ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Теория культурно-досуговой деятельности
1.2 Особенности организации и проведения культурно-досуговой деятельности молодежи
ГЛАВА 2 МОДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Анализ деятельности модельных школ «Тамара студия» и «Аrt fashion academy»
2.2 Разработка проекта конкурса молодых дизайнеров в процессе совершенствования деятельности модельных школ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная социокультурная ситуация характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социокультурной деятельности, она освобождается от администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в социально-культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости культурно-досуговой деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности.
Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит их к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Теория культурно-досуговой деятельности
Понятие культурно-досуговая деятельность является производным от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», и вместе с тем она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа. В повседневной жизни понятие о культуре тесно соприкасается с обычной бытовой этикой, ограничиваясь при этом только рамками культуры поведения. Такого понятия для понимания культуры, для выявления ее сущности недостаточно. Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Так, в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более 100 попыток определить это понятие описательно. Это ясно свидетельствует о сложности и глобальности такого социального феномена, как культура.
Понятие культурно-досуговой деятельности достаточно широкое. Руководствуясь определением, предложенным М.А. Ариарским о том, что «культурно-досуговая деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» [1, с. 135], можно говорить о том, что такая деятельность затрагивает каждого индивидуума независимо от его профессии и социального статуса.
Глубокое изучение общественной и личной культурно-досуговой началось в первой половине XX в. Огромный вклад в науку о культуре внес американский социолог Л.А. Уайт. Именно он ввел в науку термин «культурология», и явился основателем исследования культур в рамках целостной науки.
ГЛАВА 2 МОДЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Анализ деятельности модельных школ «Тамара студия» и «Аrt fashion academy»
Агентство моделей «Студия Тамара», созданное Тамарой Гончаровой, существует с июня 1993 года и является старейшим в Беларуси профессиональным модельным агентством. Начиная с 90-х годов, модели «Тамары» регулярно становятся лицами белорусских марок, украшают обложки журналов и участвуют во всех значимых показах страны. За время своего существования «Студия Тамара» дала успешный старт большому числу известных во всем мире моделей, наиболее узнаваемой из которых является Марина Линчук.
Сегодня «Студия Тамара» - одно из самых крупных и преуспевающих в модельном бизнесе Беларуси агентств. Агентство находит, обучает и продвигает уникальные лица для работы в сфере моды и рекламы. В Беларуси партнерами модельного агентства «Тамара» являются:
- «Conte»;
- «Partizan»;
- «Milavitsa»;
- «Serge»;
- «Lena Tsokalenko»;
- «Papilio»;
- «Alesya»;
- «O. Jen»;
- «Элема»;
- модный дом «Юнона»;
- «Луч»;
- «Беллегпром»;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурно-досуговая деятельность представляет собой обусловленную нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Многочисленные виды культурно-досуговой деятельности выполняют те или иные общественные функции. Функции культурно-досуговой деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. В качестве основных функций можно выделить: коммуникативную, информационно-просветительскую, рекреативную, культуротворческую, экономическую. Каждая из них направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного творчества людей.
Культурно-досуговая деятельность молодежи имеет свои особенности, связанные со спецификой возраста, потребностями, ценностями, а также уровнем развития. Главная особенность досуговой деятельности молодежи – ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Таким образом, досуговая деятельность молодежи обусловливается социальными, биологическими, профессиональными и духовными потребностями.
В настоящее время наряду с традиционными видами досуговой деятельности все большую актуальность для молодежи приобретают современные формы досуга. Это во многом связано с распространением Интернета и внедрением компьютерных технологий в жизнь.
Одним из субъектов культурно-досуговой деятельности являются модельные школы, которые становятся с каждым годом все популярнее.
1. Ариарский, М.Л. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М.Л. Ариарский. - СПб., 1999.- 310 с.
2. Бачинин, В. А. История западной социологии / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – М. : Лань, 2002. - 157 с.
3. Бутенко, М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития : учеб. пособ. / М.Э. Бутенко. – СПб. : СПГУКИ, 2005. - 198 с.
4. Вербина, О.В. Исследования региональной молодежной субкультуры: аксиологический аспект / О.В. Вербина // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – № 1 (5). – С. 180-185.
5. Данилова, Е.А. Трансформация базовых ценностей молодежи Республики Беларусь: социологический анализ : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.01 / Е.А. Данилова ; Бел. гос. ун-т. – Минск, 2009. – 19 с.
6. Дюмазедье, Ж.Р. Планирование досуга и культурное развитие / сб. ст. Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага : «Обрис», 1966. - 297 с.
7. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 1994. - 104 с.
8. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М., 1998. - 246 с.
9. Кабадейцева, О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических коцепций / О.В. Кабадейцева // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 3. – Том 7. – С. 36–60.
10. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2004. - 242 с.
11. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.) : теоретико-методологический и исторический аспекты \ Е.М. Клюско. - М. : МГУКИ, 1999. - 188 с.
12. Корниенко, Т.В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития / Т.В. Корниенко // Вестн. КазГУКИ. – 2016. – № 1. – С. 62–65.
13. Литовкин, Е.В. Генезис и этапы культурно-просветительной работы // вестник МГУКИ. № 4. / Е.В. Литовкин. – М., 2003.- 96 с.
14. Матецкая, А.В. Социология культуры / А.В. Матецкая, С.И. Самыгин. - М. : Феникс, 2007. - 245 с.
15. Молодежь в зоне риска / под ред. О.А. Павловской. – Минск : Изд. дом «Белорусская наука», 2015. – 770 с.
16. Муравьева, Л.Р. Молодежь как объект исследования / Л.Р. Муравьева. // Социология сегодня. – 2014. – № 3. – С. 24–27.
17. Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности / В.Н. Наумчика. - Минск, 2004. - 143 с.
18. Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития / Вестник Омского университета, вып. 3 / В.Е, Новаторов. – Омск, 1999.- 167 с.
19. Опарин, Г.А. Досуг молодежи / Г.А. Опарин. // Вестник ГрГУ. – 2015. – С. 56–64.
20. Платонова, А.Д. Досуг молодежи: предпочтения, направленность, тенденции / А.Д. Платонова // Вестн. ВГМУ. – 2016. – С. 35–45.
21. Попова, А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире / А.С. Попова // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 220–223.
22. Рулицкая, М.М. Молодежь и молодежная субкультура / М.М. Рулицкая. // Вестник ВГУ. – 2014. – С. 31–35.
23. Сворог, А.Д. Социально-демографические характеристики молодежи / А.Д. Сворог. // Здравоохранение. – 2015. – №11. – С. 35–39.
24. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус, гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2013. – 174 с.
25. Триодин, В.Е. Педагогика клубной работы / В.Е. Триодин. - М., 1984. - 87 с.
26. Фирсина, П.С. Молодежный досуг: проблемы и тенденции / П.С. Фирсина // Педагогическая наука. – 2016. – С. 36–39.
27. Фомина, А.П. Базовые ценности молодежи Республики Беларусь. Социологическое исследование / А.П. Фомина. – Минск : БГУ, 2012. – 52 с
28. Шарковская, Н.В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодежи / Н.В. Шарковская. // Вестн. МГУКИ. – 2015. – №4. – С. 136–141.
29. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2007. - 284 с.