ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования межличностных отношений старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования межличностных отношений в старшей группе учреждения дошкольного образования
1.3 Изобразительная деятельность как основа формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Отношения с окружающими людьми являются важным фактором гармоничного развития личности ребенка. Характер первого опыта построения межличностных отношений во многом обусловливает особенности отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности в целом. Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности среди специалистов в области психологии и педагогики. Многоаспектное исследование межличностных отношений в этом возрасте имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано со значимой ролью, которую играют межличностные отношения с другими людьми в развитии психики, формировании личности и хода социализации ребенка.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Именно игра выступает важнейшим условием социального развития в ребенка, где он получает возможность проиграть разные виды деятельности взрослых, понимать чувства и желания других людей, учатся сопереживать им и помогать, приобретать навыки общения с другими детьми и взрослыми.
В практике воспитания давно было отмечено, что поведение человека кроме внешних проявлений имеет и движущие силы, скрытые от визуального наблюдения. Именно латентные, внутренние потребности, мотивы управляют эмоциями и чувствами, в целом – поведением человека, что и обеспечивает его субъектность. Духовность, индивидуальность, субъектность человека находят свое выражение именно в культуре межличностных отношений, проявляясь наиболее ярко, отчетливо.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию навыков общения в целом. Более того, в изобразительной деятельности скрытые потребности, мотивы, эмоции, чувства выражаются через художественный образ, который отражает истинные эмоции ребенка в разных сферах его жизнедеятельности. Можно предположить, что формирование межличностных отношений именно в изобразительной деятельности наиболее отчетливо выразит саму сущность отношений.
Глава 1 Теоретические основы формирования межличностных отношений старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
Проблема межличностных отношений рассматривается в контексте социальной и педагогической психологии, психологии личности и представлена в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [15, с. 214].
Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. В работе Е.В. Бурова выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям:
1) область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;
2) область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;
3) область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;
4) область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [3, с. 3].
Типы взаимодействия отражают характер, особенности межличностных отношений. Соответственно, в межличностном взаимодействии находят свое проявление эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты межличностных отношений.
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [12, с.1 98].
1.2 Особенности формирования межличностных отношений в старшей группе учреждения дошкольного образования
Важнейшим периодом развития межличностных отношений является именно старший дошкольный возраст. Это связано с тем, что социальная ситуация развития ребенка характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Дошкольник, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, с воспитателем как социальным взрослым, предъявляющим новые для требования [18, с. 82].
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается активное развитие всех психических процессов, эмоционально-волевой сферы. Старший дошкольный возраст рассматривается как первоначальный этап формирования познавательной и практической деятельности субъекта. Этот период в жизни дошкольника является особым и особенно важным, если рассматривать его с позиции формирования и развития морального и нравственного поведения. Согласно Н.С. Ежковой, опыт эмоционального отношения к миру, полученный в дошкольном возрасте, является весьма прочным, который с возрастом принимает характер установки [10, с. 132].
В старшем дошкольном возрасте складывается целая система новообразований, которая имеет фундаментальное значение в рамках всего онтогенетического процесса. Новообразованиями дошкольного возраста являются:
– система мотивов (иерархия, доминирование);
– произвольность памяти и внимания;
– возникновение первых этических норм;
– произвольная регуляция поведения;
– формирование самосознания личности дошкольника [5, с. 36].
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает освоение внешнего мира, приобретения новых знаний, появление новых потребностей, возникновение новых качеств. Другими словами, происходит формирование всех сторон личности ребенка: интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой и действенно-практической.
Вместе с тем, происходит и качественное изменение уже сформированных связей – детям становятся доступными более глубокие формы общения с людьми. Старшие дошкольники осваивают такие более сложные формы общения как внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное осознание самого себя как субъекта отношений с другими людьми. Согласно В.Н. Наконечных, в конце дошкольного возраста происходит значительное усиление развитие самосознания ребенка. Это находит свое проявление в том, что ребенок выделяет свое «Я» и осознает себя в качестве самостоятельной индивидуальности, выделяя свою позицию в системе общественных отношений, осознавая возможности своих действий и поступков [17, с. 359].
1.3 Изобразительная деятельность как основа формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности. Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по «правильности» изображения, но и по выразительности образа, его художественности. В отличие от образа в профессиональном искусстве, художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для оценки. Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование художественного образа происходит в условиях воспитания и обучения, то есть взрослый человек-педагог – играет очень большую роль. Выше сказанное дает нам основание остановиться на некоторых важных аспектах изображения, характере образа в детском творчестве, специфике выразительно-изобразительных средств, особенности замысла.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Путь становления творческой личности сложен, труден. На первом этапе важно разбудить познавательную активность ребенка, чтобы он научился сам искать знания. Ум, прирученный с раннего детства к действиям по штампу, по готовому рецепту, теряется там, где от него требуется самостоятельное размышление и решение [19, с. 26].
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра, содержит духовную культуру содержания произведения.
Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в психологической литературе различно. Развернутая интерпретация психологического содержания рисунка давалась под воздействием идей биологизаторского толка, гештальтпсихологии, а также фрейдизма.
Выводы по первой главе
Общение представляет собой сложный процесс, который можно обозначить как процесс взаимодействия индивидов, как коммуникативный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния человека на человека, как процесс взаимного понимания друг друга. Межличностные отношения – это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Культура межличностных отношений – это совокупность духовных, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, необходимых для успешного взаимодействия и регулирования своего поведения на основе норм нравственности и правил общения.
Старший дошкольный возраст является самым важным периодом развития межличностных отношений является именно старший дошкольный возраст. Это можно объяснить тем, что социальная ситуация развития ребенка характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. В старшем дошкольном возрасте происходит активное осознание самого себя как субъекта отношений с другими людьми. Именно в старшем дошкольном возрасте появляется потребность в эмоциональной поддержке, способность оценить качества другого ребенка, относиться к нему соответствующим образом. Старшим дошкольникам становятся доступными более глубокие формы общения и взаимодействия с людьми.
Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка, в том числе развития межличностного общения детей старшего дошкольного возраста.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 200 с.
3. Бурова, Е.В. К вопросу о механизмах межличностного восприятия / Е.В. Бурова // Наук и современность. – 2010. – № 1-2. – С. 1–5.
4. Бучилова, И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии / И.А. Бучилова, И.Н. Комкова, В.Н. Самылова // Концепт. – 2014. – № 2. – С. 54–58.
5. Гаджиева, З.М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З.М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37
6. Горбунович, Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем / Л.Б. Горбунович. – М., 2009. – 130 с.
7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2009. – 344 с.
8. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М.: Академия, 2002. – 143 с.
9. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
10. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2010. – 130 с.
11. Зотова, И.С. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками / И.С. Зотова, А.М. Умарова // Проблемы современной науки. – 2017. – С. 76.
12. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
13. Казакова, Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
14. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 104 c.
15. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
16. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2012. – 792 c.
17. Наконечных, В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В.Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369
18. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
19. Николаева, Л.Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л.Ю. Николаева, Е.А. Николаева // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 25–29.
20. Микляева, Н.В. Комментированное рисование в детском саду / Н.В. Микляева – М., 2010. – 129 с.
21. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука, 2006. – 191 с.
22. Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И. Панов, А.В. Капцов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 1. – С. 1219–1227.
23. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с.
24. Родионов, А.Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А.Н. Родионов // Вопросы воспитания. – 2015. № 2. – С. 81-86.
25. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М: Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
26. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.