ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НАД ПРОСОДИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ ЯЗЫКА
1.1 Лингвистические аспекты просодии
1.2 Развитие просодических компонентов речи в онтогенезе
1.3 Особенности состояния и коррекции просодики у детей с разными речевыми расстройствами
1.4 Информационные технологии в логопедической работе с детьми над просодическими компонентами языка
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НАД ПРОСОДИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ ЯЗЫКА
2.1 Методика обследования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов обследования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Рекомендации специалистам по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе с детьми над просодическими компонентами языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлов и др.). Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Совокупность ритмико-интонационых свойств, обеспечивают интонационную выразительность речи, играющих немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние. Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой, интонацией). Звучащая устная речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает порой больше, чем слова.
Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.
Несмотря на достаточную изученность проблемы развития просодики у детей с нарушениями речи было мало внимания уделено использованию информационных технологий в логопедической работе с детьми над просодическими компонентами языка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НАД ПРОСОДИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ ЯЗЫКА
1.1 Лингвистические аспекты просодии
Речь в нашей жизни представляет собой сложнейший феномен человеческой психики. Формируется она в результате взаимодействия различных уровней и областей мозга [6, c. 40].
Сам термин «просодия» в первый раз упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и означает дополнительные особенности речи, не зависимые от ведущей артикуляции звука. В наше время лингвисты оценивают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих самую важную роль для осуществления коммуникативной функции речи, так как с их помощью человек передает большое количество информации и свое эмоциональное состояние [5, c. 72].
В качестве основных характеристик у просодики выделяют: частоту основного тона, интенсивность и длительность. Без тембра, мелодики, паузы, ударении– невозможно полноценное просодическое оформление речи [2, c. 54].
Частота основного тона – это частота самой низкой составляющей в спектре звука, величине, обратной периоду колебания голосовых складок [1, c. 23].
С помощью различной скорости колебаний голосовых складок определяется различие звуков по высоте. Частота колебаний зависит от следующих параметров: степень упругости голосовых складок, скорость воздушного потока, проходящего через голосовую щель, ширины голосовой щели, массы вибрирующей части складок. При изменении частоты основного тона при разговоре превращает мелодику в тональный контур речи, который выполняет функцию элемента, связывающего отдельные части речевого потока и выступает также в роли средства членения речи.
Мелодика речи связанна с тембром, который позволяет отличать конкретный голос от других голосов. Неоднозначно рассматривается понятие тембр. С одной стороны, это качественная, особая окраска звучания, создающая своеобразное соотношение силы основного тона и обертонов, зависящая от формы резонатора. Понятие тембр – звонкость, звучность голоса, «чистота и яркость его звучания». Тембр – качество голоса, которое имеет отличие от других голосов. Для многих людей тон голоса может быть общим, но тембр – это индивидуальная характеристика [16, c. 89].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НАД ПРОСОДИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ ЯЗЫКА
2.1 Методика обследования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью исследования стало изучение состояния просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Программа обследования приводится по схемам, разработанным Е.Э.Артемовой и Е.Ф. Архиповой (приложение А).
1. Обследование восприятия ритма.
2. Обследование воспроизведения ритма.
3. Обследование восприятия интонации.
4. Обследование воспроизведения интонации.
5. Обследование восприятия логического ударения.
6. Обследование воспроизведения логического ударения.
7. Обследование модуляций голоса по высоте.
8. Обследование модуляций голоса по силе.
9. Выявление назального тембра голоса.
10. Обследование восприятия тембра.
11. Обследование воспроизведения тембра.
12. Обследование речевого дыхания.
13. Обследование темпо-ритмической организации речи.
14. Обследование состояния слухового самоконтроля.
1. Обследование восприятия ритма. Этот этап предназначен для того, чтобы логопед с ребенком изучил ритм, так как правильное воспроизведение ритма формирует интонационную выразительность, развивает её и создает условия для правильного постановления логического ударения и разделения предложения. Цель: выяснить, способен ли ребенок определять количество: а) единичных ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов с изображением карточки с соответствующими ритмическими структурами, которые записаны на ней.
2. Обследование воспроизведения ритма. Цель состоит в том, чтобы определить, способен ли ребенок воспроизводить серию простых штрихов, одиночных штрихов и ударных ударов посредством имитации, независимо от зрительного восприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие просодических компонентов речи является актуальным вопросом на сегодняшний день. Понимание просодических компонентов речи как средства, орудия речевой коммуникации позволяет рассматривать процесс ее усвоения в тесной связи с процессом формирования личности ребенка.
В ходе диагностического исследования нами было выявлено, что у старших дошкольников с дизартрией достаточно нередко страдает просодические компоненты речи, что обусловлено органическим повреждением рече-двигательных механизмов центральной нервной системы. В результате этих нарушений просодические компоненты речи у таких детей характеризуется недостаточной силой голоса, звонкости, истощаемостью голосовых возможностей, снижением амплитуды голосовых модуляций и темпо-ритмическими перебоями. Нарушение речевого выдоха приводит часто к смазанной, непонятной речи, что в свою очередь, не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще больше тормозит развитие всех сторон речи у детей с дизартрией.
1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. Э. Артёмова. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Блохина, Л. П. Просодические характеристики речи и методы их анализа / Л. П. Блохина. – М.: ВЛАДЮС, 1980. – 254 с
3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. –165 с.
4. Елеуова А.Е. Влияние компонентов просодики на речь при дизартрии / А.Е. Елеуова // Научный журнал. – 2016
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Изд–во АПН РСФСР, 1961. – 472 с.
6. Дьякова, Е. А.Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Е. А. Дьякова, Л. И. Белякова. – М.: Секачев, 1998. – 304 с
7. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. –143 с.
8. Ефимов, В.Ф. Использование информационно– коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. – №2. – 2009. – С. 38–43
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М.: Директ– Медиа, 2008. – 90 с.
10. Казаков, В.Г. Вопросы функционирования комплекса мультимедийных технологий / В. Г. Казаков // Сб. науч. тр. Российской научная – метод. конф. Ч. 2. – Новосибирск., 2014. – C. 22–27
11. Казаков, В.Г. Лекционная Мультимедиа – Аудитория / В.Г. Казаков // Сб. науч. тр. Российской науч.–метод. конф. Ч. 2. – Новосибирск., 2014. – C. 2–17
12. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М., 1977
13. Мироненко, О.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / О.В. Мироненко // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 664–668
14. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – М., 1969.
15. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. – ЛГУ.: ВЛАДЮС, 1982. – 231 с.
16. Семенова, К. А. Дизартрия / А.К.Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 173–189.
17. Суровцева, И.В. Добываем знания с помощью компьютера / И.В. Суровцева // Начальная школа плюс. До и После. – 2007. – №7. – С. 30 – 32
18. Токарева, О. А. Дизартрия: Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. Ред. С. С. Ляпидевского. – М.: АСТ, 1969. – 155 с.
19. Флоренская, Ю. А. Избранные работы по логопедии / Ю. А. Флоренская. – М.: Астрель, 2006. – 223 с.
20. Черемисина, Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. – М.: ВЛАДЮС, 1989. – 220 с.
21. Швайко, Г. С. ИКТ для развития грамотности / Г. С. Швайко. – М., 2013. – 125 с.
22. Шепель, В. М. Человековедческие технологии: сущность и перспективы развития / В. М. Шепель // Мир образования – образование в мире. – 2001. – №4. – С. 94–10