ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Понятие общего недоразвития речи
1.2. Особенности лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи
1.3. Средства и методы работы по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Методические рекомендации родителям по обогащению словарного запаса детей с ОНР словами-действиями
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством языка. Каждый возрастной этап привносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у детей появляются потребности в общении, которые они удовлетворяют простейшими средствами речи: гул, лепет, первые слова. Язык с самого начала выступает как социальное явление, как средство общения. Развитие словарного запаса ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех языковых компонентов: фонетико-фонематической и грамматической структуры языка.
Развитие словарного запаса в онтогенезе основывается на развитии представлений ребенка об окружающем мире. Важным фактором развития речи, в том числе обогащения словаря, является речевая активность взрослых и их общение с ребенком. Формирование словарного запаса у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Лексический уровень языка – это набор лексических единиц, которые являются результатом действий и механизмов словообразования.
Важным фактором развития речи, в том числе обогащения словарного запаса, является речевая активность взрослых и их общение с ребенком. Формирование словарного запаса ребенка тесно связано с процессами словообразования. Лексический уровень языка - это совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмами словообразования.
По мере развития у ребенка мышления, речи, словарь ребенка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Слова словно сгруппированы в семантические поля. Сематическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общих семантических признаков. Это предполагает не только объединение слов в семантические поля, но и распределение словарного запаса в пределах семантического поля: различают ядро и периферию. Ядро семантического поля состоит из наиболее часто встречающихся слов с выраженными семантическими признаками [1, с.201].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Понятие общего недоразвития речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение сформированности всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и полным слухом [2, с.11].
Общее недоразвитие речи – это полиэтиологический дефект. Он может выступать как самостоятельной патологией, так и следствием других более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и др.
Данный речевой дефект считается дефектом, если звуковое и фонемическое восприятие, а также словарная и грамматическая структура языка не формируются в соответствии с возрастной нормой. Причинами общего недоразвития речи могут быть:
1. Неправильные условия для формирования речи в семье (отсутствие общения со взрослыми и с другими детьми, няня, говорящая на другом языке, живущая с глухими родителями и т.д.).
2. Недостаточное устное общение детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребенка.
3. Двуязычие, например, в детском саду с ребенком, говорящим по-русски, а в семье - на другом языке.
4. Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок [12, с.45].
В этиологии общего недоразвития речи существуют различные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относятся: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология родового периода, послеродовые заболевания ЦНС и травмы головного мозга в первые годы жизни ребенка и др. Вместе с тем, ОНР может быть обусловлена неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связан с психическими лишениями в чувственных периодах речевого развития [13, с.11].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Детский сад №1» г. Мозыря. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). Выборка составила 6 (60%) мальчиков и 4 (40%) девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития словаря-действий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Определить уровень словарного запаса.
2. Сформировать словарь-действий.
Методики исследования:
1. Архипова, Е.Ф. «Словарный состав»
Эта методика состоит из нескольких блоков, однако наше исследование строится на основе 3 блока, который называется «Различение слов, близких по звуковому составу». Данный блок состоит из 5 вопросов.
Названия блоков:
1. «Правильное название картинки».
2. «Показ примера».
3. «Одинаковые слова или разные».
4. «Порядок картинок».
5. «Звучание картинок»
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания
3 балла - допускает негрубые ошибки
2 балла - выполнил 0,5 задания верно
1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно
0 баллов - отказ или невыполнение задания.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 16-20 баллов.
Средний уровень –10-15 баллов.
Низкий уровень – менее 10 баллов по всем заданиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что общее недоразвитие речи представляет собой определенную форму нарушения, которая развивается у детей, в частности, дошкольного возраста с сохранным интеллектом. Исследователи выделяют наличие у детей с ОНР 4 уровней речевого развития, градация которых происходит посредством определения сформированности средств общения.
При определении особенностей лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо отметить тот факт, что для данной категории детей характерным является обеднение словарного запаса и скудный уровень применения различных слов.
Слова-действия определяют определенную активность при работе с конкретными предметами. Из литературы было установлено, что слова-действия оказывают значительное влияние на процесс речевого развития детей с ОНР. Основными методами логопедической работы в процессе обогащения словаря детей с ОНР как наглядная демонстрация, работа со словосочетаниями, артикуляционная гимнастика.
Дети дошкольного возраста с недоразвитой речью часто имеют ошибки в выборе слов, частую смысловую замену слов.
Кроме речевых проблем, у детей с общим отставанием в развитии есть и ментальные особенности: они не коммуникабельны, неактивны, быстро устают, не могут сконцентрироваться, что создает условия для логопедической работы.
По результатам нашего исследования были определены основные направления работы логопеда для формирования словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Учитывая особенности речевого и умственного развития этих детей, а также учитывая ведущую деятельность детей этого возраста, в качестве основного метода логопедической работы рекомендуется использовать дидактические игры. Эти игры специально разработаны для каждого направления логопедической работы по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 3–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 400 с.
2. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ж. В. Антипова – М.: Академия, 2008. – 174 с.
3. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. –– М.: Каисса, 2008. – 95 с.
4. Белова–Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова–Давид. –– М.: Просвещение, 1972. – 232 с.
5. Васильева, С. А., Соколова, Н. В. Дидактические игры в работе логопеда–практика / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – М.: Школа– Пресс, 1998. – 76 с.
6. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – М. : Школа–Пресс, 1999. – 80 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 126 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь. / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
9. Гончарова, В. А. Общие направления работы по коррекции нарушений лексики у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием и с общим недоразвитием речи / В. А. Гончарова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета – 2006. – № 1. – с. 78.
10. Гуменная, Г. С. Психолого–педагогическая типология детей с недоразвитием речи / Г. С. Гуменная // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями – М., 1991. – С. 41.
11. Елисеева, М. Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста. / М. Б. Елисеева. // Логопед – 2005. – №4. – С. 11-13
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. / Л. Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 176 с.
13. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. / Н. С. Жукова. – М.: Просвещение, 1973. – 222 с.
14. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А. В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – 368 с.
15. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. / М. М. Кольцова. – М.: Советская Россия, 1973. – 160 с.
16. Кусова, М. Л. Формирование словаря дошкольника через призму психолингвистики (содержание и методы работы) / М. Л. Кусова. // Филологический класс. – 2003. – № 10. – С. 23.
17. Лаврентьева, А. И. К проблеме преемственности развития словаря детей. / А. И. Лаврентьева // Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.–сост. Т. В. Волосовец, О. С. Ушакова – М.: Русское слово – ученик, 2015. – С. 96
18. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно–методическое пособие. / Р. И. Лалаева. – СПб.: Наука–Питер, 2006. – 103 с.
19. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. – М.: 2009. – 216 с.
20. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р. И. Лалаева, И. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
21. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 216 с.
22. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
23. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа. – 1967. – №2(122). – С. 121.
24. Левченко, И. Ю. Психолого–педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2013. –– 336 с.
25. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 231 с.