ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
1.1 Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности
1.2 Развитие колористических умений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Значение кружковой работы в развитии колористических умений у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
2.1 Разработка и апробация методики развития колористических умений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов развития колористических умений у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Проект педагогической технологии развития колористических умений у детей старшего дошкольного возраста в кружковой работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическое воспитание детей является важной задачей, решение которой способствует гуманизации образования, формированию у человека устойчивой потребности жить и действовать «по законам красоты». Активное постижение и созидание прекрасного во всех сферах жизни обогащает человека духовно, развивает его как творца, способного наиболее полно раскрыть свои достижения и способности (Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумин, Н.П. Сакулина, В.М. Скатерщиков, Л.В. Тодорови и другие). Одним из эффективных средств эстетического развития ребенка дошкольного возраста является его художественная деятельность, в процессе которой он изображает объекты и явления окружающей действительности, передает их свойства. Он действует как художник, используя различные средства выражения, самым ярким из которых является цвет.
Цвет как свойство объектов и явлений известен детям через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучили многие психологи (Н.Б. Венгер, А.В. Запорожец, Э. Меймам, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др.), искусствоведы и художники (А.В. Бакушинский, Н.В. Запорожец, Э. Меймам, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др.) Н. Волков, Е. Ларушин и др.), педагоги (В. Езикеева, Т. Комарова, Т. Казакова, Ю. Коменский, М. Монтессори, Л. Пантелеева, Е. Приходько, Е. Пилюгина, Н. Сакулина, Е. Шлерина и др.)
Долгое время считалось, что восприятие цвета человеком и развитие его чувства цвета не подлежит изучению, не говоря уже об образовании и развитии. Однако, психологи и преподаватели, такие как Л.А. Венгер, Н.Д. Ветлугина, Т.И. Доронова, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, Е.И. Кубышкина и другие придерживаются иной точки зрения, рассматривая ощущение цвета как одно из проявлений художественной способности человека.
Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; способность передавать цвет при создании изображения в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в зрительной деятельности с целью создания цветного образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета – это не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира. Выбор цвета ребенком во время рисования является показателем его душевного состояния и творческой выразительности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
1.1 Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности
Долгое время цвет считался одним из важных свойств, объектов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить влияние цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски и печали. Одни цвета успокаивают нервную систему (зеленый, синий, синий), другие, наоборот, раздражают и возбуждают (красный, оранжевый, фиолетовый, желтый). Другими словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Восприятие цвета как свойства объекта здесь еще не обсуждалось, поскольку человек не выступал субъектом персептической деятельности [9, с. 29].
Одним из первых начал исследовать влияние цвета Гёте. Фундаментальным в теории цвета была его работа «К доктрине цвета», содержащая анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение, он выделил цвета:
– возбуждающие, бодрящие, бодрящие – красный, красно-желтый;
– цвета, которые порождают грустные и спокойные настроения – сине-фиолетовый;
– успокаивающий покой – зеленый.
И. Гете поэтизировал эффект цвета, отмечая, что зеленый цвет содержит в себе доброту, умиротворение, способность успокаивать глаза и душу, синий вызывает чувство холода, а красный – страха.
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Ученые предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые мы видим. Сначала они научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем синий и зеленый. Например, известно, что палитра древнегреческих художников состояла всего из четырех цветов: красного, охристого, черного и белого. Постепенно палитра становилась богаче, но они долгое время продолжали путать зеленый и синий, а пурпурный и фиолетовый цвета различались позже [11, с. 121].
Для правильного управления творчеством детей необходимо знать особенности их зрительной активности. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности. Чем более наблюдательный ребенок, чем больше он мучается, тем более убедительным будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребенок не только изображает другие предметы или явления, но и выражает свое отношение к изображенному всеми возможными средствами. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке большую роль всегда играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевает карандашами и красками.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
2.1 Разработка и апробация методики развития колористических умений у детей старшего дошкольного возраста
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования колористических умений на занятиях во время кружковой работы у детей старшего дошкольного возраста, приступили к опытно-экспериментальной работе.
База исследования: ГУО «Детский сад №120 г. Минска».
Выборка исследования: в эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста.
Цель экспериментального исследования: выявление первоначального уровня развития колористических умений на занятиях изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Условия экспериментального исследования: наличие экспериментальной группы детей; соответствие указанному возрасту; непрерывность эксперимента; разнополость участников эксперимента; добровольность участия в эксперименте. В соответствии с целью исследования нами были сформированы следующие задачи диагностики:
– определить критерии и показатели колористических умений у детей старшего дошкольного возраста;
– выявить уровни развития колористических у детей старшего дошкольного возраста;
– изучить опыт педагогической работы по развитию колористических умений у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие цветового восприятия является одной из важных педагогических проблем, которую необходимо решать как на теоретическом, так и на практическом уровне. Определены необходимые условия для формирования у детей дошкольного возраста чувства цвета: создание системы работы по формированию у детей чувства цвета в процессе изобразительного искусства, включая все его виды; широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, цвета произведений изобразительного искусства как классического, так и народного; целенаправленный подбор и изготовление пособий по работе с детьми; систематические наблюдения в природе с выделением цвета ее объектов и явлений, изменения цвета в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения; использование дидактических игр в работе с детьми; производство дидактических игр для ознакомления детей с цветом, закрепления и обогащения эстетического восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста в зрительной деятельности, в досуге и т.д.
Дети дошкольного возраста могут воспринимать, различать и использовать в своей зрительной деятельности гораздо больше цветов и оттенков, чем это было определено ранее в учебных пособиях. Искусствоведение и художественная практика указывают на принципиальную возможность и необходимость решения этой проблемы, начиная с дошкольного возраста. Говоря о формировании колористических навыков у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, нужно говорить о необходимости формирования живописного видения через законы цветознания, которыми ребенок старшего дошкольного возраста способен овладеть, ведь он может различать такие основные свойства цвета, как цветовой тон, легкость и насыщенность, может получать сложные оттенки и аналитически мыслить о них в картине. Благодаря систематическим занятиям по изучению цвета, знакомству с графическими и выразительными особенностями цвета, а также различным упражнениям с цветом, у детей постепенно развивается эстетическое чувство цвета.
1 Алиева, Т. Ребенок в мире образа / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 68 – 73.
2 Аллаярова, И. Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. Е. Аллаярова. – М. : «Изд-во ГНОМиД», 2007. – 80 с.
3 Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. – М. : Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001. – 125 с.
4 Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж : ТЦ «Учитель», 2004. – 432 с.
5 Воробьева, Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника, 3-е изд. / Д. И. Воробьева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 144 с.
6 Воронина, Н. А. Динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ / Н. А. Воронина. – 2004. – 189 с.
7 Гладкова, Л. Рисуем и лепим / Л. Гладкова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6. – С. 51 – 54.
8 Доронова, Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания / Т. Н. Доронова. – СПб ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. – 96 с.
9 Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – С.28-35.
10 Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. – М., 1961. – 223 с.
11 Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. – М., 2003. – 194 с.
12 Кашеварова, Л. Цветовосприятие / Л. Кашеварова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 5 – 14.
13 Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. выс. и ср. пед. уч. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
14 Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности / С. К. Кожохина. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
15 Комарова, Т. Диагностика изобразительной деятельности детей 6-7 лет / Т. Комарова // Обруч. – 2007. – № 1. – С 24 – 27.
16 Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М. : Педагогика, 2000. – 144 с.
17 Копцева, Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов / Т. А. Копцева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.
18 Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / В. Б. Косминская. – М. : Просвещение, 2001. – 144 с.
19 Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
20 Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2003. – 176 с.
21 Лыкова, И. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку» / И. Лыкова, Т. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 87 – 91.
22 Монастырева, Т. Красота – это то, что создает человек / Т. Монастырева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12. – С. 63.
23 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт рус. Языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., допол. – М. : Азбуковник, 2002. – 944 с.
24 Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 144 с.
25 Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. – М. : Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. – 527 с.
26 Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.- исслед. Ин-т общей и пед. психологии. Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 2003. – 448 с.
27 Розова, С. Чудесный мир красок / С. Розова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 4. – С. 64 – 68.
28 Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3¬е изд. — Минск : НИО: Аверсэв, 2019. – 416 с.