ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЦЕПТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике на третьей ступени общего среднего образования
1.2 Психологические и дидактические особенности обучения учащихся иноязычной лексике на основе использования информационно-коммуникационных технологий
1.3 Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иноязычной лексике
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЦЕПТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ
2.1 Методические принципы обучения иноязычной лексике на основе использования информационно-коммуникационных технологий на третьей ступени
2.2 Комплекс упражнений и заданий для формирования рецептивных лексических навыков у учащихся 10 класса на основе использования технологии подкастов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Лексика является основным строительным материалом речи, а также его содержанием. Владение словарным запасом является важной предпосылкой для развития речевых навыков. Следовательно, обучение словарной стороне речи является средством обучения всем видам речевой деятельности. От сюда вытекает особая значимость обучения лексической стороне на уроках иностранного языка в школе. Возникает вопрос о том, каким образом должен быть организован урок иностранного языка, чтобы формирование лексических навыков прошло как можно эффективнее.
Множество исследований доказывают, что использование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках английского языка является эффективным педагогическим средством по обучению иностранной языковой культуре и развитию коммуникативных навыков. Использование ИКТ помогает ускорить процесс обучения, повысить интерес учащихся к предмету, улучшить качество обучения, индивидуализировать процесс обучения и избежать субъективности при оценивании. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ характеризуются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, продуктивностью и высокой эффективностью.
Можно предположить, что ИКТ докажут свою эффективность и в процессе формирования у учащихся III ступени общего среднего образования рецептивных лексических навыков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЦЕПТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике на третьей ступени общего среднего образования
Из специфики курса иностранного языка следует, что учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения и уметь использовать его в устной и письменной форме. Иностранная языковая культура является средством межличностного общения, обогащая духовный мир, защищая свои убеждения. Поскольку цель обучения – это развитие устной и письменной формам общения, то овладение словарным запасом иностранного языка является необходимым условием для достижения этой цели.
Для начала целесообразно будет определить значение лексики, чтобы в последующем сформулировать цели и задачи обучения лексической стороне языка на уроках иностранного языка.
По словарю С.И. Ожегова, лексика представляет собой словарный состав языка [15, c. 405].
Словарь методических терминов определяет лексику как совокупность слов, которая входит в состав определенного языка [11, c. 204].
Согласно советскому энциклопедическому словарю, лексика есть словарный состав или совокупность слов языка; лексика – это совокупность слов, которая характерна для определенного стиля речи [12, c. 806].
Анализ приведенных выше интерпретаций понятия «лексика» приводит к выводу о том, что лексика – это весь словарь языка, в котором различаются активная и пассивная составляющие.
Владение словарным запасом является важной предпосылкой для развития речевых навыков. На словарный запас влияют различные области человеческой деятельности: наука, техника, культура других народов и т.д. Обучение лексике – это особый хорошо организованный процесс, в котором воспроизведение и усвоение определенного опыта работы со словарным составом иностранного языка.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЦЕПТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ
2.1 Методические принципы обучения иноязычной лексике на основе использования информационно-коммуникационных технологий на третьей ступени
Формирование рецептивных лексических навыков происходит в несколько этапов: ознакомление с новым материалом и первичное закрепление, тренировка лексических единиц, активация лексических единиц в речевой деятельности. На практике, все эти этапы составляют целостное обучение иноязычной лексике.
Ознакомление с новым материалом, в том числе раскрытие значения слова – семантизация, может осуществляться различными способами, которые обычно объединяются в две группы: методы непереводной и переводческой семантизации. Непереводные методы семантизации включают демонстрацию объектов, жестов, фотографий и т.д., объяснение значения слов на иностранном языке, определение лексических единиц, перечисление семантически связанных слов, семантизация с использованием синонимов и антонимов, определение лексической единицы на основе контекстной догадки и т.д. Методы перевода – замена лексической единицы на соответствующий эквивалент в родном языке; перевод, при котором в дополнение к эквиваленту в родном языке студенты информируются о совпадении/расхождении смысла.
На этапе введения и первичного закрепления лексических единиц целесообразно использовать приложение Microsoft Office Power Point. Также эффективно использование электронных словарей и энциклопедий для поиска дефиниций, интерпретации или перевода лексического материала. Большой популярностью пользуются такие словари, как: Britannica [23], Encyclopedia [25], Lingvolive [28], WooordHunt [30].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В школе значительное внимание уделяется изучению иностранного языка. Основной практической целью преподавания лексического материала по иностранному языку в школе является развитие лексических навыков учащихся как важнейшего компонента выразительной речевой деятельности. При изучении лексической стороны речи на уроках иностранного языка необходимо учитывать не только педагогические и психологические принципы, но и языковые особенности изучения лексики.
Данное исследование позволило рассмотреть актуальную проблему методики обучения учащихся третьей ступени общего среднего образования иноязычной рецептивной лексике на основе использования информационно-коммуникативных технологий.
В процессе исследования были решены поставленные задачи и достигнута основная цель работы.
Мы определили основную цель и сопутствующие задачи обучения учащихся иноязычной лексике на третьей ступени общего среднего образования.
Цель обучения учащихся иноязычной лексике на третьей ступени общего среднего образования сопоставляется с основной целью обучения иностранному языку в школе, которая четко прописана в учебной программе обучения иностранному языку в школе.
Задачи обучения учащихся иноязычной лексике традиционно делятся на образовательные, воспитательные и практические. Решение данных задач в отдельности друг от друга также, как и решение их в совокупности, важно ля достижения поставленной цели.
1. Александров, К. В. Мультимедийный комплекс в обучении иноязычной лексике: теоретические и практические аспекты. Нижний Новгород: Нижегородский гос. лингвистический ун-тет им. Н. А. Добролюбова, 2010. – 227 с.
2. Бенедиктов, Б.А. Психология овладения иностранным языком – М.: «Вышэйшая школа», 1974. – 334 с.
3. Бухбиндер В.А. Основы методики преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1986. – 335 с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
5. Ефременко В.А. «Применение информационных технологий на уроках иностранного языка» // ИЯШ, 2007, №8.
6. Леонтьева, Т.П. Методика преподавания иностранного языка / Т.П. Леонтьева. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 234 с.
7. Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком? – М.: Готика, 1999. – 176 с.
8. Пассов Е.И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 336 с.
9. Петрова Л.П. «Использование компьютеров на уроках иностранного языка» // ИЯШ, 2007, № 5.
10. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
11. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / под ред. Э.Г. Азимова Э.Г. [и др.]. – Спб.: Златоуст, 1999. – 385 с.
12. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 1632 с.
13. Ступина, Т. Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе: методическое руководство / Т. Л. Ступина. – Иркутск: ИГЛУ, 2006. – 24 с.
14. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8–11.
15. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова [и др.]. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
16. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для Х – XI класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый и повышенный уровни) [Электронный источник]. Режим доступа: https://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-10-11-baz_pav_rus.pdf.pdf.
17. Шамов, А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация: Базовый курс немецкого языка: автореф. дисс. докт. пед. н. Нижний Новгород, 2005. – 537 с.
18. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2004. – 295с.
19. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). – М.: ВК, 2012. – 208 с.
20. Audio English Podcast [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.podcastsinenglish.com/.
21. BBC Learning English Podcast [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/podcasts?q=english.
22. Breaking News English Podcast [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://breakingnewsenglish.com/podcast.html.
23. Britannica [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britannica.com/.
24. Effortless English Podcast [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.effortlessenglish.libsyn.com/.
25. Encyclopedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.encyclopedia.com/.
26. I Will Teach You a Language Podcast [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iwillteachyoualanguage.com/podcast.
27. Learningapps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/.
28. Lingvolive [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lingvolive.com/en-us.
29. Luke's ENGLISH Podcast [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teacherluke.co.uk/.
30. Wooordhunt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wooordhunt.ru/word/deer.
31. Wordclouds [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordclouds.com/.