ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОВЛАДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Значение ритма в психоречевом развитии и деятельности человека
1.2. Характер нарушений ритмической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
1.3. Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по ритмизации речи в устранении заикания у детей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОВЛАДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Значение ритма в психоречевом развитии и деятельности человека
В повседневной жизни нам приходится иметь дело с разными людьми, разговаривать с ними и обмениваться информацией. Весь процесс коммуникации происходит автоматически. Мы даже не задумываемся о том, как мы выражаем свои мысли и как нас понимают.
Процессом перехода мысли в речь начали заниматься довольно давно. Предлагались разные модели речепроизводства, в зависимости от того, на какой константе следует делать акцент на протяжении всего процесса общения (от начала произношения до его восприятия). В нашем исследовании этой константой выступает ритм. В то же время следует различать ритм речи и ритм языка в общении.
Разделяя язык и речь, мы отличаем социальное от индивидуального, существенное от второстепенного и более или менее случайного.
Язык не является функцией говорящего субъекта, язык – это пассивно регистрируемый продукт человека; он никогда не предусматривает предварительной рефлексии.
Напротив, речь – это индивидуальный акт воли и понимания, который требует различия между комбинациями, с помощью которых говорящий субъект использует языковой код для выражения своего личного мышления, и психофизическим механизмом, который позволяет данному субъекту воспроизводить эти комбинации. Хотя языковая деятельность (речь) в целом неоднородна по своей природе, язык характеризуется однородным явлением: язык – это система знаков, в которой актуально только сочетание значения и акустического образа [17, c. 76].
Таким образом, под языковым ритмом понимается совокупность признаков, характеризующих ритм конкретного языка. Ритм речи существенно меняется в зависимости от изменения этих условий.
Для успешного общения нам нужна информация, , она возникает в нашем сознании и через мысли формируется в речь. Следующим шагом будет восприятие и обработка информации собеседника.
1.2. Характер нарушений ритмической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
Заикание у детей – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Для заикания детей характерно «застревание» на определенных звуках, их вынужденном повторении, сопровождающиеся движениями, речевыми уловками, логофобией и вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны пройти обследование у невролога, логопеда, психолога или психиатра. Коррекция заикания у детей включает оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему курсов логопедии [5, c. 76].
Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи из-за спазматического состояния речевых мышц. Согласно научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Помимо речевых судорог, заикание у детей связано с нарушением нервной деятельности, что в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением центральной нервной системы. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему. Исследование и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии и психологии [18, c. 86].
Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим причинам относятся следующие:
– Врожденная предрасположенность. В основном это происходит из-за врожденной слабости речевого аппарата.
– Невропатическая структура ребенка. Дети с заиканием часто страдают энурезом, ночным беспокойством, повышенной тревожностью.
– Внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальное поражение головного мозга у детей может быть связано с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией во время родов, родовой травмой и т.д.
1.3. Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по ритмизации речи в устранении заикания у детей
Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации движений и ритмизации и включает в себя следующие задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитие скорости и ритма неречевых и речевых движений.
В коррекционной работе с заиканием необходимо сочетать темп и ритм, что достигается с помощью специальных упражнений под музыку в процессе логопедической ритмики. Она включает в себя большое количество двигательных упражнений в следующем порядке [20, с. 49]:
1) Ритмичная разминка. Цель состоит в том, чтобы развить ритмические движения для сопровождения музыки, тем самым улучшая и развивая скоординированные движения рук, развивая способность изменять темп движений и организовывать детей, чтобы создать «настроение» для определенного вида деятельности.
2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Цель – снять или перераспределить напряжение мышц, развить пластику движений. Специальные упражнения служат для напряжения и расслабления мышц.
3) Упражнения на развитие чувства ритма. Цель состоит в том, чтобы ритмизовать движения, от самых простых до самых сложных, артикулировать.
4) Упражнения на развитие речевой координации движений. Цель состоит в том, чтобы добавить в ритм устную речь. Двигательные упражнения используются под музыку, все речевые задачи произносятся вслух.
5) Пение. Целью является регулировка темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого подбираются ритмические и мелодические песни, по мере продвижения работы – песни с более сложными темпо-ритмическими свойствами.
6) Игра. Цель которой – закрепить навыки, полученные на занятиях.
Логопедическая работа по развитию способности использовать различные характеристики темпа в речи включает следующие этапы:
1. Выработка общих представлений о темпе.
2. Развитие различных восприятий темпа.
Выбор этой фазы основан на том факте, что имеется достаточный уровень речевого слуха и, в частности, его компонентов, таких как восприятие и дифференциация. Различные речевые темпы и ритмы имеют решающее значение в формировании интонационного выражения речи заикающегося [21, с. 63].
Выводы по 1 главе
Ритм – важная часть нашего общения. Он способствует созданию высказывания, организует его в нашем сознании, способствует формированию, передаче и восприятию значения высказывания, а также несет определенную функциональную нагрузку. В процессе общения ритм речи постоянно меняется в зависимости от различных факторов ситуации.
Нарушения темпо-ритмической стороны речи являются нарушения плавности речи, т.е. ее темпа и ритма. Состояние эмоционально-произвольной сферы ребенка с темпо-ритмическими нарушениями зависит от степени тяжести дефекта и его фиксации. К таким нарушениям относятся заикание, тахилалия и брадилалия.
Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации движений и ритмизации и включает в себя следующие задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитие скорости и ритма неречевых и речевых движений.
В коррекционной работе с заиканием необходимо сочетать темп и ритм, что достигается с помощью специальных упражнений под музыку в процессе логопедической ритмики. Особая задача коррекционной работы – развитие чувства ритма.
Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи людей с заиканием была автоматизированной и устойчивой, темп и ритм необходимо подбирать индивидуально, чтобы человек чувствовал себя комфортно.
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. – М.: «Эребрус», 2003. – 204 с.
2. Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. – М., 1983. – С. 180-221.
3. Бабичева А. Б. Особенности ритмической организации немецкой диалогической речи на супрасегментном уровне (экспериментально-фонетическое исследование): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Москва, 2003. – 24 с.
4. Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. /Под ред. П. И. Беляковой. – М., 2002. – 3-20 с.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учеб. пособие для студ. Пед. Институтов по специальности «Логопедия». – М.: «В.Секачев», 2000. – 304 с.
6. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – М., 2002. – 160 с.
7. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 2014. – №7. – С.82-85.
8. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб. – 2005. – 144 с.
9. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
10. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: изд-во «Просвещение», 2013. – 134 с.
11. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. – №6. – с.28-37
12. Левина Р.Е. Об эмоциональных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. – 2011. – №1. – С.7-13.
13. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. – 2006. – №1. – с.12-31
14. Поварова И.Л. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №4. – с.34-37
15. Раю Е.Ю. Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания //Логопед. – 2012. – №6. – с. 47-49.
16. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2012. – 36 с.
17. Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку / Ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. – М.: МГУ, 1967. – С. 76-94.
18. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 208 с.
19. Чернова М. М. Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста: Автореф. дисс. ... канд. фи-лол. наук. – Горно-Алтайск, 2002. – 295 c.
20. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе лечения заикания// Логопедия. – 2005. – №3. – с.49-57
21. Ястребова А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. – М.: «АРКТИ», 2000. – 96 с.