ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1.1 Сущность понятия здоровый образ жизни
1.2 Основы формирования навыков здорового образа жизни у детей 4-5 лет
1.3 Роль взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников по формированию навыков здорового образа жизни
Выводы по 1 главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья и благополучия любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
Дошкольный возраст является важнейшим возрастом для формирования основ физического и психического здоровья. До семи лет достаточно активного развития органов и формирования функциональных систем детского организма, определения важнейших личностных качеств, формирования характера. На данном этапе важно создать основу знаний и практических навыков детей для здорового образа жизни и разумной потребности в систематической физической культуре и спорте. Ознакомление со здоровьем и формированием навыков здорового поведения у детей среднего дошкольного возраста является актуальной проблемой в воспитании детей дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте высокий уровень активности у детей дошкольного возраста приводит к развитию поведения и формированию здоровых привычек. Необходимы практические пути развития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном учебном заведении и дома в семье должна быть ориентирована на здоровье. Взгляды детей в возрасте от 4 до 5 лет на здоровый и безопасный образ жизни существенно отличаются от взглядов взрослых в связи с отсутствием жизненного опыта и невозможностью предсказать последствия своего отношения к здоровью и безопасности, что приводит к особой уязвимости детей среднего дошкольного возраста и актуальности формирования здорового и безопасного образа жизни.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1.1 Сущность понятия здоровый образ жизни
Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня является укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни и поддержание потребности в регулярной физической активности [11, с. 24].
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, 20% состояния здоровья людей зависит от факторов окружающей среды, 20% - от наследственности, 10% - от качества медицинских услуг и 50% - от образа жизни. Поэтому, по мнению Л.В. Бала, если мы ограничимся исключительно улучшением состояния здоровья ребенка, то оно не может быть достаточно эффективным, если в то же время отсутствуют стереотипы здорового образа жизни. Поэтому важно с раннего возраста формировать отношение к здоровью как к одной из важнейших человеческих ценностей, формулировать характерные черты здорового образа жизни и определять, как люди могут ими овладеть.
По мнению В.В. Колбанова, актуальность проблемы здорового образа жизни обусловлена также увеличением и изменением характера нагрузки на организм человека в связи с осложнениями общественной жизни, повышением рисков человеческого, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные изменения состояния здоровья. Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в стране является не только медицинской проблемой, но и серьезной образовательной проблемой, как отмечали ряд авторов, Е.А. Токарев, А.А. Токарев, В.В. А. Токарев, В. Иванова. Сохранение и укрепление здоровья детей сегодня является одной из важнейших приоритетных задач, которую государство ставит перед учебными заведениями.
1.2 Основы формирования навыков здорового образа жизни у детей 4-5 лет
Дошкольный возраст относится к так именуемым критическим периодам в жизни малыша. На протяжении всего дошкольного детства наблюдается нарастание подвижности и силы нервных процессов, развитие высшей нервной деятельности. Нервные процессы различаются стремительной истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение соединено с подъемом частоты невротических реакций и пограничных состояний. Не случайно конкретно в данном возрасте педагоги и родители нередко сталкиваются с таковыми проявлениями в поведении ребят, как повышенная невнимательность при исполнении заданий раздражительность, плаксивость, смена настроения, психомоторная возбудимость, стремительная утомляемость. У детей могут наблюдаться последующие реакции: они крутят волосы, грызут ногти, долго не засыпают, совершают беспорядочные перемещения (подпрыгивания, покачивания и т.д.) [9, с. 73].
«Глубинные» перестройки в период дошкольного детства происходят в обмене веществ, которые соединены с наибольшей частотой детских инфекций и предполагают суровую опасность для самочувствия ребенка.
Помимо того, данный возрастной период – это возможность проявления и формирования различных хронических соматических болезней и аллергических реакций, как правило, у нередко болеющих и предрасположенных к тем или же другим хроническим болезням детей. Но в том числе и здоровый дошкольник нуждается в кропотливой заботе и участии со стороны находящихся вокруг его взрослых. Это связано с тем, что самочувствие малыша складывается в течении всей его жизни. Отношение малыша напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия к собственному здоровью.
1.3 Роль взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников по формированию навыков здорового образа жизни
Навыки здорового образа жизни – это главная, жизненно важная привычка; она накапливает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей среднего дошкольного возраста для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, и именно на ранней стадии развития, ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить дошкольника самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье [14, с 44].
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей в возрасте 4-5 лет мотивов, понятий, убеждений. Приоритетным направлением работы учреждения дошкольного образования должно быть физическое развитие ребенка, сохранение его здоровья. Проблема оздоровления детей – действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно же родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому целью работы педагогов является формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое внимание следует уделять работе с родителями. Семья играет важную роль и вместе с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей поддержание и укрепление здоровья детей, их адаптацию к ценностям здорового образа жизни. Хорошо известно, что ни одна программа или методика, даже самая лучшая, не может гарантировать полностью адекватный результат, если ее задачи не решаются вместе с семьей, если не создается община детей и взрослых (дети - родители - учителя), для которой характерна взаимопомощь, учитывающая возможности и интересы всех, их права и обязанности [7, с. 67].
Выводы по первой главе
Здоровый образ жизни имеет физическую, интеллектуальную, эмоциональную и нравственную составляющие. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление, в значительной степени зависит от социально-экономических условий, и в то же время, во многом обусловлен особенностями организма и сформированным стилем жизни. Здоровый образ жизни предполагает направленность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, понимание того, что здоровье является величайшей ценностью.
Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным периодом для развития сознательного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой развития творческой позиции ребенка по отношению к его здоровью является необходимость здорового образа жизни, который развивается в ряде специфических условий, одним из которых является отражение физических способностей ребенка и их связи с состоянием здоровья. Полученные ребенком знания и представления о себе, о своем здоровье и о физической культуре безопасности жизни позволят найти способы укрепления и поддержания здоровья.
1 Абдуллин, А.Г. Здоровье как ценность: формирование установки на здоровый образ жизни у студентов вузов педагогических специальностей: монография / А.Г. Абдуллин, Д.Г. Абдуллина. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 148с.
2 Абакумова, Е.С. Культура и ее компоненты / Е.С. Абакумова. – М.: Академия, 2010. – 361 с.
3 Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. – 214 c.
4 Алексеева, Н.С. Активные формы работы с родителями / Н.С. Алексеева // Классный руководитель. – 2016. – № 7. – С. 41-48.
5 Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: АСТ, 2014. – 191 с.
6 Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / Ю.Е. Амосова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 119 с.
7 Базарных, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома / В.Ф. Базарных. – М.: Аркти, 2010. – 176 с.
8 Безруких, М.М. Школа и здоровье: история и современность / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова // Управление школой. – 2016. –№17. – С. 43–47.
9 Богомолов, Б.Н. Большая медицинская энциклопедия / Б.Н. Богомолов. – М.: АСТ, 2013. – 736 с.
10 Бочаров, Е.Н. Как привить ребенку полезные привычки / Е.Н. Бочаров. – Киров: Пресс, 2011. – 167 с.
11 Вайнер, Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни. ОБЖ. Основы безопасности жизни / Э. Н. Вайнер. – 2009. – № 1. – 47 с.
12 Волошина, Л.Н. Организация здоровьесберегающего пространства: учеб.-метод.пособие / Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2012. – 149 с.
13 Горохова, Н.А. Организация здоровьесбережения в школе / Н.А. Горохова. – 2010. – № 7. – 32-38 с.
14 Здоровый образ жизни – основа профессионального и творческого долголетия / / Респ. науч.-методическая конф., 25-26 янв. 2007 г., Минск: материалы и доклады; под общ. ред. И.И. Лосевой. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 137 с.
15 Казин, Э.М. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития личности, формирования здорового образа жизни учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова [и др.]; отв. ред.: Э.М. Казин, Н.В. Коваленко. – М.: Изд-во «ОмегаЛ», 2013. – 456 с.
16 Калинин, А.Л. Лучше быть богатым и здоровым / А.Л. Калинин, М.В. Прокопенкова, В.Ю. Чирков. – Мн.: Адукацыя і выхаванне. 2003. – 56 с.
17 Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Е.А. Калюжный, В.Ю. Маслова, С.В. Михайлова. – Арзамас : АГПИ, 2015. – 284 с.
18 Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 744 с.
19 Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с.
20 Нарскин, Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Прд редакцией Г.И. Нарскина. – Мн.: Полымя, 2002. – 176 с.
21 Нежкина, Н.Н. Индивидуальные пути движения к здоровью. Ч.1: Рационаљная двигательная активность / Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, АБ. Шубин [и др.]. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2013. – 60 с.
22 Павлова, М.А. Формирование компетентности в области ЗОЖ как факторповышения качества образования / М.А. Павлова // Здоровое общество – здоровые дети: Материалы региональной науч.-практ. конф. (12марта 2014 года). – Балаково, 2014. – С. 11–15.
23 Теория обучения и воспитания: Краткий конспект лекций / Н.Н. Калацкая; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 52 с.
24 Фомина, Т.А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у средних школьников / Т.А. Фомина // Молодой ученый. – 2016. – №15. – С. 513-518.
25 Харисов, Ф.Ф. Теоретические подходы к определению «Здоровье» / Ф.Ф. Харисов // Здоровье-сберегающее образование. – 2012. – № 7. – С. 14- 23.
26 Шебеко, В.Н. В мире движений: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. школа, 2005. – 14 с.
27 Шебеко, В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В.Н. Шебеко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 88 с.
28 Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Выш. школа, 2010. – 288 с.
29 Шишкина, В.А. Физкультурная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 56 с.
30 Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск: Зорныверасень, 2006. – 184 с.