ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика нравственных чувств и нравственно-патриотического воспитания
1.3 Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений коррекции детско-родительских отношений с целью формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. По своим психологическим характеристикам дошкольный возраст очень благоприятен для начала нравственно-патриотического воспитания, поскольку ребенок в этом возрасте характеризуется эмоциональной восприимчивостью, внушаемостью, искренностью чувств, безграничным доверием к взрослому, подражанием ему и большим впечатлением. Методы и средства патриотического воспитания могут быть разными, но необходимо учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающих, образность и специфичность мышления, отсутствие «чувства истории», понимание социальных и социальных явлений и т.д.). В основе формирования у ребенка любви к Родине следует рассматривать накопление социального опыта, знакомство с предприятиями и учреждениями своего города, с окружающей природой, знакомство с государственными символами и др.
Патриотизм – это нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержание которого – любовь и преданность Отечеству, гордость за свое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Отечества. Патриот – это человек, который горячо любит Отечество, учится и трудится на его благо, приумножает его богатство, а в случае необходимости должен быть готов постоять за его защиту, в том числе и с оружием в руках. Патриотизм проявляется в действиях и деятельности человека. Рожденные из любви к своей малой Родине, патриотических чувств, пройдя ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до национального патриотического сознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. Нравственно-патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма и сложившихся форм патриотического воспитания, которые определяются стратегией государственной политики в выборе ценностей и целей жизни общества, многообразием обновленных образовательных и воспитательных структур. Нравственно-патриотическое воспитание в нашем государстве традиционно связано с идеей гражданского воспитания. Считаю, что внутренний мир человека сам по себе не формирует сознательного чувства патриотизма – это только его основа. Формирование происходит тогда, когда человек соприкасается с социальными ценностями, идеалами, традициями.
Благодаря введению нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста у детей формируется правильное отношение к родной стране – ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости своей страны и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе
Семейные отношения, в которые непосредственно вовлечен ребенок, представляют собой отношения между родителями и детьми – детско–родительские отношения. Важность этих отношений привлекает внимание специалистов из разных школ и дисциплин, но научная психология и педагогика ощутимо отстают от практики. Ведущие российские теоретические подходы подчеркивают решающую роль взаимоотношений с близкими взрослыми в развитии ребенка, но сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельности, ни в культурно–историческом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Кроме того, клинические психологи (Варга А.Я., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г. и др.) приобрели богатый опыт в области взаимоотношений ребенка и родителей.
Содержание понятия «отношения родитель–ребенок» в психолого- педагогической литературе четко не определено. Во-первых, она представлена как подструктура семейных отношений, которая включает взаимосвязанные, но неравноправные отношения: отношение родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское), отношение ребенка к родителям. Во-вторых, под этими отношениями понимаются отношения, взаимное влияние, активное взаимодействие между родителями и ребенком, что ярко проявляется в социально–психологических моделях межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.). В зарубежной психологии особенности взаимоотношений детей и родителей традиционно изучаются в рамках психоаналитических (З. Фрейд, Е. Эриксон, Д. Винникотт, Е. Берн и др.), поведенческих (Д. Ватсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистических (Т. Гордон, К. Роджерс, С. Баярд, Д.У. Баярд и др.) направлений.
Недостаточная разработка концепций, отсутствие четкого понимания и ясного языка приводят к терминологическим расхождениям. Однако очевидно, что отношения между родителями и детьми – это своего рода человеческие отношения. Но эти отношения отличаются от всех других типов межличностных отношений и очень специфичны в этом смысле. Е.О. Смирнова, которая подчеркивает специфику отношений между детьми и родителями, считает, что они в первую очередь характеризуются сильной эмоциональной ценностью как для ребенка, так и для родителей. Во-вторых, во взаимоотношениях между родителями и детьми присутствует амбивалентность.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной курсовой работы является изучить процесс влияния детско-родительских отношений на формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Для этого было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого осуществлена диагностика уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Государственное учреждение образования
Выборка исследования: дети старшего дошкольного возраста в количество 5 человек (в возрасте 5-6 лет).
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
– методика «Я - патриот»;
– методика «Мое отношение к моему городу».
Методика №1 «Я - патриот»
Цель методики: выявить уровень интереса старших дошкольников к «малой родине» и ее истории, частоту стремления школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения практическими навыками и умением применять знания о «малой родине» старших дошкольников.
Методика состоит из 20 вопросов (Приложение А), половина из которых направлена на выявление мотивационного критерия, вторая половина – на выявление поведенческого и добровольного критерия. Детям предлагаются три варианта ответов: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют разумного ответа, поэтому ради чистоты эксперимента мы опрашивали детей в индивидуальном порядке.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа присваивается определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов - 40.
Количество баллов за каждый ответ участника вычисляется по результатам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и определяются в качестве непрерывных, длительных и опосредованных возрастными особенностями ребенка и родителя отношений. Анализ работ специалистов позволяет выявить следующие характеристики взаимоотношений между детьми и родителями: относительная преемственность и продолжительность; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменчивость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность в заботе родителей; принятие родителями на себя ответственности за ребенка.
Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Если обратиться ко многим исследователям в области нравственно-патриотического воспитания, то результаты поиска не будут отличаться разнообразием. В данной работе остановимся на следующем определении нравственно-патриотического воспитания. Нравственно-патриотические воспитание включает в себя следующие составляющие: познавательный – определенный уровень знаний об истории своей Родины, родного края, своего народа, позволяющий сформировать уважительное отношение и гордость за прошлое своей страны; мотивационный – предполагает определенный уровень сформировавшихся потребностей и мотивов, направленных на активную творческую деятельность и активное познание нового; эмоциональный – сочетает в себе позитивные переживания человека по отношению к собственной стране.
Дошкольный возраст наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма. Нравственно-патриотическое воспитание уже в период дошкольного возраста возрасте влияет на дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит направят ли дети свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества Огромную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста играет воспитатель и родители.
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания // Б. Г. Ананьев. – Изд. 2-е перераб. и доп. СПб.:Питер, 2001. – 272 с.
2. Адаева, Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н. В. Адаева // Человек и образование. – 2012. – № 1. – С. 130-134.
3. Бараноўская, Л. Мая Радзіма / Л. Бараноўская // Пралеска. – 2009. – № 7. – С. 33-34.
4. Белоусов, Н. А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Минск, 2004. – С.38-41.
5. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 207 с.
6. Варанецкая, Л. М. Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. Адукацыі / Л. М. Варанецкая, К. М. Бельская, І.Л. Ждан. – Мінск: Зорны верасень, 2008. – 132 с.
7. Ворошень, О. Г. Образ Родины в восприятии современных белорусов / О. Г. Ворошень // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 11-16.
8. Гутковская, М. С. Роль идеологической работы в гражданской социализации молодёжи Республики Беларусь / М. С. Гутковская // Сацыяльна-педагагічная работа. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – №9. – С. 10-12.
9. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер. – 2006. – 287 с.
10. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. – Мазыр : Белы Вецер, 2016. – 133 с.
11. Дубровская, Л. В. Маленькие граждане большой страны: программа воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына» / авт.-сост. Л. В. Дубовская; под ред. В. М. Теленченко. – Мозырь : Содействие, 2007. – 220 с.
12. Евдокимова, Н. Н. Твоя столица: театры Минска: (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 28 с.
13. Жалняровіч, Н. І. Хутка ў нашай хаце свята: Знаёмім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Н. І. Жалняровіч, М. А. Каліноўская. – Мазыр : ТАА ВД «Белы Вецер», 2009. – 63 с.
14. Живейко, А. Д. Идеологические аспекты формирования патриотизма и гражданственности белорусского студенчества: информационные материалы для преподавателей, кураторов и студентов / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «ВГТУ». – Витебск: ВГТУ, 2008. – 20 с.
15. Кац, Е. А. Формирование исторических представлений у дошкольников / Е. А. Кац, Л. С. Ковалевская. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2002. – 165 с.
16. Красіла, А. І. Мой край завецца Беларуссю: Дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Аўт.-уклад. А. І. Красіла. – Мазыр : ТАА ВД «Белы Вецер», 2004. – 160 с.
17. Ладутько, Л. К. Познаем мир и себя: пособие для пед. дошк. учр. / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : УП«ИВЦ Минфина», 2002. – 155 с.
18. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. – Минск: Нар. асвета, 1991. – 254 с.
19. Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителям / С. Е. Матушкин, Н. В. Ипполитова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
20. Островский, С. Н. Когнитивно-философские аспекты идейного воспитания / С. Н. Островский // Сацыяльна-педагагiчная работа. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2007. – № 7. – С. 21-23.
21. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования» / Минск. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, 2012. – 415 с.
22. Саморукова, П. Г. Систематизация знаний детей о природе / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4. – С.76-81.
23. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
24. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
25. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. – Том 2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 464 с.
26. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: 1983. – 284 с.
27. Узгорок, М. Ю. Социокультурные детерминанты формирования патриотизма как высшей ценности культуры личности в современных условиях / М. Ю. Узгорок // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2006. – № 6. – С. 82-88.
28. Учебная программа дошкольного образования, 3¬е изд. – Минск : НИО: Аверсэв, 2019. – 416 с.
29. Хуснутдинова, А. Прогулки по родному краю / А. Хуснутдинова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 113-115.
30. Чеботарева, Н. П. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом / Н. П. Чеботарева, М. В. Суслова, Ю. А. Головина // Молодой ученый. – 2016. – №15. – С. 519-522.
31. Шкуцько, Г. «Я – грамадзянін Рэспублікі Беларусь»: шляхі да грамадзянскасці і патрыятызму / Г. Шкуцько // Гiсторыя: праблемы выкладання. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2008. – № 9. – С. 15-28.