ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Характеристика грамматических навыков
1.2 Особенности основных этапов становления иноязычных грамматических навыков
1.3 Дидактические возможности использования электронных образовательных ресурсов в обучении учащихся иноязычной грамматике
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
2.1 Принципы обучения грамматике учащихся II ступени общего среднего образования с использованием электронных образовательных ресурсов
2.2 Методическая разработка для обучения грамматике английского языка учащихся II ступени общего среднего образования с использованием электронных образовательных ресурсов (на материале Present Simple)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
При обучении иностранному языку необходимо учитывать важность каждого аспекта данного языка и использовать его особый вклад в целостную систему коммуникативного обучения [8, с. 89]. Невозможно оторвать грамматику от речи. Без грамматики невозможно освоить какую-либо форму речи, потому что грамматика является материальной основой речи. Грамматика играет организующую роль [8, с. 74].
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных школах. Это не только новые технические средства, но и инновационные методы обучения, современный подход к процессу обучения. Важно отметить, что основной целью преподавания иностранных языков является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.
Задача современного преподавателя – создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество. Использование новых информационных технологий, электронных образовательных ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей учащихся, их уровня обучения, способностей и т.д. [7, с. 15].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что данная тема является актуальной. Сегодня, среди такого многообразия методов и форм обучения иностранному языку, важно, чтобы преподаватели выбирали наиболее подходящую для удовлетворения требований, предъявляемых к образовательному стандарту нового поколения. Использование электронных образовательных ресурсов, характеризующихся высокими коммуникативными возможностями и активным вовлечением учащихся в образовательную деятельность, способствует адаптации к современным социальным условиям, поскольку общество нуждается в быстро ориентирующихся в современном мире людях, активных и самостоятельных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Характеристика грамматических навыков
Грамматические навыки являются компонентами различных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга не меньше, чем сами эти виды речевого общения. Поэтому сначала определим основные типы грамматических навыков в разговорной и письменной речи.
Грамматический навык говорения понимается как стабильное правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Такое владение грамматическими средствами языка основано на динамических стереотипах формы речи в единстве со смыслом и звуками. Основными качествами грамматического умения говорить, таким образом, являются автоматизация и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и ценностей, ситуативно-коммуникативная обусловленность его функционирования.
Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и употребление слов в данном языке, можно назвать речевыми морфологическими навыками. В английском языке они включают в себя навыки правильного использования личных окончаний и форм глаголов в устной речи.
Речевые грамматические навыки, обеспечивающие последовательно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех видах предложений на английском языке в устной речи, в соответствии с языковыми нормами можно определить как синтаксические речевые навыки, т.е. навыки овладения основными синтаксическими схемами предложений.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
2.1 Принципы обучения грамматике учащихся II ступени общего среднего образования с использованием электронных образовательных ресурсов
Модернизация системы образования, обусловленная повышением уровня информатизации образовательного процесса, способствует созданию и применению электронных образовательных ресурсов, формирующих и развивающих образовательную автономию учащихся, а также обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Использование электронных учебных ресурсов на уроках английского языка и во внеклассных мероприятиях помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятную среду для более тесного и эффективного взаимодействия взрослых и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя комфортно в новом формате обучения, способствует развитию учащихся в целом, показывает им возможность использования информационно-коммуникационных технология в целом и электронных образовательных ресурсов в частности для самообразования, мотивирует их к самостоятельной и исследовательской деятельности. Все это способствует увеличению объема знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. Следовательно, целью использования электронных образовательных ресурсов является обеспечение эффективной реализации образовательных программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели особенности обучения учащихся иноязычной грамматике с использованием электронных образовательных ресурсов.
Мы дали характеристику грамматическому навыку, определили его виды и важность в формировании грамматического навыка у учащихся в процессе обучения иностранному языку в школе.
Затем мы определили особенности основных этапов становления иноязычных грамматических навыков. Мы заключили, что процесс обучения и формирования также, как и процесс усвоения грамматического материала, происходят поэтапно. Важно учитывать особенности каждого этапа. В противном случае, цель обучения новому грамматическому материалу будет не достигнута в полной мере. Для учащихся важно поэтапно усваивать новое грамматическое явление, сопоставлять и сравнивать его с уже изученным грамматическим материалом также, как и включаться в активную творческую деятельность по освоению данного материала. Успех и степень освоенности грамматического материала зависит от способности учащегося распознавать в тексте, самостоятельно воспроизводить и правильно использовать данное явление в своей речевой деятельности.
Мы раскрыли дидактические возможности использования электронных образовательных ресурсов в обучении учащихся иноязычной грамматике и пришли к выводу о том, что использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания и обучения может повысить познавательную активность учащихся в классе и во внеурочное время, поддерживать сильный интерес к предмету. Электронные обучающие ресурсы позволяют учащимся участвовать в исследовательской деятельности или искать информацию в Интернете для восполнения пробелов в знаниях, а также помогают развивать творчество, общую и информационную культуру среди учащихся.
1. Бартош, Д.К. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие / Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова, М.В. Харламова. – М.: МГПУ – «Канцлер», 2017. – 220 с.
2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов учреждений высш. образов. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 368 с.
3. Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 3–9.
4. Миролюбова, А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – с. 112
5. Павлова, С. А. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. / С. А. Павлова, Р. Я. Трофимова. // Начальная школа. – 2001. – № 4. – С. 7–11.
6. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – Ростов н/Д: Феникс, М.: Глосса-Пресс, 2010. – с. 400.
7. Полат, Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2.– 14–18 с.
8. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаров. - М.: Просвещение, 1991. ‒ 340 с.
9. Смирнов, В.С. Активизация грамматического материала посредством коммуникативных упражнений / В.С. Смирнов // Иностранные языки в школе – 2014. - № 6. – С. 30–32.
10. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002. – с. 101.
11. Соловьева, О.А. Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в целях обучения иностранным языкам /О.А. Соловьева // Замежныя мовы. – 2019. – № 1 (71). – С. 10–15.
12. Сысоев, П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. 2003. № 6. С. 25-31.
13. Сысоев, П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая // Иностранные языки в школе. 2007. № 2. С. 31-36.
14. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для V – IX классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый и повышенный уровни) [Электронный источник]. Режим доступа: https://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-10-11-baz_pav_rus.pdf.pdf
15. Цетлин, В.С. Как обучать грамматически правильной речи в школе // Иностранные языки в школе. 1998. № 1. С. 18-21.
16. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986. – 391 с.
17. Якушина, Е.В. Электронно-образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eorhelp.ru/node/2430
18. Яценко, Т. В. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. – 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.86mmcnyagan.edusite.ru/
19. Carlson, S. and C. T. Gadio Teacher Professional Development in the Use of Technology // in Haddad, W. and A. Drexler (eds) // Technologies for Education: Potentials, Parameters, and Prospects. – Washington DC: Academy for Educational Development and Paris: UNESCO. – 2002. – 8 p.
20. Learningapps [Электронный ресурс] Режим доступа: https://learningapps.org/