ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности использования дидактических игр на занятиях с детьми дошкольного возраста
1.2 Формы и методы организации дидактических игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений
1.3 Приемы по использованию дидактической игры для формирования математических представлений детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРЫ
2.1 Диагностика уровня сфрормированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений в процессе формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одна из основных задач дошкольного образования – это математическое становление ребенка. Оно не сводится к тому, чтоб обучить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Данная задача обращена на то, чтобы создать для ребенка условия для возможности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «проектировать» предметами, символами и словами. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Использование и значение игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является недостаточно изученной проблемой. По причине этого, остановимся в данной работе на исследовании этой темы.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игры и упражнения как способ развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить роль игры в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности использования дидактических игр на занятиях с детьми дошкольного возраста
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Основное различие между игрой и другими видами деятельности заключается в том, что ее предметом является сама деятельность человека. Термин «дидактическая игра» подчеркивает педагогическую направленность, отражает разнообразие его использования в процессе обучения [16, с. 21].
Среди исследователей, которые непосредственно участвовали в изучении роли дидактической игры в развитии речи, выделяются следующие: И.Е. Берменд, А.К. Бондаренко, А.М. Бородич, Л.М. Житникова, Р.И. Жуковская, Ю.В. Менджерицкая, с. Л. Новоселова, В.И. Селиверстов, А.И. Сорокина, О.С. Ушакова, Г.С. Швайко.
Дидактическая игра может быть классифицирована в зависимости от того материала, который используется в ней: игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.д.); настольные печатные игры; словесные игры.
Также игры могут быть классифицированы по количественному составу участников [13, c. 72]: индивидуальные; парные; групповые; фронтальные; широкомасштабные; узкомасштабные.
Более того, игры могут быть классифицированы по степени сложности выполняемых действий: простые; сложные; моноситуационные; полиситуационные. Также существует классификация дидактических игр на развитие словаря по уровню сложности интеллектуальной деятельности [13, c. 72]: на узнавание; репродуктивные; репродуктивно-вариативные; творческие.
Также приведем классификацию, основанную на способе и форме проведения: письменные; устные; подвижные; функциональные; ролевые; имитационно-моделирующие; на досках. В соответствии с выполняемой функцией, дидактические игры делятся на следующие категории: подготовительные; рубежные.
Дидактическая игра имеет свою структуру, которая включает в себя несколько компонентов.
1. Обучающая (дидактическая) задача является основным элементом дидактической игры, которой подчиняются все остальные. Для детей задача обучения формулируется как игра. Например, в игре «Узнай по звуку» задача обучения заключается в следующем: развивать слуховое восприятие, научить относить субъекта к звуку. И детям предлагается следующая игровая задача: слушать звуки, которые испускают различные объекты, и угадывать их.
Выводы по главе 1
Анализ программ воспитания и обучения дошкольников позволил выявить, что развитие счетной деятельности у детей дошкольного возраста проходит в шесть этапов. Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей математических представлений. Работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Работа по развитию математических представлений у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания. Она является основой для дальнейшего обучения в школе.
Содержание обучения детей в учреждении дошкольного образования математике определяется двумя основными линиями: предлогическая – подготовка мышления ребёнка к применению в математике различных способов рассуждений; предматематическая – непосредственно математическое развитие детей, подготовка мышления ребёнка к усвоению базисных знаний по математике. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Указанные методы рекомендуется применять комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении детей.
На занятиях по математическому развитию используются блоки Дьенеша, палочки Кюизера, танграмы, счетные палочки. На конструирование берутся строительные наборы – настольные, напольные. В ходе занятий используются следующие игровые приемы: игровая мотивация; пальчиковая гимнастика; элементы драматизации, метод предварительной ошибки. Игровые методы способствуют повышению дисциплины дошкольников, вырабатывают умение действовать и сосредоточить свое внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРЫ
2.1 Диагностика уровня сфрормированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
В ходе данного исследования была проведена экспериментальная работа по использованию дидактической игры в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №54 города Минска».
Выборка исследования: в средней группе № 4 на занятиях по формированию элементарных математических представлений. В эксперименте принимали участие 12 детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности элементарных математических представлений на примере счётных навыков и умений у детей средней группы учреждения дошкольного образования.
В ходе наблюдения было выявлено, что работу по развитию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений организуют на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии воспитанники дошкольного учреждения выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний в процессе счётной деятельности.
Для того, чтобы определить исходный уровень счетных навыков были использованы игровые задания, в процессе выполнения которых воспитатель оценивает уровень сформированности счетных навыков каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок среднего дошкольного возраста.
В средней группе по учебной программе дошкольного образования воспитанники должны уметь:
– сосчитывать группу предметов количественным счётом (до 10);
– считать порядковым счётом;
– устанавливать отношения между группами предметов: практическим путем (наложением, приложением, графически);
– опосредованно (через число, полученное в результате счёта);
Выводы по главе 2
Для изучения формирования счётных навыков и умений у дошкольников была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Предварительное наблюдение за работой воспитателя показало что работу по развитию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений организуют на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии воспитанники дошкольного учреждения выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний в процессе счётной деятельности.
В эксперименте принимали участие 12 детей средней группы. Эксперимент проводился в три этапа – констатирующий, формирующий, контрольный. По итогам констатирующего эксперимента количество испытуемых составило 12 человек. Из них высокий уровень сформированности счётных навыков и умений продемонстрировали 2 дошкольника (17%), средний – 7 дошкольников (58%), низкий – 3 дошкольника (25%). Данные методы показали, что у детей счетные навыки сформированы в основном на среднем уровне. Также следует отметить, что многие дети не проявили интереса к предложенной им деятельности, что говорит о невысоком интересе к математической деятельности. В ходе формирующего эксперимента с детьми были проведены занятия с использованием различных методов, среди которых особое внимание уделялось дидактическим играм с использованием геометрического материала, после чего был проведен контрольный этап исследования. Количество испытуемых контрольного этапа эксперимента составило 12 человек. Количественный и качественный анализ был проведен путем сравнения данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента. По итогам эксперимента показатели улучшились. Количественный и качественный анализ был проведен путем сравнения данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Так, высокий уровень сформированности счётных навыков и умений продемонстрировали 3 дошкольника (25%, ранее – 17%), средний – 8 дошкольников (67%), низкий – 1 дошкольник (8 %).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Анализ программ воспитания и обучения дошкольников позволил выявить, что развитие счетной деятельности у детей дошкольного возраста проходит в шесть этапов. Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей математических представлений. Работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Работа по развитию математических представлений у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания. Она является основой для дальнейшего обучения в школе.
Содержание обучения детей в учреждении дошкольного образования математике определяется двумя основными линиями: предлогическая – подготовка мышления ребёнка к применению в математике различных способов рассуждений; предматематическая – непосредственно математическое развитие детей, подготовка мышления ребёнка к усвоению базисных знаний по математике. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Указанные методы рекомендуется применять комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении детей.
На занятиях по математическому развитию используются блоки Дьенеша, палочки Кюизера, танграмы, счетные палочки. На конструирование берутся строительные наборы – настольные, напольные. В ходе занятий используются следующие игровые приемы: игровая мотивация; пальчиковая гимнастика; элементы драматизации, метод предварительной ошибки. Игровые методы способствуют повышению дисциплины дошкольников, вырабатывают умение действовать и сосредоточить свое внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника.
Для изучения формирования элементарных математических представлений дошкольников. Была проведена экспериментально-исследовательская работа. Предварительное наблюдение за работой воспитателя показало что работу по развитию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений организуют на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой.
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н. А. Виноградова (и др,) – М. : Айрис-пресс, 2005.– 400 с.
4. Зверева, Н. М. Практическая дидактика для учителя / Н. М. Зверева. – М. : Педагогика, 2001. – 260 с.
5. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 2009. – 368 с.
6. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. – 383 с.
7. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
8. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
9. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 140 с.
10. Павлова Л. И. Развитие математических представлений у дошкольников / Л. И. Павлова. – М., 2010.
11. Смоленцева, А. А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
12. Столяр, А. А. Педагогика математики: курс лекций / А. А. Столяр. – Минск : Вышэйш. шк., 1986. – 413 с.
13. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
14. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
15. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 223 с
16. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 320 с.
18. Чеботаревская, Т. М. Обучающие игры в курсе математики начальных классов : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. М. Чеботаревская. – Минск, 1988. – 21 с.
19. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К. В. Шевелев. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
20. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М.: Академия, 2009. – 188 с.
21. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – М. : Логос, 2005. – 160 с.