ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе
1.2 Нарушения лексической стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями
1.3 Научно-методические основания коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений в овладении лексической стороны речи у обучающихся с речевыми нарушениями
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) особое место отводится развитию словарного запаса. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) констатируют у детей с общим недоразвитием речи недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева , Т.В. Туманова и др.). У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. Несмотря на то, что вопросам развития глагольной лексики ребенка посвящено большое количество исследований Гвоздева А.Н., Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Цейнтлин С.Н., проблемы изучения общих и специфических особенностей формирования глаголов у детей на сегодняшний день не теряют своей актуальности. Глагол является основой любой фразы, любого высказывания.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе
Речевое развитие ребенка начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всего его жизненного пути, но наиболее активно становление речевой деятельности ребенка происходит при достаточном уровне развития всех психических функций, требующихся для этого, так же при достижении достаточного уровня мышления, фонетико-фонематического и грамматического строя речи [1, с. 98].
О развитии ребёнка говорит, не только сформированность словаря, но и всестороннее развитие ребёнка.
Развитие лексики в онтогенезе напрямую связано со включенностью ребенка в окружающую действительность, так как через общение, знакомство с новыми предметами и явлениями, происходит накопление словаря. Немаловажно отметить, что одной из основополагающий вещей, связанных с развитием речи ребенка является уровень его общения со взрослыми людьми, с активностью и степенью их речевого взаимодействия. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте активен в формировании контактов с людьми, а также стимулированию общения, поэтому можно сказать, что в дошкольный период происходит активное накопление словаря [11, с. 245].
У младенца реакция на словесный раздражитель – ориентировочный рефлекс – поворот головы по направлению к звуку, попытка фиксировать взгляд в сторону объекта, издающего шум. В дальнейшем, при более поздних сроках развития – идет формирование рефлекса второго порядка на словесный раздражитель. Реакция на них – попытка повторить звук, словесное копирование, нерасчлененные слова и звуки, копирующие услышанный ребенком звук или слово, на данном этапе развития слово для ребенка не является «словом», как таковым и не несет грамматический характер.
1.2 Нарушения лексической стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями
Влияние различных неблагоприятных факторов во время родов и в начальные годы жизни ребенка, может привести к недоразвитию речи, в котором обнаруживаются нарушения формирования лексики [12, с. 102].
А.Н. Корнем выделены 2 типа симптомов отклонений в наименовании и применении единиц лексики в течение образования у детей с речевой патологией:
- словесная парафазия, проявляющаяся в некорректной отборе слов в зависимости от их лексического или грамматического значения по отношению к семантическому контексту (лексические ошибки наименования и грамматические ошибки в выборе формы слова);
- симптомы лексической недостаточности, недостатка словарного запаса и трудности в выборе слов, как при наименовании, так и при произнесении слов.
Нарушения словарного запаса у детей с речевым нарушением выражаются в ограниченном словарном запасе, резком расхождении в объеме активного и пассивного словарей, неточном применении слов, многочисленных словесных парафазиях, отсутствии сформированности семантических полей, трудностях в обновлении словаря [15, с. 106].
В работах разных исследователей акцентируется внимание на то, что ограниченный словарный состав характерен для детей с общим недоразвитием речи.
Для общего недоразвития речи типично нарушение формирования всех составляющих системы речи в их единстве, а именно: звуковой стороны речи, лексики, грамматики.
1.3 Научно-методические основания коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений в овладении лексической стороны речи у обучающихся с речевыми нарушениями
Работа по формированию глагольного словаря рассматривается как целостная деятельность специалистов, включающая систему взаимосвязанных задач, содержание, форму ее организации, а также предполагаемые результаты. Задачами по формированию глагольного словаря детей дошкольного возраста являются: введение в активный словарь глаголов по определенным лексическим темам, развитие вариативности глагольной лексики, способствование формированию точности смыслового значения слов-глаголов, включая переносные и абстрактные.
Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей с ОНР выступают следующие:
1. Обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий).
2. Закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии).
3. Активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения) [13, с. 74].
Успех формирования правильной речи у детей с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми под руководством логопеда. Здесь подчеркнем значение коррекционно-воспитательной работы в процессе осуществляется закрепление навыков и умений по формированию глагольного словаря, которые дети получают на логопедических занятиях.
1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
2. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
3. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
4. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001. – С.220–241.
5. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Ю.Н. Кислякова. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
6. Коновалова, С.Н. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие для учителей-логопедов, воспитателей и студентов дефектологических фак. пед. унтов / С.Н. Коновалова, Т. Ю. Четверикова; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 2005. – 31 с.
7. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) / М.Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург : Эра, 2012. – 180 с.
8. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н. А. Никашина. – М. : Просвещение, 1968. – Гл. 3. – С. 49–75.
9. Леоньев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34–45.
10. Логопедия. Теория и практика / под редакцией Филичевой Т.Б. М., Эксмо, 2017. ˗ 608 с.
11. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
12. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 220 с.
13. Мороз, Л.Н. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Л.Н. Мороз. – Минск : М-во просвещения БССР, 1987. – 220 с.
14. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003. –165 с.
15. Преодоление общего недоразвития у детей : кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : КнигоМир, 2011. – 320 с.
16. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д, Феникс, 2016. ˗ 173 с.
17. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
18. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Детский сад от А до Я. – 2005. – № 2 (14). – С.8-13.
19. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 280 с.
20. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. ˗ 240 с.
21. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.
22. Ястребова, А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М. : АРКТИ, 2001. – 280 с.
23. Жукова, Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011. ˗ 288 с.