещение, 2006. – 214 с.
21. Смирнова, Е.О. Социализация детей раннего возраста / Е.О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – С. 186-194.
22. Underwood, G. Categories of Adaptation // Evolution [Electronic resource]. – 1954. – Vol.8. – P. 365–377.