ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Социальная фрустрированность как социально-психологическая проблема
1.2 Феномен агрессивности в психологии
1.3 Особенности проявления агрессивности и фрустрированности у лиц, страдающих алкоголизмом
Выводы по первой главе
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
2.1 Организация проведения исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования различий социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом
2.3 Статистический анализ различий социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашем обществе наблюдается тенденция к повышению социальной фрустрированности и агрессивности людей. В условиях социальной нестабильности и незащищенности, отсутствии перспектив в достижении высокого социально-экономического статуса и положения в обществе современному человеку все труднее реализовать свои актуальные социальные потребности. Состояние психического напряжения и эмоционального дискомфорта на фоне переживаемой социальной не обустроенности может привести к проявлению агрессивных тенденций, преступности, девиантному поведению, дезадаптации личности и другим негативным последствиям.
Неотъемлемой частью существования современного общества и личности является повышенная агрессивность, враждебность и жестокость. Все чаще наблюдается деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в социуме, вызывая негативные физические и психологические последствия. Современный человек часто прибегает к агрессии как способу решения жизненных трудностей, удовлетворения собственных потребностей, самоутверждения за счет причинения вреда окружающим.
Исследованием социальной фрустрированности занимались многие ученые, среди которых А.Л. Бубнов, С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева, Л.И. Ермолаева, В.В. Константинов, В.В. Дьяков, Е.М. Ревенко, А.А. Шадрин, Ю.А. Шухлов, И.Я. Стоянов и др. Авторами исследуются факторы социальной фрустрированности, уровень ее проявления на выборке учащихся, студентов, представителей различных профессий.
На сегодняшние день феномен агрессивности является достаточно изученным. Существует многообразие подходов к пониманию сущности агрессии, ее формам проявления и факторам возникновения. Проблемой изучения агрессивности занимались как отечественные ученые (С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.), так и зарубежные авторы (А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, З. Фрейд и др.).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Социальная фрустрированность как социально-психологическая проблема
В зарубежной психологии феномен социальной фрустрированности не выделяется в самостоятельную категорию и изучался исследователями в связи с понятием стресса (Г. Селье, Р. Лазарус) и агрессии (Д. Бандура, Д. Доллард). В отечественной психологии лишь недавно социальная фрустрированность стала рассматриваться в качестве социально-психологического феномена. В качестве основных понятий, раскрывающих сущность социальной фрустрированности, выступают понятия «фрустрация», «фрустратор», «фрустрационная реакция», «социальные потребности».
В психологическом словаре фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) определяется как психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, которое проявляется в переживаниях тревоги, разочарования, раздражительности, чувства вины [11, с. 23]. Под фрустраторами понимаются такие факторы, которые вызывают развитие фрустрации, то есть блокируют удовлетворение значимой для субъекта потребности. Фрустратор представляет собой внешнюю причину и ее воздействие на личность [14, с. 29].
В психологической науке выделяются разные взгляды на определение понятия фрустрации. В работах Н.Д. Левитова фрустрация определяется как состояние человека, которое выражается в особенностях переживаний и поведения и вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели [28, с. 74]. По мнению Л.А. Китаева-Смыка, фрустрация является психическим состоянием личности, комплексом негативных переживаний (гнев, страх, чувство вины и стыда) и поведенческих реакций, в основе которого лежит субъективная оценка непреодолимых и неустранимых препятствий при достижении личностно значимых целей. Такие преграды могут существовать и только в субъективном восприятии конкретной личности, и быть объективно представленными в реальности [21, с. 84].
Важно различать понятия «фрустрация» и «фрустрированность». Социальная фрустрированность рассматривается в контексте социально-психологического знания и обозначает вид психического напряжения, которое обусловлено неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. В работе А.Л. Бубнова подчеркивается, что социальная фрустрированность отражает эмоциональное отношение индивида к позициям, которые он сумел занять в социуме на данный момент своей жизни [8, с. 91].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛИЗМОМ
2.1 Организация проведения исследования
Целью данного эмпирического исследования является выявление различий социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых людей.
Исходя из цели работы, были намечены задачи:
– провести эмпирическое исследование различий социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых людей;
– провести статистический анализ различий социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых людей;
– сформулировать выводы и практические рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования: лица, страдающие алкоголизмом.
Предмет исследования: различия социальной фрустрированности и агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых людей.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне социальной фрустрированности и проявлениях агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом, и здоровых людей.
База исследования: УЗ «Солигорская ЦРБ» – станция скорой медицинской помощи.
Выборка исследования: 60 человек в возрасте 27-56 лет (мужчины и женщины. Выборку исследования составили 2 группы: в первую группу вошли 30 лиц, страдающих алкоголизмом, во вторую - 30 здоровых людей.
Методологические основы исследования.
В ходе исследования применялся диалектический метод научного познания, представляющий собой систему связанных между собой принципов и требований. В качестве общих методологических принципов выступают: принцип детерминизма, системности, объективности, развития, принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик, личностной принцип.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Изучена сущность социальной фрустрированности как социально-психологической проблемы. Социальная фрустрированность представляет собой специфический комплекс переживаний и отношений личности, который возникает в ответ на действие фрустрирующих факторов и является следствием невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Социальная фрустрированность возникает в результате рассогласования между ценностями личности и возможностью человеком их реализации в своем поведении.
2. Рассмотрен феномен агрессивности в психологии. Агрессивность представляет собой готовность к реализации агрессивного поведения, сложное личностное образование, включающее инструментальный, аффективный и когнитивный компоненты (физическую агрессию, гнев и враждебность). Агрессивность, как личностная черта, определяет характер разрушительного поведения, которое противоречит общественным нормам, причиняет вред объекту нападения, наносит физический ущерб или вызывает у него психический дискомфорт в форме отрицательных переживаний, состояния напряженности.
3. Охарактеризованы особенности проявления агрессивности у лиц, страдающих алкоголизмом. Агрессивность как черта личности выступает одной из основных характеристик людей, страдающих алкоголизмом. Социальная фрустрированность лиц, страдающих алкоголизмом, обусловлена неудовлетворенными потребностями, низкой оценкой своих социальных достижений в основных аспектах жизнедеятельности.
1. Агапов, П.В. Социальная агрессия : традиции исследования проблемы (от К. Лоренца к Э. Фромму) / П.В. Агапов // Личность. Культура. Общество. – 2008. – № 5-6. – С. 418-425.
2. Балина, Т.Н. социальная фрустрированность как результат рассогласования между ценностями личности и возможностью их реализации в поведении / Т.Н. Балина, Н.В. Малова // Известия высших учебных заведений. – 2007. – № 1. – С. 54-59.
3. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб. : Евразия, 2000. – 322 с.
4. Березов, С.А. Особенности постановки целей студентами вуза в связи с уровнем их социальной фрустрированности / С.А. Березин, Е.В. Белова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2017. – № 2. – С. 54-57.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М. : Прайм-Еврознак, 2005. – 512 с.
6. Боговарова, В.А. Аутоагрессивное поведение больных алкоголизмом и наркоманией / В.А. Боговарова // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 1-9.
7. Борок, Н.Г. Личностные особенности больных алкоголизмом второй стадии / Н.Г. Борок // Science for Education Today. – 2016. – № 3. – С. 40-48.
8. Бубнов, А.Л. Социальная фрустрированность у пожарных с разным уровнем нервно-психической устойчивости / А.Л. Бубнов // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – 2012. – № 2. – С. 90-95.
9. Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение. Методические рекомендации / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб. : НИПНИ им. Бехтерева, 2004. – 28 с.
10. Герш, Б.Г. Социально-психологические аспекты аддиктивного поведения / Б.Г. Герш // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 161–165.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 491 с.
12. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2007. – № 3 (55). – С. 107–110.
13. Гурылева, Л.А. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор возникновения алкогольной зависимости / Л.А. Гурылева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 1-7.
14. Дементий, Л.И. Фрустрация : Понятие и диагностика / Сост. Л.И. Дементий. – Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
15. Джанерьян, С.Т. Социальная фрустрированность студентов (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 160-166.
16. Ениколопов, С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-124.
17. Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.05 / Л.И. Ермолаева. – М., 1993. – 23 с.
18. Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: формирование, течение, противорецидивная терапия / О.Ф. Ерышев, Т.Г. Рыбакова, П.Д. Шабанов. – СПб.: Изд-во «ЭЛБИ-СПб», 2002. – 192 с.
19. Ильин, Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2014. – 208 с.
20. Индин, А.С. Агрессивное поведение у больных алкоголизмом с коморбидными расстройствами личности (факторы риска, клиника, терапия, профилактика) : автореф. дис. канд. gед. наук / А.С. Индин. – М., 2009. – 26 с.
21. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса: монография / Л.А. Китаев-Смык. – М. : Изд-во Наука, 1983. – 368 с.
22. Кленова, М.А. Социальная фрустрированность личности на разных возрастных этапах: автореф. дис. канд .пед. наук / М.А. Кленова. – Саратов, 2017. – 18 с.
23. Клинов, В.В. Особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся спортом / С.Н. Щур, В.В. Клинов // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 72-76.
24. Корытченкова, Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. И. Корытенкова. – Новосибирск, 2000. – 21 с.
25. Кошанская, А. Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А. Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172–175.
26. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2006. – № 1. – С. 63-73.
27. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы личности от фрустрации / Е.И. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 86-94.
28. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 74-79.
29. Майсак, Н.В. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста / Н.В. Майсак, Д.А. Яковец // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10. – С. 1830-1837.
30. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб. : НИПНИ им. Бехтерева. – 28с.
31. Никитин, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / А.В. Никитин. – М.: МПГУ, 2006. – 18 с.
32. Пилецкий, С.Г. Человеческая агрессивность через призму социобиологии / С.Г. Пилецкий // Известия высших учебных заведений. – 2013. – № 1. – С. 58-69.
33. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
34. Семенов, Д.С. Фрустрационная толерантность личности профессионала в условиях современного мегаполиса / Д.С. Семенов // Психологическая теория и практика – управлению : сборник научных трудов / под ред. Б. Ю. Берзина, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург, 2015. – С. 92-96.
35. Середина, Н.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И.В. Черныш // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6. – С. 28–31.
36. Фурманов, И.А. Генезис расстройств поведения и приспособительных реакций: аффективно–динамическая модель агрессии / И.А. Фурманов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – № 4 (39) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mprj.ru/archiv_global/2016_4_39/nomer02.php.
37. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
38. Шабалин, О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 2. – С. 33–35.
39. Шевцова, В.А. Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.А. Шевцова // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 132-136.