ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Психологические особенности многодетной семьи
1.2 Специфика детско-родительских отношений в многодетных семьях
1.3 Причины нарушений детско-родительских отношений в многодетных семьях
1.4 Профилактика предупреждения нарушений детско-родительских отношений в многодетных семьях
Выводы по разделу 1
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов
Выводы по разделу 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Семья была, есть и остается важнейшим средством формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья – важнейший фактор социализации ребенка. От этого во многом зависит то, как будет развиваться физическое, эмоциональное и социальное развитие человека в течение его жизни. Тип семьи влияет на процесс социализации. Есть разные типы семей.
Мы решили более подробно остановиться на изучении особенностей многодетной семейной жизни. В эту категорию входят семьи с 3 и более детьми. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Развод случается довольно редко. Семьи составляют коллектив детей разного возраста, которые берут на себя много домашних заданий. Уважение к родителям и лидерство старших по возрасту имеет особое значение в отношениях многодетных семей. В таких семьях больше семейных дел, общих проблем и трудностей, радостей общения не только между людьми разного пола, но и между людьми разного возраста. Воспитанием в многодетной семье занимаются не только родители, но и сами дети: младшие учатся у старших, принимают их привычки и опыт.
Многие педагоги считают, что многодетные семьи лучше исполняет свою функцию по подготовке детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, подвижны и независимы, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что самая оптимальная семья– это три или четыре ребенка. Это число отвечает потребностям общества в более широком воспроизводстве населения и дает всем участникам возможность испытать весь спектр родственных чувств.
Современные исследователи, изучая оптимальное количество детей в семье (Антонов А.И., Баландина Л.Л., Куликова Т.А. и др.), установили, что эффективность воспитания, своевременный запуск механизмов социализации детей, гармония взаимоотношений супругов, снижение конфликтности во взаимоотношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье связаны напрямую с количеством детей.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Психологические особенности многодетной семьи
Семья является фундаментальным семейным институтом, который обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Главная задача государственной политики в отношении семьи - способствовать укреплению ее потенциала, созданию условий для максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций, ориентация общественного и индивидуального сознания на семейные ценности, прежде всего рождение и воспитание детей. Семья является основополагающим принципом интеллектуального, экономического и социального развития общества и выполняет следующие функции:
– хозяйственно-экономическую - планирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности по ведению домашнего хозяйства и организации семейной жизни;
– репродуктивную - продолжение человечества через рождение детей;
– коммуникативную - создание благоприятного семейного микроклимата, организация семейного общения;
– воспитательную - передача социального опыта взрослыми членами семьи детям;
– рекреативную - организация отдыха и свободного времени членов семьи, развитие их интересов и потребностей;
– психотерапевтическую - психологическое сопровождение членов семьи в различных жизненных ситуациях, создание благоприятного эмоционального климата в семье для восстановления физической и умственной силы членов семьи, которые были потрачены в различных стрессовых ситуациях [11, с. 59].
Исходя из парадигмы понимания семьи как социальной группы, ее можно определить как динамическую небольшую социальную группу людей, для которой характерны сожительство (временное отсутствие) и семейные отношения (брак, родство, усыновление, опека, своячество и т. д.), общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и биологических потребностей, любовью, взаимной моральной ответственностью [4, с. 12].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: определить нарушения детско-родительских отношений в многодетных семьях.
Задачи исследования:
1. Определить отношение родителей к воспитанию детей;
2. Определить специфику родительско-детских взаимоотношений.
При работе с родителями нами был использован метод тестирования: «Родительское отношение к детям» (А.Я.Варга, В.В.Столин).
При работе с детьми нами был использован метод тестирования опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской и опросник состояния агрессии Басса-Дарки.
Исследование проводилось в сети интернет в режиме онлайн.
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Цель: выявление отношения родителей к своим детям.
Используемый материал: Опросник, состоящий из 61 утверждения, бланк ответов; ключ; оценочные шкалы (приложение А).
Инструкция: Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос нужно было ответить положительно или отрицательно. Оценка проводилась на основе ключа анкеты, с помощью которого можно было определить степень родительских отношений.
Оценка результатов
Производится по 5 шкалам: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, неудачник, что позволяет выявить родительское отношение, как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, воспитание и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (приложение А).
Метод был разработан для диагностики специфики взаимодействия родителей и детей. С помощью анкеты вы можете узнать не только оценку одной стороны – родителей, но и видение взаимодействия другой стороны – с точки зрения детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них: материальное обеспечение детей, нестабильность статуса в общественном сознании, социальная и ролевая нестабильность в семье, наличие отношения потребителей.
В многодетных семьях родители не имеют возможности уделять много времени каждому ребенку. Поэтому руководство детьми обычно осуществляется путем разделения обязанностей между детьми и контролем за их выполнением.
Дети из многодетных семей часто демонстрируют заниженную самооценку, неадекватные представления о своей значимости. Но при правильном воспитании у них более подвижная психика, они более устойчивы к стрессу и лучше адаптируются к любому коллективу. И это играет важную роль во взрослой жизни.
В большой семье удивительно теплые и ровные отношения развиваются между всеми ее членами, в которых нет места зависти, злу и ненависти. Необычная атмосфера любви и заботы обо всех членах семьи сопровождает ребенка по мере его взросления. С самого рождения ребенок чувствует сильную поддержку буквально со всех сторон. Дети старшего возраста активно участвуют в воспитании своих братьев и/или сестер и получают серьезный урок на будущее по надлежащему уходу и воспитанию своих детей.
Дети, которые выросли в многодетной семье, будут очень серьезно подходить к созданию собственной семьи в будущем . Они сбалансированы, и с наибольшей ответственностью относятся к собственным детям.
Многодетная семья менее способна удовлетворить потребности и интересы ребенка, которому и так уделяется гораздо меньше времени, чем семье с одним ребенком, и это, конечно, может повлиять на их развитие. В этом контексте важен уровень материального обеспечения многодетной семьи.
По результатам опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, можно сказать, что высокие баллы по шкале «Принятие/отвержение» говорят о том, что у родителей имеется выраженное положительное отношение к детям. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 160-173.
2. Баландина, Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Пол и Gender в интегральном исследовании индивидуальности человека / под ред. Б.А.Вяткина. – Пермь, 2008.
3. Дивицина, Н. Ф. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие / Н. Ф. Дивицина. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин; под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 160-195.
5. Каспарова, Ю. Мы нужны друг другу: Подростки и их родители // Классное руководство и воспитание школьников: Издательский дом «Первое сентября». – 2009. – № 21 (1-15 ноября). – С. 43-44.
6. Краснова, В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе / В.Г. Краснова. – Волгоград: ВолДУ, 2004. – 60 с.
7. Кудрявцева, А.Г. Многодетные семьи: образ жизни, здоровье детей, социальная защита / А.Г. Курзенева. – Казан. гос. пед. ун-т. Казань, 1999. – 17 с.
8. Куровская, С.Н. Типология конфликтов в семье // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2010. – № 3. – С. 115-119.
9. Мартынова В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – С.84.
10. Мельникова-Шаркова, Е. А. Влияние социальных и биологических факторов на девиантное поведение несовершеннолетнего / Е. А. Мельникова-Шаркова // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 12. – С. 39.
11. Миронович, Л. А. Содержание социально-психологической профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся-правонарушителей (на примере учреждений образования Сенненского района): снижение стремления к совершению правонарушений у подростков через коррекцию агрессивного поведения / Людмила Александровна Миронович // Современное образование Витебщины. – 2019. – № 1. – С. 73-77.
12. Орлов, А.Л. Состав семьи и семейные взаимоотношения у подростков с нарушениями поведения // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 7. – С. 55-65.
13. Поскребышева, Н. Н. Образ детско-родительских отношений / Н. Н. Поскребышева, Н. Д. Юсифова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 126-134.
14. Реан, А. А. Семья с просоциальным и асоциальным поведением / А. А. Реан, И. А. Коновалов, М. А. Новикова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 75-88.
15. Сидорова, М.В. Детско-родительское общение // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 3. – С. 15-20.
16. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению / [сост. Н. В. Пономаренко]. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 96 с.
17. Тавкинь, Е. Т. Влияние стиля родительских отношений на личностные особенности подростков: семья — важнейший социальный институт / Екатерина Тадеушевна Тавкинь // Современное образование Витебщины. – 2016. – № 4. – С. 72-74.
18. Усенко, И. И. Влияние семьи на формирование ответственного поведения / И. И. Усенко // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 50-52.
19. Фурманов, И.А. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта / И.А. Фурманов // Психологический журнал. – 2008. – №4(20). – С. 74-81.
20. Фурманов, И.А. Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка / И.А. Фурманов // Психологический журнал. – 2009. – №3(23). – С. 76-82.