Введение
1 Мотивация в обучении иностранным языкам
1.1 Роль мотивации в обучении иностранным языкам
1.2 Средства повышения мотивации к обучению иностранным языкам
2 Песня как средство повышения мотивации к обучению иностранным языкам
2.1 Особенности использования песен на уроках иностранного языка
2.2 Методика работы с песней на уроках английского языка
2.3 Комплекс упражнений при работе с песней на уроке английского языка в 10 классе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современные педагогические технологии, используемые в учебном процессе, должны решать ряд важнейших проблем, связанных с новым уровнем развитием образования. Выпускник школы сегодня должен не только владеть набором знаний, навыков и умений, он должен обладать коммуникативной компетенцией, уметь вести диалог с представителями иностранной культуры, обладать межкультурными знаниями. Подготовка учащихся в таких условиях должна перейти на качественно новую ступень, отвечающую современным требованиям, что можно достигнуть за счет внедрения новых форм и средств обучения.
Одной из актуальных проблем, которую стремятся решать учителя, является повышение мотивации учащихся к изучению учебного предмета «Иностранный язык». Учитель должен уметь организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы побуждать учащихся к овладению новыми знаниями. Аутентичные песни при обучении иностранным языкам играют важную роль в повышении учебной мотивации учащихся. Сформированность мотивации представляет собой важнейший качественный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса.
Актуальность проблемы исследования обуславливается необходимостью поиска новых путей повышения мотивации при изучении иностранного языка.
В целях приобщения школьников к культурным ценностям народа – носителя языка большое значение имеет использование аутентичных песенных материалов, которые способствуют реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности. Известно, что использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.
Интегрирование аутентичных текстов в школьную практику приобретает все большее значение. Аутентичная песня является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает пристального внимания с точки зрения изучения методики преподавания. Песни – это замечательное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а также весьма эффективный способ повторения языкового материала. Именно поэтому обучение иностранному языку на основе песенных текстов соответствует положенной в основу иноязычного обучения коммуникативному подходу.
1 Мотивация в обучении иностранным языкам
1.1 Роль мотивации в обучении иностранным языкам
В современном мире мы сталкиваемся с ситуацией постоянного изменения социальных ориентиров в обществе. Как следствие, этот процесс отражается в системе общего среднего образования. Современная школа подвержена постоянным обновлениям, совершенствованиям и внедрениям инновационных технологий. Несмотря на это школа по сей день сталкивается с нежеланием учащихся получать знания. Следует учитывать, что в настоящее время от ученика средней общеобразовательной школы требуется не только знать определённый материал по предложенным предметам и обладать определёнными навыками и умениями, но и иметь внутренний потенциал.
Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от стимуляции и потребностей человека, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную деятельность, которая определяет выбор средств и приемов, их порядок достижения целей. Проблема мотивации возникает для каждого субъекта. Методы его разработки и стимулирования с учетом специфики предмета были разработаны в соответствующих методиках и учебных материалах. Однако проблема мотивации при изучении иностранных языков особенно актуальна.
Под внутренним потенциалом понимается способность ребёнка к самообразованию, самоорганизации и самовоспитанию. В связи с этим основной задачей учителя на уроке является подготовка и создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Поиск путей решения вопроса о мотивации обучения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации. По словам И. А. Зимней, мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего [1, с. 34].
2 Песня как средство повышения мотивации к обучению иностранным языкам
2.1 Особенности использования песен на уроках иностранного языка
Песни являются важным инструментом для обучения, развития и воспитания. Каждый учитель должен иметь набор песен в своем учебном пособии для решения различных задач обучения.
Музыкальные произведения различных жанров являются неотъемлемой частью образовательного процесса и положительно сказываются на мотивации к изучению иностранного языка.
На основе песен на иностранном языке хорошо усваивается и отрабатывается лексика, грамматические структуры, фонетика (разучивание несложных песен с частыми повторами помогает закрепить не только правильность фразового ударения и особенности иноязычного ритма, но правильную артикуляцию, так как музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата). Правильно подобранные к уроку песни могут служить источником ценной страноведческой и социокультурной информации. Кроме того, песни способствуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческого потенциала, сплочению коллектива; служат основой речемыслительной деятельности школьников.
При отборе песенного материала, как правило, рекомендуется придерживаться следующих критериев:
Аутентичность. Ценность аутентичной песни в том, что она является продуктом художественного музыкально-поэтического творчества народа и отражает своеобразие культуры своих создателей, их внутренний мир, идеалы, эстетические запросы, их нравственный облик, мировоззрение; она помогает учащимся приблизиться к пониманию менталитета носителей языка, проникнуть в новую национальную культуру.
Положительное эмоциональное воздействие. Учитель должен помнить, что музыкальное произведение способствует развитию эмоциональной и когнитивной сфер учащихся. Ценностные ориентации, заложенные в песнях, должны содействовать формированию позитивного отношения школьника к миру в целом, к социуму, к самому себе.
Методическая ценность. Важно, чтобы музыкальный материал служил базой для формирования и совершенствования знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения иностранному языку.
Тексты песен должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, тематике занятий; содержать, наряду с уже изученными, новые лексические единицы.
Общемузыкальные критерии значимы с точки зрения восприятия обучающимися музыкального материала. Четкость рифмы и ритма, незатяженность проигрышей, благозвучный и «удобный» (не слишком высокий, не слишком низкий по тону) характер вокальной партии – отсутствие хотя бы одного из перечисленных компонентов может помешать эффективному овладению песенным материалом [19, с. 61-65].
Заключение
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Проблема мотивации является одной из самых важных и фундаментальных в психологии. Ее исследованию посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей. Мотивация является одним из важнейших компонентов любой деятельности и представляет интерес для многих дисциплин. Почти все годы обучения человека, от детского сада до высшего образования, человек занимается образовательной деятельностью. Получить образование – одна из главных целей каждого человека, поэтому проблема мотивации является одной из важнейших в педагогике. Некоторые источники утверждают, что когнитивная потребность развивается с раннего детства, до взрослого возраста и до полного развития. А так как обучения должно присутствовать на протяжении всей жизни личности, научит учиться – главная задача современного педагога.
Устойчивые осознанные стремления к получению знаний являются самым высоким уровнем развития познавательной потребности. Многие считают, что этот уровень свойственен в основном школьникам в подростковом и юношеском возрасте. Доминирующими мотивами учения в основном становятся познавательные интересы. Обогащение и расширение своих знаний становится привлекательным для школьников. На практике же, исследование учебной мотивации школьников показывает недостаточный уровень ее развития, поэтому принципиально важно целенаправленно и ступенчато развивать ее. В связи с этим, актуальная проблема детерминации положительной динамики познавательной мотивации должна учитываться в педагогической деятельности.
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
2. Ткаченко, Л. М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л. М. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 63–67.
3. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М., 1976. – 158 с.
5. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.
6. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск, 2002. – 320 с.
7. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – М., 1969. – 286 с.
8. Косинская, Е.В. Роль мотивации в изучении иностранного языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-motivatsii-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka-1.
9. Позднякова, Т. Г. Особенности мотивации учебной деятельности младших подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95045.htm.
10. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – СПб., 1999, – 235 с.
11. Методика обучения иностранным языкам / Под ред. Е.Н. Солововой. – М., 2009. – 245 с.
12. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Щадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 320 с.
13. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова. – М.: Просвещение, 1961 г. – 400 c.
14. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / Г.В. Роговая, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – Москва: Изд-во Просвещение, 1991. – 287 с.
15. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2010. – С. 50
16. Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка / М.М. Васильева. – М.: Педагогика, 2008. – 268 с.
17. Бариляк, И. А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Бариляк. – СПб., 2002. – 19 с.
18. Савченко, А. Я. Мотивационный компонент урока / А. Я. Савченко // Начальная школа. – 1990. – № 5. – С. 4–8.
19. Митюгина, Т.Г. Методические приемы использования песен и музыкальных презентаций на уроках английского языка / Т.Г. Митюгина, Ж.В. Соловьева // Английский язык в школе. – 2011. – №1 (33). – С. 67-75.
20. Маковеева, Ю.А. Работа с песенным материалом на уроке английского языка (на примере песни Candle in the Wind) / Ю.А. Маковеева // Иностранные языки в школе. – 2012. – №5. – С. 41-43.
21. Овсянникова, Н.А. Некоторые приемы работы с аудиотекстами / Н.А. Овсянникова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 3. – с. 30–35.
22. Фатахова, М.С. Эффективность использования песни на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-pesni-na-urokah-inostrannogo-yazyka.
23. Перетятко, М. О. Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка / М. О. Перетятко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 65-66.
24. Гебель, С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка // ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30.
25. Веренинова, Ж.Б. Песня как методический приём при фонетической отработке английских срединных сонантов.[Текст] //Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5, С. 26–31.
26. Белкина, М.Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опыта школы)/ М.Ю. Белкина // Иностранные языки в школе – 2006. - №5. – с. 53-54.
27. Гебель, С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка // ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30
28. Сысоев, П.В. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых / П.В. Сысоев// Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 29–25.
29. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – 279 с.
30. Беляев, Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке // Методическая мозаика. – 2006. – №8. – С.3–5.