ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Развитие связной речи в онтогонезе
1.2 Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методические рекомендации по развитию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Логопедическая работа по формированию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связного речевого общения.
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности, которая предполагает овладение ребенком словарным запасом языка, усвоение им языковых законов и норм, что, следовательно, означает овладение грамматическим строем, а также практическое их применение и умение пользоваться усвоенным практическим языковым материалом. Связное речевое общение носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Для достижения связности речевого общения ребенку необходимо ясно представлять предмет или событие рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
В настоящее время психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, обусловленные недоразвитием центральных компонентов языковой системы (лексико-грамматических и фонетико-фонематических). Для их высказываний в форме пересказа характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений. Не сложно догадаться, что ученик с такими признаками не сможет полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. Между тем, не стоит забывать, что одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности именно связной речи, и, как её компонента - монологической речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова). Этим обусловлена актуальность проблемы формирования навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Развитие связной речи в онтогонезе
Вопросы когерентного развития речи изучались в различных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихаевой, Е.П. Коротковой, А. Бородичем. М., Усова А. П., Соловьева О. И. и другие. «Связанная речь, – подчеркнул Сохин Ф.А., – это не просто последовательность взаимосвязанных мыслей, которые выражаются точными словами в правильно сконструированных предложениях». Связная речь вобрала в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в овладении его звуковой стороной, словарным запасом и грамматической системой [4, с. 321]. По мере построения детьми своих высказываний можно судить об уровне развития их речи. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его способность воспринимать воспринимаемую речь и выражать ее в правильной, ясной, логичной речи.
Способность последовательно, последовательно, точно и образно выражать свои мысли (или литературный текст) также влияет на эстетическое развитие ребенка: при пересказе и создании историй ребенок использует образные слова и выражения, полученные из произведений искусства. Способность говорить помогает ребенку быть общительным, преодолевать тишину и застенчивость, развиваться уверенности в себе. Связная речь должна рассматриваться с точки зрения единства содержания и формы. Уменьшение семантической стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, их согласование в предложении и т.д.) опережает внутреннюю, логическую сторону в развитии. Это проявляется в неспособности подобрать слова, необходимые с точки зрения смысла, в неправильном употреблении слов, в неспособности объяснить значение отдельных слов. Однако нельзя недооценивать развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний и идей ребенка должно быть связано с развитием его способностей правильно выражать их в речи. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Он имеет характер последовательного систематического и подробного представления. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
Диалог как форма речи состоит из реплик, цепочки речевых реакций, которая осуществляется либо в виде последовательных вопросов и ответов, либо в виде беседы между двумя или более участниками. Диалог основывается на общности восприятия собеседников, общности ситуации, осведомленности о том, что обсуждается.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методические рекомендации по развитию навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи детей с общим недоразвитием происходит в виде непрекращающегося процесса при проведении разнообразных видов активности в течение дня (игры, режимные ситуации, прогулки), а также на коррекционных занятиях [28, с. 146].
При развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи чрезвычайно важно осуществлять вторичное диагностирование (к примеру, усовершенствование речевых навыков, произношения, корректного синтаксического оформления речи, а также всего текста), посредством чего у детей расширяется лексика, формируется память, внимание.
Чрезвычайно важно с тщательностью подходить к отбору ознакомительных материалов. Для начала следует применять незначительные по размерам тексты, далее по прошествии времени тексты увеличиваются по мере того, как увеличиваются навыки связной речи самих детей. Следует применять материалы, в который повторяются определенные единицы, сюжеты, где текст распределяется на части и применяется точная логика. Тексты должны обогащать знания детей, их лексический и грамматический материал должен быть доступен.
Рекомендуется (И.Б. Козина, В.М. Ворончихина и др.) обучать повествованию на данных лишь одной части, но в рамках двух занятий.
Первое занятие формирует организационные моменты, на нем представляются изначальные, подготавливающие задания, читаются некоторые произведения, анализируются.
На втором занятии необходимо непосредственно перейти к пересказыванию текстов, вводятся задания, которые уточняют лингвистические данные, изучаются описания детей.
Подготовительные упражнения необходимы для того, чтобы ориентировать внимание дошкольников, чтобы они стали готовы воспринимать текст (к примеру, разгадывать загадки о персонажах, объяснять смысл слов, описывать изображения) [11, с. 135].
Следует прочесть текст два раза, медленно. На второй раз, при чтении, перед детьми ставится задание: добавить ряд предложений, фраз, которые упустил педагог, описать новые характеры, деятельность, что, как правило, содействует оптимальному понимаю материалов и акцентируют детей на самые значимые составляющие текста и ряд языковых характеристик.
Важной составляющей является особый семантический анализ текста (применение наглядности и вопросно-ответной формы). Данный текстовый анализ подразумевает следующие задания: отбор определений из текста, сравнений признаков предметов, отбор и передача самых важных смысловых взаимосвязей слов. Данная работа делает будущий пересказ детей легким.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника (должна быть организованной по законам логики, грамматики, представлять единое целое, обладать самостоятельностью, законченностью, отражать все существенные стороны своего предметного содержания). Овладение монологической формой связной речи одна из центральных задач речевого развития дошкольников, решение которой зависит от многих условий (освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической). Пересказ – сравнительно легкая речевая деятельность, потому что ребенок пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).
У детей с общим недоразвитием речи есть признаки, указывающие на системное нарушение речевой деятельности, одним из этих признаков является позднее начало детской речи. Речевые способности детей с общим недоразвитием речи на первом этапе развития речи ограничены. Детский активный словарный запас состоит из повседневных слов, звукоподражания. Отмечается нестабильный фонетический слух и нестабильная артикуляция, детское произношение размытое. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В речи появляются многочисленные искажения звуков, замещения и смешивание, нарушенное произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Специфика навыков связной речи у детей с различным уровнем общего недоразвития речи различна.
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитиям речи относится формирование у них навыков пересказа. При планировании коррекционно-логопедической работы по формированию навыка пересказа текста у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо использовать основные педагогические принципы. При этом соблюдать одну из главных задач данной работы – формирование речевой практики. Основные рекомендации логопедической работы по формированию навыков пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должны включать в себя следующее: обогащение словарного запаса детей, обучение правильному употреблению языковых средств, формирование навыков пересказа текста с опорой на сюжетные картинки, помощь взрослого, формирование навыков пересказа без посторонней помощи.
1 Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., испр. и доп.– М.: Академия, 2000. – 400 с.
2 Блягоз, А. Н. Профилактика речевых нарушений / А. Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219–220.
3 Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К. Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
4 Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
5 Воропаева, В. С. Литературное чтение: учеб. пособие для 3-го кл. спец. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения. В 2ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – 2-е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 135 с.
6 Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
7 Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
8 Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – №4. – С. 13–24.
9 Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6–7 лет : метод. пособие / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
10 Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О. Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
11 Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990. – 285 с.
12 Денисов, Д. Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д. Е. Денисов, В. М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
13 Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников и младших школьников / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 2010. – 132 с.
14 Жукова, Н. С. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
15 Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
16 Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривовязова. – Минск: Зорны Верасок, 2011. – 215 с.
17 Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6–7 лет. : сб. науч. трудов. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
18 Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская.– М. : Педагогика,1980. – 225 с.
19 Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – Кн. 5. – 320 с.
20 Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
21 Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / под ред. В. К. Воробьевой. – М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2009. – 158 с.
22 Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В Чиркиной. – М. : Аркти, 2007. – 244 с.
23 Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 448 с.
24 Селиверстов, В. И. Хрестоматия по логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Норма,1997. – 656 с.
25 Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976. – 280 с.
26 Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 1999. – 215 с.
27 Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
28 Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Гном и Д, 2007. – 238 с.
29 Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т. Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
30 Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
31 Шашкова, Е. Г. Работа над связной речью / Е. Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
32 Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1984. – 168 с.
33 Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.