Введение
1 Особенности современных образовательных технологий
1.1 Характеристика сети Интернет как средства обучения
1.2 Методический потенциал ИКТ в преподавании иностранных языков
2 Методика использования интернета на уроках английского языка
2.1 Задания для использования интернета в обучении устным видам речевой деятельности
2.2 Задания для использования интернета в проектной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Стремительнее развитие глобальной сети Интернет открывает новые перспективы для изучения языков. Они связаны с возможностью создавать продукты своей учебной деятельности и желанием поделиться собственной продукцией на изучаемом иностранном языке с пользователями со всех частей света. Простота в использовании, отсутствие необходимости в предварительной подготовке сделало приложения и подкасты наиболее часто используемыми ресурсами сети. Успех в обучении посредством коммуникации в Интернет-сети способствует повышению мотивации, уровня владения языком и развивает межкультурную компетенцию обучающихся.
На сегодняшний день приоритет в обучении иностранным языкам отдается коммуникативности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и интерактивности обучения. Использование интернет-технологий в обучении не только помогает формировать навыки разговорной речи, но и обучать лексической и грамматической стороне речи. Все более актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения как основной путь развития самостоятельной познавательной деятельности. Здесь играют роль не только новые технические средства, но также формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Он связан с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, вербального и смыслового прогнозирования.
Компьютерное обучение, а в частности использование различных Интернет-ресурсов, несет в себе огромный мотивационный потенциал. Большинство учителей, которые хотят сделать процесс обучения эффективным, используют новые технологии современности. Это не всегда походит непосредственным образом к учебнику.
Задача современного педагога – создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Профессор Е. С. Полат утверждает, что применение новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом особенностей учащихся, их уровня обученности, способностей и т.д. [8].
Использование ИКТ позволяет перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
1 Особенности современных образовательных технологий
1.1 Характеристика сети Интернет как средства обучения
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, или, как ее часто называют, «сеть сетей». Совет по информационным сетям зафиксировал следующее определение:
Интернет - глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе InternetProtocol (IP) или его последующих расширениях. Эта система способна поддерживать связь с использованием комплекса протоколов Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP), их последующих расширений, или других IP-совместимых протоколов, и которая обеспечивает, использует или делает доступным, публично или частным образом, коммуникационный сервис высокого уровня.
Говоря простыми словами, можно определить Интернет как взаимосвязь сетей, которая имеет базис в виде единого коммуникационного протокола. С точки зрения пользователя, сеть Интернет представляет собой виртуальное пространство огромных размеров, в котором может осуществляться обмен информацией. Интернет-ресурсы дают пользователям возможность осуществления общения между собой, а также использовать представленную в сети информацию для различных целей [1].
Стремительное развитие Интернета в XXI веке открывает новые перспективы для изучения иностранного языка. Они связанны с возможностью созидать и желанием продемонстрировать собственную продукцию на изучаемом иностранном языке, поместив ее в сети Интернет. Это обуславливает огромную популярность интерактивных приложений и подкастов. Успех в обучении посредством коммуникации в интернете доказан многими исследованиями и опросами, которые подтверждают не только повышение уровня владения языком или развитие межкультурной компетенции учащихся, но и рост мотивации учащегося, как только результаты его труда публикуются в интернете для широкого круга пользователе [8].
Изменения, происходящие в настоящее время в образовании (включая и иноязычное образование), предполагают формирование единого мирового образовательного пространства, взаимопроникновение культур, ускорение информационного обмена на основе оптимального использования потенциала каждого участника педагогического процесса, объединения гуманитарного и естественнонаучного знания.
Практическая реализация этих процессов при подготовке специалистов в области иностранных языков возможна при использовании скрытых резервов методики обучения иностранным языкам. Одним из таких резервов является поиск специфических методов, приемов, средств, способов и форм учебной деятельности сученика и обучающей деятельности учителя, использование нестандартных технологий в обучении, в том числе информационных. Использование педагогических возможностей информационных технологий в процессе обучения иностранному языку способно обеспечить интегративную связь языковой и информационной подготовки.
2. Методика использования интернета на уроках английского языка
2.1 Задания для использования интернета в обучении устным видам речевой деятельности
На основании проведенного анализа литературных источников мы составили задания для использования интернета в обучении устным видам речевой деятельности.
Задания ориентированы на использование в 5 классах общеобразовательных заведений. Их содержание определено Учебной программой по изучению иностранных языков в школах [31].
В 5 классах обучение устной речи должно осуществляться посредством различных ситуаций. Так как учащиеся находятся на первой ступени изучения языка, целесообразно включение в процесс обучения малошагового воздействия с использованием микроситуаций. Микроситуацией называют ситуацию, речевой реакцией на которую является сочетание двух-трех взаимосвязанных реплик. Например, ситуации необходимости, непонятной или неопределенной информации, установления контакта.
Из учебной программы известно, что тематическое планирование включает следующие темы:
• здоровый образ жизни;
• город и деревня;
• каникулы;
• праздники;
• телепередачи;
• страны и континенты.
Как было упомянуто, необходимо создавать микроситуации. Например, учитель может предложить учащимся прочитать текст о здоровом образе жизни: http://iloveenglish.ru/topics/zdorovij_obraz_zhizni/zdorovij-obraz-zhizni-moj-vibor.
Дети сначала читают текст, потом отвечают на вопросы учителя.
Реплики, которые исходят от учащихся в процессе диалога, не должны быть большими, а их количество должно равнять 2-3 предложениям. Далее можно попросит учащихся разделиться на две группы, которые будут готовить мини-презентации по своей теме. Темы должны быть разными: например, первая группа готовит презентацию по теме “Sport activities”, то вторая готовит “Healthy food”. Учащиеся должны в группах обсудить материал по своей теме, желательно используя при этом элементы английской речи. Затем каждая группа представляет по одному оратору от своей группы, который тезисно у доски расскажет об основных положениях, к которым они пришли в ходе обсуждения.
Со стороны слушателей из другой группы допустимо, и даже желательно задавать различные вопросы по теме, например:
• Why do you think apples are healthy food?
• What kind of sport do you like most of all?
• Can you give me some piece of advice?
Таким образом, будет выполняться одно из основных требований Учебной программы к устной речи учащихся 5 класса на уроках иностранного языка: запрашивать и сообщать информацию, определяемую предметно-тематическим содержанием общения.
Заключение
Интернет - глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе InternetProtocol (IP) или его последующих расширениях. Эта система способна поддерживать связь с использованием комплекса протоколов Transmission Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP), их последующих расширений, или других IP-совместимых протоколов, и которая обеспечивает, использует или делает доступным, публично или частным образом, коммуникационный сервис высокого уровня.
Внедрение Интернет-ресурсов в процесс обучения устной речи является целесообразным и обоснованным. Это объясняется содержанием и формой такого метода работы. В то же время стоит учитывать некоторые педагогические принципы, которые должны быть реализованы в процессе обучения с использованием Интернет-ресурсов, это: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость.
Современные информационно-коммуникационные технологий обучения представляют собой совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программ средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, речевого, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного), необходимой для общения в социально-бытовой и профессиональной сферах. Поэтому применение ИКТ в обучении иностранному языку будет направлено на развитие речевых умений (аудирования, чтения, говорения, письма), языковых навыков (грамматических, лексических, фонетических,) и формирования социокультурной и межкультурной компетенций, а ИКТ компетентность преподавателя иностранного языка будет заключаться в способности применять весь арсенал ИКТ в процессе обучения аспектам иностранного языка и видам речевой деятельности.
На сегодняшний день существует огромное количество видеоматериалов, которые могут быть применены в качестве дидактического материала на уроках иностранного языка. К ним относят: рекламные ролики или интервью с известными людьми, мультфильмы или сюжеты из мировых блокбастеров, фрагменты новостей и телепередач. В научно-методической литературе не существует строгой классификации видеоматериалов. Исходя из технической стороны, видеоматериал может быть видеозаписью, т.е. материалом, записанным на информационный носитель, и тем, который непосредственно транслируются в эфир. Благодаря современным технологиям и интернету, практически любую информацию можно найти в глобальной сети и записать на носитель.
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.Я. Зимняя// Высшее образование. - 2003. - № 4. - С.34-37.
2. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. – 2007. - № 8. – С. 18.
3. Зубов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранному языку / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Дербент: Academia, 2008. – 144 с.
4. Подопригорова, Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку / Л.А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. – С.23-25.
5. Игнатова, Н.Ю. Информационные технологии на уроках иностранного языка / Н.Ю. Игнатова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. – С.42-45.
6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К.Селевко. - М. : НИИ школьных технологий. - 2005. - 263 с.
7. Шампанер, Г. Обучающие компьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование. - 1998. - № 3. - С. 95-96.
8. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3. - С. 5-10.
9. Никитенко, С.Г. Интернет для учителей иностранного языка / С.Г. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 2002. - №5. - С. 51-54.
10. Подопригорова, Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л.А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С. 25-31.
11. Цветкова, А. Я Возможности и пути включения Интернет в школьное образовательное пространство / А.Я. Цветкова // Вопросы Интернет - образования. - 2003. - №23. - С. 19-23.
12. Чебан, О.О. Интернет - технологии в школе / О.О. Чебан // Вопросы Интернет - образования, 2005. - №30. - С. 15-19.
13. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / JI.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. – С. 39-43.
14. Андреасян. И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян //Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. - 2006. - № 2. - С. 18-22.
15. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад – Москва : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с. 22
16. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах) Т.15. Ломбард – Мезитос Москва: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1976. – 600 с. 16
17. Кравченя, Э.М. Технические средства обучения: учеб. пособие / Э. М. Кравченя. – Минск : Высшая школа, 2005. –304 с. 15
18. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. – Москва : Эксмо, 2008. – 944 с. 19
19. Кукушин, В.С. Педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 336 с. 20
20. Минич, О.А. «Информационные технологии в образовании» / О.А. Минич. – Минск : Красико-принт, 2008. – 176 с. 21
21. Немов Р.С. Психология / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 640 с. 18
22. Педагогический словарь (В 3 томах). Т. 2. / Г.М. Воловникова [и др]. – Москва : Издательство АПН РСФСР, 1961. – 264 с. 17
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.. Моисеева М.В. и др.: Под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 272 с.
24. Кочергина, И.В. Применение ИКТ на уроке английского языка / И.В. Кочергина // Иностранные языки в школе. - 2010. - №4. - С. 67-74.
25. Евстигнеев, М. Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.М. Евстигнеев. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2012. – 9 с.
26. Евстигнеев, М. Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий / Н.М. Евстигнеев // Иностранные языки в школе, 2011. – № 9. – 2–9 с.
27. Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения / А.В. Дворецкая //Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 3–9.
28. Яценко, Т. В. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. – 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.86mmcnyagan.edusite.ru
29. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
30. Кручинина, Г. А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов / Г.А. Кручинина. - М.: Нижегородский государственный университет, 2000. ‒ 96 с.
31. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III-XI классы. – Минск: НИО, 2012. – 132 с.
32. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках английского языка /Е. С. Полат //Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 2¬6.