Введение
1 Теоретические аспекты обучения подвижным играм детей среднего дошкольного возраста
1.1 Сущность подвижных игр в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности физического развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Значение подвижных игр в процессе обучения детей среднего дошкольного возраста
2 Методическое обоснование использования подвижных игр в процессе обучения детей среднего дошкольного возраста
2.1 Методика проведения занятий с использованием подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста
2.2 Подбор и разработка комплекса подвижных игр для обучения детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. За последние годы в отечественной литературе появилось много научных работ, посвященных решению различных проблем воспитания детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране в конце ХХ века, в первую очередь сказался на подрастающем поколении, особенно на детях дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время существуют значительные противоречия между заявленными целями физического воспитания, физической культуры подрастающего поколения и реальными возможностями государства по их реализации для каждого человека.
Поиск новых путей, решение проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической готовности связано с необходимостью изучения законов, методологических и методологических условий для совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической готовности.
Важнейшей особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья и физического и нейропсихологического развития детей. Сильный, физически здоровый ребенок не только менее подвержен заболеваниям, но и лучше развит умственно. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок может многое сделать, очень мобилен. Физические упражнения развиваются и укрепляют опорно-двигательную систему, предотвращают нарушения осанки и деформацию скелета. Занятия физкультурой имеют не только оздоровительную, но и воспитательную ценность. Дети воспитываются вниманием и наблюдательностью, развиваются волевые качества, развивается характер.
Следовательно, всесторонний анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить о процессе физического воспитания. Общеизвестно, что в дошкольных учреждениях мобильные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в мобильных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, проявляя свои физические способности в естественных условиях двигательной активности.
Однако к решению проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия благодаря научным разработкам Е.И. Геллер, Е.Н. Вавиловой, Н.Б. Каданцевой, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландина и др.
Трудно переоценить значение спортивных игр в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков, развитии двигательных способностей детей дошкольного возраста. Подвижные игры являются эффективным средством для развития всех физических качеств детей среднего дошкольного возраста – силы, ловкости, выносливости, скорости и равновесия, гибкости.
1 Теоретические аспекты обучения подвижным играм детей среднего дошкольного возраста
1.1 Сущность подвижных игр в психолого-педагогической литературе
Возникновение подвижных игр, как и игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа» [1, с. 76].
Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх – забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые песенки, считалки, зачины. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. В русских селах, в городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник.
В подвижных играх широко использовалось словесное «пространство»: говорилки, дразнилки, заклички, издевки, перестушки, потешки, прибаутки, страшилки, голосянки, поддевки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки. Подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. В игру вовлекались целые группы детей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Бытовавшие подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила подвижных игр, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему договору участников игры. Играющие сами устанавливали как и где будут играть, сколько человек нужно поймать водящему, как можно выручить пойманных игроков и т.п.
Наряду с играми творческими, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки – разбойники» и др.), выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях ли в свободное время под руководством воспитания. В нашем государстве игры называли потехами, развлечениями, забавами и даже утехами [2, с. 124].
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, считал наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собранию их для детей.
Выводы по первой главе
Подвижная игра – это сложная, двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами и имеющая свою специфику. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельность играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности.
Основными особенностями физического развития детей среднего дошкольного возраста принято считать развитие ловкости, быстроты, гибкости, равновесие, глазомерности, силу, выносливости. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Это следует учитывать взрослым при организации работы по формированию понятия о здоровом образе жизни.
Физическое воспитание дошкольников занимает особое место в общей системе воспитательной работы дошкольных учреждений. Именно в период среднего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, вырабатываются физиологические функции организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего и гармоничного развития личности. В этом аспекте подвижные игры выступают в качестве эффективного средства физической подготовки. Целенаправленное, методично продуманное управление подвижными играми значительно улучшает, активизирует деятельность детей среднего дошкольного возраста. Развитие моторного творчества формирует любознательный ум ребенка, заряжает его весельем и радостью, формирует желание быть здоровым и сильным, готовым к решению сложных задач. В развитии деятельности в процессе детской подвижной игры важное место отводится методике управления.
2 Методическое обоснование использования подвижных игр в процессе обучения детей среднего дошкольного возраста
2.1 Методика проведения занятий с использованием подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста
Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования различных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое управление игрой. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя. Педагогическое наблюдение и предвидение.
Методика проведения подвижной игры направлена на формирование эмоционального, сознательного действия в меру своих возможностей и обладания разнообразными двигательными навыками ребенка. Под дружеским, внимательным руководством воспитателя формируется творческая личность, способная ориентироваться в окружающем мире, активно преодолевать возникающие трудности, проявлять доброжелательное отношение к своим товарищам, выносливость, самообладание [21, с. 68].
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста является:
– знание программных заданий, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель;
– общего уровня физического и психического развития детей, их двигательных навыков;
– состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.
При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей среднего дошкольного возраста представлений об обыгрываемом сюжете. При выборе игры взрослый должен иметь в виду, где он предполагает провести ее: в помещении, на площадке, в лесу, в поле. Например, если в лесу имеются подходящие пни, на которые дети могут вставать, можно наметить игру «Ловишки» («Не оставайся на земле»), «Лиса в курятнике». Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных.
В процессе объяснения новой игры детям дается игровая цель, которая помогает им активизировать мышление, познакомиться с правилами игры, сформировать и улучшить моторику. При объяснении игры используется короткий образный сюжет. Она меняется с целью лучшего преобразования ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, изящества движений, фантазии и воображения [11, с. 74].
Сюжет сюжета, его содержание должны быть понятны детям, поэтому использование этого метода требует планирования и обдумывания предыдущей работы педагога таким образом, чтобы дети имели представление об игровом сюжете.
Выводы по второй главе
Методика проведения подвижной игры направлена на формирование эмоционального, сознательного действия в меру своих возможностей и обладания разнообразными двигательными навыками ребенка. Условиями успешного использования подвижных игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста являются: знание программных заданий, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель; общего уровня физического и психического развития детей, их двигательных навыков; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей. Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Систематическим повторением игр, постепенным их усложнением педагоги физического воспитания в учреждениях дошкольного образования помогают выработке у детей нужных навыков и качеств.
Методика проведения подвижной игры направлена на формирование эмоционального, сознательного действия в меру своих возможностей и обладания разнообразными двигательными навыками ребенка. Условиями успешного использования подвижных игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста являются: знание программных заданий, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель; общего уровня физического и психического развития детей, их двигательных навыков; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей. Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Систематическим повторением игр, постепенным их усложнением педагоги физического воспитания в учреждениях дошкольного образования помогают выработке у детей нужных навыков и качеств.
Заключение
Подвижная игра – это сложная, двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами и имеющая свою специфику. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельность играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности.
Основными особенностями физического развития детей среднего дошкольного возраста принято считать развитие ловкости, быстроты, гибкости, равновесие, глазомерности, силу, выносливости. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Это следует учитывать взрослым при организации работы по формированию понятия о здоровом образе жизни.
Физическое воспитание дошкольников занимает особое место в общей системе воспитательной работы дошкольных учреждений. Именно в период среднего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, вырабатываются физиологические функции организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего и гармоничного развития личности. В этом аспекте подвижные игры выступают в качестве эффективного средства физической подготовки. Целенаправленное, методично продуманное управление подвижными играми значительно улучшает, активизирует деятельность детей среднего дошкольного возраста. Развитие моторного творчества формирует любознательный ум ребенка, заряжает его весельем и радостью, формирует желание быть здоровым и сильным, готовым к решению сложных задач. В развитии деятельности в процессе детской подвижной игры важное место отводится методике управления.
Методика проведения подвижной игры направлена на формирование эмоционального, сознательного действия в меру своих возможностей и обладания разнообразными двигательными навыками ребенка. Условиями успешного использования подвижных игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста являются: знание программных заданий, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель; общего уровня физического и психического развития детей, их двигательных навыков; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей. Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки.
1 Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 164 с.
2 Богомолова, Л.В. Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста: подвижные игры в физическом развитии ребенка / Л.В. Богомолова. – М.:, 2015. – 135 с.
3 Жукова, О.Л. Акмеология физической культуры и спорта / О.Л. Жукова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2009. – 122 с.
4 Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
5 Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.
6 Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте: серия Атланты спортивной науки / В.С. Фарфель. – М.: Советский спорт, 2011. – 202 с.
7 Воротникина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ / И.М. Воротникина – М.: Энас, 2006. – 80 с.
8 Русаков, В.Я. Методы совершенствования физической подготовки / В.Я. Русов. – М., 2009. – С. 21-24.
9 Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 220 с.
10 Янсон, Ю.А. Уроки физической культуры. Новые педагогические технологии / Ю.А. Янсон. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 432 с.
11 Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2010. – 96 с.
12 Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с.
13 Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
14 Литвинова, О.М. Система физического воспитания в ДОУ / О.М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007. –185 с.
15 Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2009. – 202 с.
16 Кенеман, А.В. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / А.В. Кенеман. – М.: Академия, 2004. – 200 с.
17 Фиксалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсмена / В.Д. Фиксалов. – М.: Сов. Спорт, 2010. – С. 174.
18 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 612 c.
19 Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2012. – 560 с.
20 Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская. – М., 2010. – 432 с.
21 Платонова, З.Н. Агрессия как фактор адаптации подростков, занимающихся спортом / З.Н. Платонова // Спортивный психолог. – 2009. – №3. С.67-70.
22 Кожевникова, С.В. Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты на современном этапе / С.В. Кожевникова // Тенденции сохранения уровня здоровья и двигательной активности; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2014. – №1. – С. 441-459.
23 Байкова, Г.Ю. Реализация образовательной деятельности «Физическое развитие» / Г.Ю. Байкова. – М.: Волгоград: Учитель. 2016. – 171 с.
24 Нуриева, И.И. Сюжетные игры детей дошкольного возраста: статья сюжетные игры детей дошкольного возраста / И.И. Нуриева. – М., 2015. – 214 с.
25 Гринберг, Д.С. Управление стрессом / Д.С. Гринберг. – СПб.: Питер, 2013. – 496 с.
26 Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н.Н. Кожухова. – М.: Академия, 2010. – 352 с.
27 Общая спортивная психология / Под ред. Г.Д. Бабушкина, В.М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2010. – 192 с.
28 Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2013. – 607 с.