ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Понятие «опорные схемы», особенности их применения в начальной школе
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Практическое исследование элементарных математических представлений
2.2 Рекомендации по применению опорных схем при формировании элементарных математических представлений у младших школьников с нарушением слуха на уроках математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Математика - явление общечеловеческой культуры. Математика сегодня является одной из важнейших областей современного человеческого знания. Широкое использование технологий, в том числе компьютерных, требует от каждого определенного минимума математических знаний и концепций.
В настоящее время в контексте ориентации на максимальное усвоение учебного материала учителя активизируют поиск наиболее эффективных методов обучения. Важно обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки, который определяется государственным образовательным стандартом, и создать благоприятные условия для тех, кто проявляет интерес к обучению на продвинутом уровне.
Из существующих форм визуализации на уроках математики сегодня наиболее часто и активно используются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, наглядно подчеркивающего взаимосвязь между зависимостями явлений, характеризующих ту или иную проблему. Такой образ возникает в упрощенном и обобщенном виде. Систематически, грамотно применяемый, он способен обеспечить определенную целостность и стабильность сложному многомерному процессу обучения. Экономия времени становится возможной при работе с огромными комплексами понятий, умением различать учебные процессы, умением использовать разные виды работы: индивидуальной, фронтальной, групповой, умением обеспечивать активную самостоятельную работу учеников и в результате достижением самореализации учеников.
На наш взгляд, одним из важнейших современных навыков учащихся является умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки рассуждений и, таким образом, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном образовании с большим объемом информации.
Цель исследования –
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. описать понятие «опорные схемы», особенности их применения в начальной школе;
2. представить особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха;
3. осуществить практическое исследование элементарных математических представлений;
4. разработать рекомендации по применению опорных схем при формировании элементарных математических представлений у младших школьников с нарушением слуха на уроках математики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Понятие «опорные схемы», особенности их применения в начальной школе
Опорные схемы чаще всего используются в начальной школе. Схема - это поддержка мысли ученика, поддержка его практической деятельности, связь, которая связывает учителя и ученика. Они отличаются от традиционной визуализации тем, что являются основой мысли, основой действия. Ученики строят свой ответ с помощью опорной схемы, читают ее, работают с ней, пока никто из них не почувствует себя беспомощным. Уходят скованность, боязнь ответа, нагрузка на память. Ученики освобождаются от механического запоминания правил и формулировок. Они их существенно усваивают: по заданной опорной схеме составляют правило, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным программным темам помогают в одном случае вовремя предотвратить ошибку, а в другом - уточнить полученное прямо на уроке, в третьем - выполнить профилактическое общее повторение в заданиях.
Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учащихся в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, рисунков и картинок. Компактные опорные схемы, вызывающие живой интерес учеников, побуждают их к активной работе, поиску. В схемах присутствует элемент игры, который экономит время, пространство и знания о психологии детей.
Но основная цель - представить изучаемое таким образом, чтобы на основе логических связей материал стал доступным, запечатлелся в долговременной памяти, а также было понимание конечной цели и промежуточных этапов. Учебный материал по соответствующим разделам программы можно закодировать в каждом списке опорных схем.
Процесс усвоения учениками математических законов, вычислительной техники, функциональных зависимостей связан с большими трудностями, вызванными, с одной стороны, абстрактностью этих понятий, а с другой - недостаточным развитием логического мышления учеников. Многие из них, оказавшиеся в ситуации, требующей умения рассуждать, нуждаются в дополнительных помощниках. В качестве таких помощников можно успешно использовать опорные схемы.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Практическое исследование элементарных математических представлений
В ходе данного исследования была проведена экспериментальная работа по использованию опорных схем в процессе формирования элементарных математических представлений младших школьников.
База исследования: учащиеся 1 класса с нарушением слуха.
В эксперименте принимали участие 12 детей.
Для того, чтобы определить исходный уровень элементарных математических представлений были использованы игровые задания, в процессе выполнения которых воспитатель оценивает уровень сформированности счетных навыков каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок младшего школьного возраста.
Для решения задач исследования использовался метод индивидуальной беседы. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
А. Посчитай предметы и выложи их в ряд (предлагается счетный материал: грибочки, матрешки, белочки – с разным количеством предметов).
Б. Отсчитай столько предметов, сколько кружочков на карточке: 3, 5, 7.
В. Отсчитай и поставь на стол 4 матрешки, отсчитай и поставь на стол 5 грибов. Чего больше? Как сделать так, чтобы и грибов, и матрешек было поровну? (ребенок должен добавить или убрать один предмет).
Г. Отсчитай и поставь на стол столько предметов, сколько раз я ударю молоточком: 3, 4, 6, 10.
За каждый правильный ответ детям насчитывался 1 балл. Таким образом, за задание А максимальное количество баллов – 3 (по 1 баллу за правильный подсчет и выкладывание каждого предмета); за задание Б максимальное количество баллов – 3 (за каждое соответствие кружочков отсчитанным предметам начисляется 1 балл); за задание В максимальное количество баллов – 3: по 1 баллу начисляется за правильное выделение нужного количества предметов и 1 дополнительный балл дается, если ребенок смог сделать количество предметов равным; за задание Г максимальное количество баллов – 4 (по 1 баллу за правильный подсчет и выкладывание каждого предмета).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опорные схемы по разным программным темам помогают в одном случае вовремя предотвратить ошибку, а в другом - уточнить полученное прямо на уроке, в третьем - выполнить профилактическое общее повторение в заданиях.
Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учащихся в момент объяснения и оформляются в тетрадях в виде таблиц, карточек, рисунков и картинок. Компактные опорные схемы, вызывающие живой интерес учеников, побуждают их к активной работе, поиску. В схемах присутствует элемент игры, который экономит время, пространство и знания о психологии детей.
У детей с нарушенным слухом наблюдается более замедленное, чем у их слышащих сверстников, узнавание предметов, медленно формируется зрительное восприятие формы предметов, единый аналитико-синтетический процесс детям дается гораздо труднее. Помимо этого, дети испытывают трудности в определении пространственно-временных отношений между предметами, в понимании и восприятии перспективы в изображениях; у детей наблюдаются трудности в восприятии движущихся предметов, предметов, находящихся в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений, детям трудно узнать предмет, частично закрытый другим. У детей при нарушенном слухе снижена двигательная чувствительность, отстают в развитии кинестетические ощущения и восприятие. Вибрационные ощущения, по сравнению с другими видами кожной чувствительности, имеют наибольшее значение – позволяют определять удаленность явления и успешнее овладевать речью (ее ритмом, темпом, ударениями), контролировать свое собственное произношение.
Также многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих детей с недостатками слуха на протяжении всего младшего школьного возраста. Особенности развития моторики проявляются как в передвижении, так и в действиях с предметами. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в их формировании.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Антюхова, С.Ю. Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе / С.Ю. Антюхова // Начальная школа. – 2005. - №5
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет.сада / А. К. Бондаренко - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
5. Венгер, А.А. Обучение глухих младших школьников изобразительной деятельности / А.А. Венгер. – М.: Просвещение,1972. – 168 с.
6. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей на уроках математики / С.И. Волкова // Начальная школа. – 1990. - №7.
7. Гаспарова, Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова. - М. : Норма, 1987. - 50 с.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
9. Головчиц, Л. А Игра в жизни детей с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц ; Под ред. Л. П. Носковой. - М, 1993. - 80 с.
10. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности / Т.А. Григорьева. – Мн., 2006. – 67 с.
11. Григорьева Т.А. Развивающее обучение для детей с нарушениями слуха / Т.А. Григорьева. – Мн., Центр, 2000. – 58 с. – 126 с.
12. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации : пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
13. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
14. Гуровец, Г. В. Коррекционно развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике / Г. В. Гуровец, Я. Я. Ленок. // Дефектология - 1996. - №3. - С. 77-78.
15. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
16. Каракотова, М.Х. Формирование познавательной деятельности старшеклассников сельской школы на уроках математики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Х. Каракотова. – Карачаевск, 2006. – 197 с.
17. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении младших школьников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. , 2001. - 191 с.
18. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
19. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. - М., 2008. - 119 с.
20. Красноперов, В.И. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики (Текст) / В.И. Красноперов, Л.А. Красноперова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 180-183.
21. Ляскало, В.И. Дидактические особенности развития познавательных процессов младших школьников в коррекционно-развивающем обучении : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / В.И. Ляскало. – Ростов-на-Дону, 1988. – 19 с.
22. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пос. для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
23. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учеб. / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
24. Программа для специальных дошкольных учреждений воспитание и обучение детей с нарушением слуха. - Минск: Национальный институт образования, 2006. – 292 с.
25. Романова, В.Я. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М., 1976. - С. 184-219.
26. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе / Э.М. Рутман // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 161-167.
27. Шаталов, В.Ф. Точка опоры. / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с.