Данная работа посвящена использованию интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе традиционные методы обучения предполагают систематичность и структуру выполнения работы, которая сохранялась примерно без изменений на протяжении долгого периода времени. Они являются базовыми в методике преподавания иностранного языка. Однако они имеют ряд недостатков, наиболее значительным из них является тот факт, что традиционные методы недостаточно эффективно способствуют развитию коммуникативных навыков, что проявляется в том, что, усваивая учебный материал, учащиеся не могут полноценно осуществлять процесс общения. Таким образом, можно говорить о том, что традиционные методы обучения на уроках иностранного языка изживают себя, поэтоиу в рамках настоящей работы рассматривается вопрос использования интернет-ресурсов в обучении языковым и речевым аспектам языка в рамках коммуникативного подхода в обучении.
Цель курсовой работы: изучить доступные и актуальные интернет-ресурсы, проанализировать и определить их дидактические возможности в изучении языка.
Цель определила следующие задачи:
• раскрыть понятие «обучение»;
• охарактеризовать языковые и речевые аспекты в преподавании иностранного языка;
• описать виды учебных интернет-ресурсов и их дидактические возможности;
• определить возможности практического применения учебных интернет-ресурсов на уроке английского языка в обучении аудированию, чтению и письму
Объект исследования – обучение языковым и речевым аспектам иностранного языка с использованием учебных интернет-ресурсов.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1.1 Понятие обучение
Об обучении написано и сказано достаточно много. Обратившись к словарю по педагогике обучение можно охарактеризовать как: 1. специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4. двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение) [6, с. 212]. Таким образом, можно утверждать, что обучение – это многогранный процесс, которому в современном понимании присущи следующие признаки:
Двусторонний характер. Главным в процессе обучения должно быть и учение, и преподавание какого-то материала, то есть участвуют минимум 2 индивида.
Совместная деятельность учителя и ученика. Учитель должен поставить свои уроки так, чтобы ученики и учитель взаимодействовали на равных и были задействованы абсолютно все обучающиеся. Это содействует более эффективному усвоению знаний.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Обучение аудированию
Рассмотрим возможности практического применения некоторых интернет-ресурсов позволяющих осуществлять обучение аудированию.
Популярная платформа Lingualeo.com предлагает изучающим иностранный язык полный спектр сервисов по тренировке лексики, грамматики, а также аудирования. Причем есть много обучающих видеозаписей на английском языке, где преподаватель объясняет те или иные грамматические правила, разбирает различные коммуникативные ситуации, рассказывает о традициях англоязычных стран. При просмотре видео есть возможность добавлять незнакомые слова в свой личный электронный словарь для их последующей тренировки. Что касается подкастов этого сайта, то их тематика достаточно разнообразная, чаще всего информационно-развлекательного направления. Текстовый вариант и упражнения отсутствуют.
Наиболее распространенная платформа Britishcounsil.org представляет целую серию подкастов для разных уровней владения английским языком. Основная масса записей посвящена вопросам повседневной жизни, но также есть немало файлов по бизнес-тематике. К каждому подкасту прилагается его текстовая запись, а также ряд упражнений как до прослушивания (лексические упражнения на снятие трудностей), так и после него (упражнения на понимание, говорение, подбор новой информации).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа литературы и публикаций в рамках исследования были рассмотрены следующие вопросы:
• понятие обучение;
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
• языковые и речевые аспекты в преподавании иностранного языка;
Раскрыли процесс овладения четырьмя видами речевой деятельности: рецептивными (аудированием и чтением), продуктивными (говорением и письменной речью), а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексикой фонетикой и грамматикой.
• виды учебных интернет-ресурсов и их дидактические возможности;
Выделяют пять основных видов интернет-ресурсов: Hotlist, Multimedia Scrapbook, Treasure Hunt, Subject Sampler и Webquest. В ходе работы было установлено, что методический потенциал учебных информационных ресурсов позволяет в полной мере обеспечивать главную цель обучения иностранному языку – научение иноязычной коммуникации.
• возможности практического применения учебных интернет-ресурсов на уроке английского языка в обучении аудированию, чтению и письму.
Охарактеризовали некоторые наиболее интересные интернет-ресурсы, которые могут быть использованы в процессе обучения различным видам деятельности и аспектам языка. Это позволило нам сделать вывод, что традиционные методы обучения на уроках иностранного языка изживают себя, поскольку в сравнении с использованием интернет-ресурсов их эффективность и методический потенциал ниже, они не могут в полной мере обеспечивать достижение главной цели обучения иностранному языку – научение иноязычной коммуникации.