ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия дидактической игры в педагогике. Значение дидактических игр
1.2 Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности развития логических операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование уровня развития логических операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития логических операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Оценка эффективности работы по развитию логических операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Период старшего дошкольного возраста – это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, в первую очередь в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. Именно в игровой деятельности у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как логическое мышление. Проблема развития мышления является актуальной на современном этапе психологического познания. Социально-культурные, экономические и другие преобразования, которые происходят в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разных возрастов, в том числе системы дошкольного образования. Поиск новых вариантов образования, которые ориентированы на развитие мышления, актуализирует внимание ученых и практиков к процессам развития мышления. Высокий уровень мышления позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем его мире, продуктивно и эффективно осуществлять свою целенаправленную деятельность.
Необходимость развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым логическим мышлением и синтезом сложно будет усвоить новые знания. Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных операций снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.
Однако практическая работа показывает, что формированию у детей дошкольного возраста мыслительных навыков в процессе образовательной деятельности уделяется недостаточное внимание. Недостаточно используются возможности дидактической игры, а именно, игра как ведущая деятельность стимулирует умственное развитие детей старшего дошкольного возраста и создает условия для развития логических мыслительных операций. Существует противоречие между необходимостью развития мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе, с одной стороны, и недостаточным развитием содержания педагогической работы, основанной на реализации психолого-педагогических условий при решении данной проблемы в дошкольном образовательном учреждении, с другой стороны. Из этого противоречия возникает проблема: как построить систему педагогической работы по разработке логических методов мышления детей старшего дошкольного возраста на основе реализации необходимых психолого-педагогических условий. Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему «Использование дидактических игр как средства развития логических операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста» актуальной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия дидактической игры в педагогике. Значение дидактических игр
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игра – одна из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением [16, с. 121].
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Дидактическая игра, как разновидность игры для детей дошкольного возраста, давно заняла основное место среди методик воспитателя детского сада в воспитании и обучении детей в возрасте от 3 до 8 лет. В своих работах А.К. Бондаренко отмечает, что дидактическая игра является сложным педагогическим проявлением, которое воспринимается не только как метод работы, но и как форма воспитательного процесса в дошкольном учреждении [5, с. 92].
По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра, как основная игровая форма воспитания детей дошкольного возраста, очень сложна в организации образовательного процесса. В отличие от образовательной основы классов, дидактическая игра имеет два абсолютно одинаковых начала одновременно: образовательное (или можно назвать его познавательное (познавательное)) и игровое. Таким образом, педагог является одновременно и педагогом, и участником игры, т. е. возможность играть увеличивается в несколько раз: он обучает детей и одновременно играет с ними, а дети учатся по игре [2, с. 322].
Дидактические игры – это разновидность игры с правилами, специально созданными учительской школой с целью обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра – многогранное, сложное педагогическое явление: это игровой метод обучения дошкольников, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра (познавательная игра) - вид деятельности, которую дети учатся делать. Дидактическая игра, как и каждая игра, является самостоятельной деятельностью, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной [11, с. 64].
Главная особенность дидактической игры определяется её названием: обучающие игры. А.Н. Леонтьев [19, с. 214] отметил, что дидактические игры относятся к так называемым «пограничным» играм, представляющим собой переход к неигровой деятельности, которую они готовят.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование уровня развития логических операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Целью экспериментальной работы являлось выявление условий развития логической сферы у детей старшего дошкольного возраста.
На первом констатирующем этапе осуществлялся подбор диагностического материала для проведения исследования, определение выборки для исследования на базе дошкольного учреждения образования.
На втором формирующем этапе были разработаны и внедрены рекомендации по применению дидактических игр и упражнений в процессе формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе исследования (контрольный этап) была проведена оценка эффективности работы по формированию операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГОУ «Ясли-сад №… г. …».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 26 дошкольников второй старшей группы. Списки детей представлены в Приложении А.
Критерии сформированности логических приемов мышления анализа и синтеза у старших дошкольников:
1. правильность выполнения;
2. полнота;
3. время выполнения;
4. самостоятельность выполнения.
Для определения сформированности логического операций синтеза и анализа детей старшего дошкольного возраста были подобраны два задания. Диагностические задания давались детям индивидуально в свободное от занятий время. Автор комплекса диагностических заданий Р.С. Немов.
Задание 1. «Нелепицы».
Цель: определить уровень сформированного анализа как операции логического мышления. Этот же метод используется для определения способности ребенка логически и грамматически правильно рассуждать и выражать свои мысли.
Проведение: cначала ребенку показывается картинка. В ней есть несколько нелепых ситуаций с животными. Во время просмотра картинки ребенок получает инструкции о том, как это делать: «Внимательно посмотрите на этот рисунок и скажите, все ли на месте и правильно ли он нарисован. Если вы думаете, что что-то не так, не на месте, или нарисовано неправильно». Тогда укажите на него и объясните, почему это не так. Затем скажите мне, как это должно быть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление – это процесс умственной деятельности, который является основным способом упорядочения, структурирования картины мира, установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями в жизни человека, познания их сущности. В психологии и педагогике существует большое количество формулировок определения мышления. Психологи связывают процесс мышления с развитием познавательной деятельности человека и открытием чего-то нового, того, что способствует появлению новых интеллектуальных операций и ментальных процессов. В науке выделяются три типа мышления: визуальный и эффективный, визуальный и вербальный и логический. Мышление развивается в три этапа: наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое. У детей дошкольного возраста основными являются два первых типа мышления. Если все виды мышления хорошо развиты у ребенка, то ему легче решать любую задачу и тем самым добиваться большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Это высшая ступень развития мышления. Логическое мышление – это процесс, который помогает человеку не только преобразовывать полученную информацию, но и применять ее максимально полно, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника логическому мышлению – значит обеспечить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, найти выход из сложной ситуации, вести себя в обществе и природе. Основными логическими методами являются сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.
Дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, в формировании их математических способностей и логических приемов мышления. Когда педагог использует дидактические игры в формировании элементарных логических приемов мышления у детей дошкольного возраста, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания повышенной сложности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недостатки. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, развивает память и мышление детей, оказывая огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Обучающая функция дидактических игр станет намного эффективнее при условии, что игры используются в вариационной системе, предполагающей постепенное усложнение содержания, в структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементов логического мышления.
На первоначальном этапе диагностики развития логических операций анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста преобладал низкий и средний уровень развития мыслительных операций. Качественный анализ результатов исследования позволил выделить три уровня развития логических операций мышления детей старшего дошкольного возраста.
1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артомонова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 38.
2. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2009. – 480 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 234 c.
4. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Смысл, 2006. – С. 190-196.
5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада /А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2015. – 218 с.
6. Брушлинский, А. В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. – М. : «Модек», 2013. – 250 с.
7. Веклерова, Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников / Х. М. Веклерова. – Обнинск : Светоч, 2008.– 87 с.
8. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.
9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. –2016. – №6. – С.54.
10. Гарипов, Х. Играя – воспитываем / Х. Гарипов // Учитель. – 2011. – № 3. – С. 72-74.
11. Гончаров, В. С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу / В. С. Гончаров. – Свердловск : Наука, 2008. – 274 с.
12. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. – М. : Просвещение, 2013. – 314 с.
13. Жуйкова, Т.П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т.П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952–954.
14. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет / А. З. Зак. – М. : Педагогические науки, 2014. – 231 c.
15. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М. : Смысл, 2016. – 516 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
17. Левитес, В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника / В.В. Левитес // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №9 – С.15-23.
18. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2006. – 355 с
19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М. : МГУ, 2009. – 575 с.
20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – М.: Логос, 2007. – 220 с.
21. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника / А. А. Люблинская. – СПб. : Ленинград, 2008. – 342 с.
22. Михайлова, З. А. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх / З. А. Михайлова, Е. А. Лукьяненко // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 233 с.
23. Мухина, В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов / В. С. Мухина // Под ред. Л.А.Венгера.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
24. Носова, Е. Игры упражнения с логическими блоками / Е. Носова // Обруч. – 2001. – №2. – С.30-31.
25. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. – М. : Педагогика, 2007. – 212 с.
26. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 61-65.
27. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина – М., 2002. – 347 с.
28. Столяр, А. А. Педагогика математики: учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов / А. А. Столяр. Мн. : Высш. шк., 29006. – 414 с.
29. Субботина, Л. Ю. Игры, развивающие мышление / Л. Ю. Субботина // Игры для развития и обучения : дети 5-10 лет. – Ярославль, 2001. – С. 39-80.
30. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2010. – 142 с.
31. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2001. – 140 с.