ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста
1.2 Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста
1.3 Методические рекомендации по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение уровня развития интереса к экспериментированию у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Рекомендации по развитию интереса к экспериментированию у детей среднего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Все усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Поэтому исследователи отмечают необходимость давать ребенку самому искать ответы на интересующие его вопросы. В таком случае процесс познавательной деятельности будет иметь больший успех и лучшее качество.
Дети любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что у них есть визуально эффективный и творческий образ мышления. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – почти единственным способом познания мира. Экспериментирование имеет свои корни в манипулировании объектами.
В настоящее время в учреждениях дошкольного образования особое внимание уделяется развитию познавательного интереса детей посредством экспериментальных исследований.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В стремительно меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и, прежде всего, уметь приобретать эти знания для себя и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Именно это обуславливает основную задачу педагога – заложить основы для формирования, а в дальнейшем и собственно формирование, любознательной, общительной, независимой и творческой личностей ребенка, а также научить ребенка ориентироваться в окружающей среде и решать проблемы самостоятельно.
Чаще всего взрослые используют в своей работе форму непосредственного обучения. Им легче самим рассказать определенную информацию по теме занятия в учреждении дошкольного образования, чем организовать процесс целенаправленного независимого детского обследования и постепенного достижения детей дошкольного возраста положительных или отрицательных результатов. Такое обучение можно назвать пассивным обучением, потому как ребенок пассивно слушает, запоминает, но не участвует в активном изучении самого предмета. При пассивном обучении у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, он не будет развивать познавательную самостоятельность в будущем.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста
К среднему дошкольному возрастному периоду относят детей от четырех до пяти лет. Исследователь отмечают особенную значимость и важность данного возрастного периода в жизни ребенка.
Данный возрастной период характеризуется интенсивным развитием и ростом детского организма. На этапе среднего дошкольного возраста значительно меняется характер ребенка, активно совершенствуются его познавательные и коммуникативные способности.
Касательно физических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста, исследователь отмечают, что для данного возрастного периода характерно значительное развитие и совершенствование физических возможностей детей. У детей улучшается координация, проявляется больше уверенности в движениях. При этом потребность в движении остается неизменной. Происходит активное развитие моторных навыков. В целом ребенок среднего дошкольного возраста более подвижен и быстрее в сравнении с младших.
А.В. Семенович также конкретизирует, что физическая нагрузка в среднем дошкольном возрасте должна быть дозирована, необходимо избегать чрезмерности и перегруженности ребенка в данном возрасте. Обуславливается это тем фактом, что мышцы ребенка растут быстро, но не равномерно, а значит дошкольник очень быстро устает. Важно давать ребенку возможность отдохнуть и набраться сил [22, c. 172].
Особое внимание исследователи уделяют психическому развитию дошкольников в данный период.
Л.С. Выготский пишет о том, что в период среднего дошкольного возраста особенно быстрый темп развития приобретают психические процессы [5, c. 124].
Важной особенностью является то, что различные психические процессы, например, память, восприятие и внимание, становятся более сознательными, более произвольными: у детей развиваются сильные волевые качества, которые обязательно принесут пользу в будущем. Тип мышления, который характеризует ребенка в данный возрастной период, является наглядно-образным. То есть, действия ребенка носят в основном практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако с возрастом их мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно превращается в вербальное и логическое мышление. Значительно увеличивается объем памяти ребенка: он уже в состоянии запомнить небольшое стихотворение или задание взрослого.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение уровня развития интереса к экспериментированию у детей среднего дошкольного возраста
Мы провели исследование по изучению уровня развития интереса к экспериментированию у детей среднего дошкольного возраста на базе учреждения дошкольного образования Ясли - сад № 75 г. Гродно.
В исследовании приняли участие 10 воспитанников средней дошкольной группы в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 6 (60%) мальчиков и 4 (40%) девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1. На первом этапе нами был проведен анализ литературных источников, выбраны методики исследования, выделены критерии диагностики, сформирована выборка исследования.
2. На втором этапе нами было проведено эмпирическое исследование при помощи подобранных нами методик.
3. На третьем этапе нами были сделаны выводы по результатам проведенного исследования.
Цель эмпирического исследования: раскрыть педагогические условия развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Методики исследования:
1. Анкета для воспитателя «Изучение познавательных интересов».
Цель данной анкеты: определить уровень развития любознательности и познавательной активности у детей посредством экспериментирования, выявленный на основе наблюдения и беседы с родителями дошкольников. В основу данной анкеты легла анкета «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевича.
2. Методика Л. Прохорова «Выбор деятельности».
Цель методики: определить предпочитаемый вид познавательной деятельности и место экспериментирования в предпочтениях детей.
Для оценки уровня развития любопытства и познавательной активности был проведен опрос воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной среде и бесед с родителями детей дал ответы в анкете. Анкета была несколько переработана нами. В основу данной анкеты легла анкета В.С. Юркевича «Изучение познавательных интересов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средний дошкольный возраст – это уникальный период развития личности ребенка, так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, интенсивно развивается его физические и умственные способности. Одним из аспектов успешного развития является развитие у ребенка интереса к экспериментальной деятельности.
В детских экспериментах наиболее мощным проявлением собственной деятельности детей является получение новой информации, новых знаний.
Анализ научной и методической литературы по теме исследования показал, что экспериментальная деятельность дошкольников способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, а также учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Детские эксперименты – это особая форма познавательно-исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых личностных мотивов, лежащих в основе саморазвития детей среднего дошкольного возраста.
Детские эксперименты в педагогической практике эффективны и необходимы для развития исследовательской деятельности, познавательного интереса и повышения знаний, умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста.
В детской экспериментальной практике наиболее мощным проявлением собственной экспериментальной деятельности детей является получение новой информации и новых знаний. Она действует как метод обучения, если используется для передачи новых знаний детям, может считаться формой организации педагогического процесса, если педагогический процесс основан на методе экспериментов, при этом эксперимент является одним из когнитивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что для детей среднего дошкольного возраста характерен умеренный уровень развития интереса к экспериментированию. Мы также заключили, что воспитателям необходимо уделять больше внимания на организацию и вовлечение дошкольников в экспериментальную деятельность.
1. Аксарина, Н.M. Воспитание детей раннего возраста / Н.M. Аксарина. – M.: «Медицина», 2015. – 303 c.
2. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – M.: «Просвещение», 2014. – 317 c.
3. Бурнышева, M.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / M.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – C. 24–26.
4. Волостникова, A.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / A.Г. Волостникова. – M.: «Просвещение», 2011. – 362 c.
5. Выготский, Л.C. Вопросы детской психологии / Л.C. Выготский. – M.: Юрайт, 2017. – 224 c.
6. Дыбина, O.B. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / сост. O.B. Дыбина, Н.П. Рахманова, B.B. Щетинина. — M.: ТЦ «Сфера», 2005. – 192 c.
7. Дыбина, O.B. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / O.B. Дыбина, Н.П. Рахманова, B.B. Щетинина. – M.: Наука, 2010. – 362 c.
8. Иванова, A.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / A.И. Иванова. – M.: ТЦ Сфера, 2004. – C. 3–5.
9. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. // Под ред. Л.Г. Нисканен. – M.: «Академия», 2002. – 208 c.
10. Калинина, Р.B. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный психолог. – 2004. – № 1. – C. 22 - 24.
11. Королева, Л.A. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л.A. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64 c.
12. Куликовская, И.Э., Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Средний дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – M.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 c.
13. Локтионова, З.A., Варыгина, B.B. Поисково-познавательная работа в детском саду / З.A. Локтионова, B.B. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – C. 60–64.
14. Лосева, Е.B. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е.B. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 c.
15. Марудова, Е.B. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е.B. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 c.
16. Никишина, Е.Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций // Ребёнок в детском саду, 2012. — № 3. – C. 45-60.
17. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.B. Нищева. – СПб: KAPO, 2016. – 320 c.
18. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н.B. Нищева. – СПб: KAPO, 2015. – 240 c.
19. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н.B. Нищева. – СПб: KAPO, 2015. – 240 c.
20. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н.B. Нищева. – СПб: KAPO, 2015. – 240 c.
21. Рыжова, Л.B. Методика детского экспериментирования / Л.B. Рыжова – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 c.
22. Семенович, A.B. Введение в нейропсихологию детского возраста / АA.B. Семенович. – M.: Генезис, 2016. – 321 c.
23. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 c.
24. Усова, A.П. Обучение в детском саду/ A.П. Усова. – M.: Просвещение, 2013. – 176 c.
25. Чехонина, O.И. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / O.И. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – C. 13.
26. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей / Н.Г. Яковлева. – M.: Сфера, 2015. – 276 c.