Введение
Глава 1 Теоретическая основа взаимодействия с родителями старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме взаимодействия ДУ и семьи в области изобразительный деятельности
1.2 Влияние родителей на формирование интереса у старших дошкольников
Выводы по 1 главе
Список литературы
Введение
Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов. Их актуальность основывается на том, что на современном этапе общественного развития семейное воспитание признано приоритетным. Следовательно, существует необходимость сотрудничества и взаимодействия педагогов и родителей в воспитании и развитии детей. Это позволяет удовлетворять единые требования к ребенку по воспитанию и развитию его интеллектуальных качеств, нравственного развития.
Многие ученые занимались проблемой организации взаимодействия дошкольных учреждений и семей. В своей работе ученые предлагают современные формы и методы плодотворного сотрудничества детского сада и семьи и показывают, насколько важно самообразование и саморазвитие для учителей и родителей.
Основная сложность в организации учебного процесса взаимодействия с родителями состоит в том, что стороны имеют разные взгляды на учебно-воспитательный процесс в детском саду и место ребенка в нем. Эмоционально насыщенные формы общения с ними также способствуют успешному взаимодействию с родителями: совместный досуг взрослых и детей, семейные вечера фольклора, образовательные и игровые викторины и т.д.
Процесс взаимодействия детского сада и родителей организован с помощью разнообразных традиционных и нетрадиционных контактно-контактных методов. Самыми популярными являются нетрадиционные формы связи, такие как социальные сети, электронная почта для родителей и учителей, а также веб-сайт ДОО.
1 Теоретическая основа взаимодействия с родителями старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме взаимодействия УДО и семьи в области изобразительный деятельности
Реформирование современной системы образования ориентирует педагогов на развивающее обучение, внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитании детей, создание условий для развития навыков и их творческого самовыражения в различных видах деятельности. Как известно, дошкольный возраст – наиболее чувствительное время для развития у ребенка художественных и творческих способностей.
Одно из основных направлений художественно-эстетического развития дошкольников – использование разнообразных изобразительных приемов. Под изобразительной техникой вслед за А.М. Вербенец, Н.Н. Гусаровой, Г.Н. Давыдовой, Н.В. Дубровской, И.А. Лыковой и другими, понимают набор методов и приемов использования графических материалов и инструментов для создания выразительного изображения. В современном дошкольном образовании широко используются нетрадиционные изобразительные приемы.
Термин «нетрадиционные изобразительные техники» подчеркивает разницу и настойчивость по сравнению с методами изображения и создания материалов, традиционно используемыми в дошкольных учреждениях, поскольку он относится к использованию различных материалов и инструментов, включая, помимо прочего, визуальные эффекты, их вариативное сочетание, а также использование «необычных» приемов работы [17].
Результаты исследований И.Л. Головановой показали, что использование различных художественных материалов в обучении дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей [6].
1.2 Влияние родителей на формирование интереса у старших дошкольников
Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А. Н. Леонтьева – чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Поэтому главным является поддержание интереса ребенка когда он творит. При этом этот интерес нужно постепенно расширять, иначе он не может существовать долго и исчезнет. Незнание родителей может свести на нет творческую активность ребенка и нивелировать его индивидуальность. Неправильный выбор художественного материала может привести к такому же результату.
Родители должны понимать необходимость полноценного развития ребенка – умственные, эстетические, духовные навыки и занятия рисованием развивают мыслительные способности ребенка, потому что изобразительное искусство учит его думать, анализировать, поддерживает его активность в творческом мышлении. А также развивает его память, улучшает восприятие и обогащает эмоциональный мир.
Часто родители еще до рождения ребенка представляют, каким он должен быть и изо всех сил стремятся переделать его, подогнать под свой идеал. Вместо того, чтобы внимательно изучить какими качествами наделен ребенок от природы, развит эти качества, дать ребенку почувствовать радость узнавания себя и мира, они упорно деформируют его характер.
Семья является ведущим фактором развития и воспитания личности ребенка. Это объясняется органической связью семьи со всей жизнедеятельностью ребенка, непрерывностью и длительностью воздействия, относительной замкнутостью пространства и взаимной направленностью формирующих действий.
Выводы по 1 главе
Исследования показали, что семье срочно требуется помощь специалиста на всех этапах дошкольного детства. Понятно, что семья и учреждение дошкольного образования, выполняющее свои особые функции, не могут заменять друг друга и требуют взаимодействия для полноценного развития дошкольника.
Практика и педагогические исследования подтверждают, что родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении учебных и воспитательных задач, но не считают необходимым участие в образовательном процессе. Педагоги не ценят роль семьи и не пытаются объединить усилия родителей в развитии и воспитании детей. В результате они не дают адекватной обратной связи и не в полной мере используют влияние семьи на воспитание ребенка. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения особенно необходимо для развития художественных и творческих способностей дошкольников.
Взаимодействие между дошкольным образованием и семьей означает построение конструктивных отношений между педагогами и родителями, поиск форм общения, обеспечивающих развитие родителей и детей, в том числе развитие художественных и творческих способностей дошкольников. Чтобы изучить проблему взаимодействия дошкольных учреждений и родителей в развитии художественно-творческих способностей у старших дошкольников, нужно разработать модель этого процесса, поэтому многие обращаются к методу моделирования.
Изобразительная деятельность классифицируется по объектам приложения творческой деятельности, используемым художественно-техническим средствам и исторически сложившимся представлениям о творчестве: скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, лепка, аппликация, конструирование.
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие / Л. В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. – 224 с.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 2005. – 211 с.
3. Волынин В.И. Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В.И. Волынин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 439 c.
4. Воспитание дошкольников в семье: (вопросы теории и методики) / под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 2008. – 191 c.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк / Л. С. Выготский. – М, 2006. – 439 с.
6. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: автореф. дис . канд. пед. наук / И.Л. Голованова. – М., 1995. – С. 22.
7. Гончарова Е.В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования / ред. А.Ф. Аменд и другие // Научный журнал. – Челябинск: ЧГПУ, 2004. – № 22. – С. 99-106.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 344 с.
9. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание, 2005. – N 1. – С. 41 – 49.
10. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2004. – N 1. – С. 60 – 68.
11. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста / Р.Г. Казакова. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2004. – 389 с.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М., 1990. – С. 142.
13. Мерзлякова С.И., Куцакова Л.В. Воспитание ребёнка-дошкольника: В мире прекрасного / С.И. Мерзлякова, Л.В. Куцакова. – М., 2005. – 367 c.
14. Основы эстетического воспитания / под ред. Н.А. Кушаева. – М., 2005. – 239 c.
15. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: книга для воспитателя д/с / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2001. – 144 c.
16. Петухова Л.В. Капельные чудеса: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста, для родителей и педагогов / Л.В. Петухова. – Сургут, 2011. – С. 69.
17. Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Петухова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – № 2 (5). – С. 159-163.
18. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Л.В. Петухова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – № 3 (6). – С. 246-250.
19. Теплов Б.М. Проблема одаренности / Б.М. Теплов // Советская педагогика. – 1940. № 4-5. – С. 146-156.
20. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А. Штофф. – М., 1978. – 269 с.