ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОГРАНИЗОВАННОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ
1.1 Особенности формирования волевых качеств младших школьников
1.2 Сущность организованности как компонента дисциплинированности
1.3 Особенности формирования организованности в процессе воспитания младших школьников
Выводы по первой главе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Переориентация системы ценностей в обществе в современных социальных условиях требует осмысления с новой точки зрения целей и задач образования, обновления его содержания. Среди качеств личности, востребованных в обществе, есть и организованность. Став стабильным качеством личности, она позволяет человеку успешно справляться с требованиями, предъявляемыми к нему окружающей действительностью, приводя их в соответствие с собственными потребностями и интересами, освобождая себя от внешнего контроля и вынужденных проверок.
Разумным периодом в воспитании организованности является младший школьный возраст, поскольку именно здесь закладываются основы нравственности, происходит осознанное освоение социальной среды и способов деятельности, формируется направление личности (М.М. Безруких, М.Н. Волокитина, Л.А. Высотина, Т.Ю. Долгая, С.П. Ефимова, В.В. Безруких, В.П. Ефимова, В.А. Долгая). Зенковский, А.А. Люблинская, Н.Ф. Прокина, В.П. Ручкина, Н.Ф. Тализина, Н.М. Трофимова, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон и др.).
Проблемы воспитания организованности младших школьников отражены в классических произведениях Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и в общих положениях теории воспитания (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова и др.)
Сущность, содержание и структура организованности как качество личности обсуждаются в работах Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И. Селиванова, С.Г. Якобсона и других ученых. А.Н. Лутошкин, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организационной деятельности; С.Л. Чернер – в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопросы экономического образования и воспитания младших школьников.
ГЛАВА 1 ОГРАНИЗОВАННОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ
1.1 Особенности формирования волевых качеств младших школьников
Любую деятельность человека всегда сопровождают конкретные действия, которые условно разделяются на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главным отличием произвольных действий является то, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны индивида определенных усилий, которые направлены на достижение сознательно поставленной цели.
В традиционной психологии воля рассматривается в качестве источника человеческой активности, обусловливающего независимость поведения от объективных причин, а также в качестве психического процесса, а не самостоятельного явления [11, с. 68].
По определению Е.П. Ильина, воля – это обобщённое понятие, обозначающее определенный класс психических процессов, действий, которые объединяются одной функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением индивида [5, с. 214].
В современной психологии принято считать, что воля – это сознательная активность человека, направленная на достижение поставленных целей. По мнению Е.П. Щербакова, понятие воли неразрывно связано со способностью способность ставить цели, регулировать свои эмоции, управлять собственным телом и своим поведением [16, с. 133].
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Согласно С.Л. Рубинштейну, главной функцией воли является сознательная регуляция активности в проблемных условиях жизнедеятельности [9, с. 354].
1.2 Сущность организованности как компонента дисциплинированности
Современный толковый словарь, опубликованный С.И. Ожеговым и Н.Ю. Шведова считает прилагательное «организованный» систематическим, характеризующимся тощим порядком, дисциплинированным, точным и плавно действующим [8, с. 659]. Согласно общепринятому пониманию, регулярность, порядок и дисциплина входят в число основных характеристик организованного поведения, т.е. в число характеристик, определяющих стилистические особенности реализации организованного поведения. С светской точки зрения, организованность – это инструментальное и стилистическое качество, которое формируется индивидуально.
В современных бытовых исследованиях организованность выделяется как одна из фундаментальных характеристик личности. Несмотря на такую дифференциацию, феномен организованности до настоящего времени практически не изучен, отчасти из-за того, что в современной психологической науке нет единого мнения о природе этой характеристики. Сущность, содержание и структура организованности как качества личности рассматриваются в работах Е.П. Ильина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И. Селиванова, С.Г. Якобсон и других ученых.
В целом, в психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, Т.Н. Малковская и др.) организованность рассматривается как интенсивная, интенсивная деятельность, направленная на реализацию поставленных задач. Это также форма самовыражения и самоутверждения человека, которая не обусловлена внешней, вынужденной необходимостью принимать осознанное решение о приобретении знаний, умений и навыков ради профессиональной подготовки, чтобы быть напряженным.
1.3 Особенности формирования организованности в процессе воспитания младших школьников
Начальный уровень системы общего образования является самым важным и ответственным в образовательном процессе. Именно здесь определяются базовые знания, навыки и способности, происходит интенсивное развитие многих личностных качеств (особенно тех, которые относятся к нравственной и волевой сфере). Можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для обучения организации.
Для того, чтобы дать предварительную общую оценку исследованию по проблеме образования и организованности младших школьников, следует отметить, что исследователи были подвержены различным аспектам. Однако эта проблема не была должным образом изучена в теории и на практике в современных условиях. В работах Н.Ф. Прокиной и С.Г. Якобсона организованность рассматривается с точки зрения наиболее рациональной последовательности, стоимости сил и времени. Их исследования показали, что для организованной работы с младшими школьниками в первую очередь необходимо, чтобы этого требовали не только взрослые, но и сами дети, которые ставят перед собой такую задачу. Во-вторых, необходимо научить детей некоторому поведению, которое предотвращает отвлечение внимания во время работы [18, с. 349].
В.П. Ручкина, проводя экспериментальную работу с младшими школьниками, пришла к выводу, что организованность формируется в многообразной деятельности младшего школьника, и только тогда, когда он занимает позицию субъекта, а не только исполнителя, а тем более созерцательного. При формировании организованности необходимо обеспечить, чтобы учащиеся усваивали знания в единстве с освоением техник, которые реализуют их применение.
Выводы по первой главе
Развитие волевых качеств в младшем школьном возрасте предполагает развитие произвольности психических процессов и поведения, развития волевых качеств, волевой регуляции, волевого поведения. Произвольность психических процессов и поведения младшего школьника – важнейшее условие успешного обучения в школе, которая предполагает способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью, воля является сознательным и преднамеренным управление своим поведением. В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности, как правило, в спортивной деятельности. У девочек волевые качества складываются и закрепляются в учении, различных видах занятий искусством, спорте.
Организованность выделяется как одна из фундаментальных характеристик личности. Несмотря на такую дифференциацию, феномен организованности до настоящего времени практически не изучен. Организованность рассматривается как интенсивная, интенсивная деятельность, направленная на реализацию поставленных задач. Это также форма самовыражения и самоутверждения человека, которая не обусловлена внешней, вынужденной необходимостью принимать осознанное решение о приобретении знаний, умений и навыков.
Анализ состояния проблемы формирования организованности у младших школьников в педагогической теории и практике позволил сформулировать условия для формирования их организованности. Формирование организованности младших школьников становится эффективным, когда разработаны и внедрены следующие методы: соответствующие методы организации образовательной деятельности младших школьников, направленные на формирование способностей, привычек и навыков организованности; содержание и методы специальных классов, которые обеспечивают получение младшими школьниками знаний, умений и навыков рациональной организованности своей жизнедеятельности; взаимодействие семьи и школы, которое создает потребность в организации младших школьников через единый образовательный процесс; взаимодействие семьи и школы.
1. Быков, А.В. Становление волевой регуляции в онтогенезе / А.В. Быков, Т.И. Шульга. – М. Изд-во УРАО. 1999. – 168 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
3. Долгая, Т.Я. Формирование организационных умений и навыков у младших школьников: Метод. рекомендации для учителей и студентов / Сост. Т.Я. Долгая. – Кировоград: КГПИ, 1988. – 32 с.
4. Зобнина, Т.В. Воля в структуре процесса самоуправления / Т.В. Зобнина // Современные исследования соц. проблем. – 2015. – № 5 (49). – С. 510-518.
5. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
6. Калин, В.К. На путях построения теории воли / В.К. Калин // Психологический журнал. – 1989. – № 2. – С. 46-56.
7. Новикова, К.В. Воля как важнейшая составляющая процесса формирования личности / К.В. Новикова, Н.А. Ноздрина // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2017. – № 3. – С. 84-86.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шиловой. – М. : Рус. яз., 1989. – 924 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
10. Ручкина, В.П. Воспитание организованности школьников / В.П. Ручкина // Воспитание детей в разновозрастных группах продленного дня: Межвуз. сб. науч. тр. – Пермь: ПГПИ, 1991. – 100 с.
11. Сидоров, К.Р. Развитие представлений о воле в психологической науке / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2009. – Вып. 2. – С. 61-72.
12. Смирнова, Е.О. К проблеме воли и произвольности культурно-исторической психологии / Е.О. Смирнова // Культурно-историческая психология. – 2015. – № 3. – С. 9-15.
13. Струнина, Н.Н. Волевая регуляция личности в контексте соотношения морали и воли / Н.Н. Струнина // ПГУ. – 2017. – № 11. – С. 105-107.
14. Уляшева, В.В. Исследование волевых качеств личности в подростковом возрасте: сборник материалов научн.-практ. конференции / В.В. Уляшева // Наука и образование: проблемы и перспективы. – Омск, 2015. – С. 211-215.
15. Шевцов, А.А. О воли и ее психологии // Мир науки, культуры, образования / А.А. Шевцов. – 2016. – № 4 (59). – С. 173-175.
16. Щербаков, Е.П. Воля как сложное психическое явление / Е.П. Щербаков, А.В. Малахова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2000. – № 2 (14). – С. 132-134.
17. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли: монография / Е.П. Щербаков. – Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2015. – 210 с.
18. Якобсон, С.Г. Изучение организованности школьника в учебной работе // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С.333 –357.
19. Якобсон, С.Г. О формировании у младших школьников умения работать без отвлечений / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 1959. – №2. – С.77 – 82.