ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
1.1 Исторические аспекты развития ученического самоуправления в отечественной и зарубежной педагогике
1.2 Особенности самоуправления в коллективе подростков
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Современные подходы к организации самоуправления в подростковой среде
2.2 Содержание и формы работы ученического самоуправления подростков в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с начавшимися в середине 80-х годов и продолжающимися сегодня глубокими экономическими и социально-политическими преобразованиями в государстве и обществе, которые привели к значительным изменениям внешних и внутренних условий функционирования всей сферы образования, к смене и новому прочтению идеалов, ценностей, смысла и задач образовательной деятельности. В новых условиях перед общеобразовательной школой возникло много социально-педагогических проблем и вопросов: какова ее роль в развитии демократического и правового государства, гражданского общества; с помощью каких механизмов можно обеспечить управляемое развитие школы; в какой мере целесообразно использование в современных условиях рекомендаций педагогической науки в области внутришкольного управления, подготовленные в предыдущий период [13, с. 18].
Сейчас почти все выпускники входят во совершеннолетнюю жизнь, не пройдя «школу самоуправления», вследствие этого обязаны восполнять этот пробел искусным методом. Но этот опыт многим из них и всему обществу очень дорого обходится. Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто недопустимо. При этом речь не идет о вытеснении ученическим самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с учебой, и воспитанием, и дополнительными занятиями по интересам и т.д.
ГЛАВА 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
1.1 Исторические аспекты развития ученического самоуправления в отечественной и зарубежной педагогике
Коллектив – социальная общность людей, объединенных на основании общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии – контактные группы людей, находящиеся в непосредственном взаимодействии, в педагогике – организованные общности детей и взрослых.
В педагогических трудах Е.А. Аркина, П.П. Блонского, Н.И. Иорданского детский коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. Эти педагогические идеи плодотворно воплощались в практике С.Т. Шацкого, С.М. Ривеса и Н.М. Шульмана, В.Н. Сорока-Росинского и др.
В 1970-е годы изучался опыт взаимодействия школьного и производственного коллектива (А.А. Ануфриев, Н.Д. Шурова и др.); в 1980-е годы теория школьного коллектива дополнилась представлениями о нем как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. Ученический коллектив имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, и неформальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских объединений. Возможности руководителей школы в управлении эмоциональной атмосферой учительского коллектива очень велики [20, c. 157].
Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система отношений (межличностных, деловых, эмоционально-психологических). Отношения в коллективе образуют своеобразное поле коллектива, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Современные подходы к организации самоуправления в подростковой среде
Современные школы работают в условиях глубоких изменений в обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной системы. Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют большое количество вариантов решения, и от выбора которых зависит школьная жизнь учеников. Нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления.
Изучение современных подходов к организации самоуправления в школьном коллективе проводилось на базе средних общеобразовательных школ. Метод наблюдения реализовывался с 7 по 10 классы. Так же проводилась беседа с классными руководителями об организации в классных коллективах ученического самоуправления.
Наблюдение показало, что уровень мотивации школьников к активной общественно-значимой деятельности в большей степени выражен в 7 классе, так как дети проявляют интерес к распределению ролей в классном коллективе. С 8 по 10 классы уровень мотивации более низкий. Учащиеся не демонстрируют заметного интереса к общественной жизни школы и класса. Учащиеся выбирают пассивное наблюдения за происходящими в школе событиями. Дети 10 классов не высказывали желания участвовать в общественной жизни учреждения. Это связанно с тем, что многие школьники не хотят брать на себя ответственность за свои поступки, присваивая ее окружающим взрослым, педагогу, родителям. Это возможно, объясняется тем, что старшие школьники в силу своей занятости (выбор профессии, подготовка к экзаменам, и многое другое) не готовы справиться с задачей ученического самоуправления.
При беседе с классными руководителями было установлено, что они организовывают сектор ученического самоуправления в классе, тем самым делегирует некоторые функции и задачи на участников данного коллектива. Каждый из учащихся назначается на выполнение определенных функций (дежурство, староста, заместитель старосты и др.). Однако выполнение этих задач или не выполнение их уже зависит от самого учащегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый вид воспитательной работы, когда дети играют в демократию. Однако, школьное самоуправление может быть чем - то совершенно иным - а именно, реальной частью педагогического процесса.
В современной школе формируется развитие, нацеленное на вознаграждение самостоятельности, гуманности растущего поколения. Все большую популярность обретает воспитание, основанное в совместной работе. В данных обстоятельствах ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса; появляются доверительные, естественные взаимоотношения между ребенком и старшими; реализуются совместные преподавательские формы и способы, осуществляется общая работа учащихся, преподавателей и родителей, появляется обстановка веселья и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. Цель школьного самоуправления заключается в том, чтобы пульверизированное школьническое общество изменить в единый разложенный организм, изнутри которого любой ученик учился бы честному осуществлению конкретной социальной функции.
К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, которые созданы учениками и выражают их интересы. Основные цели ученического самоуправления – это демократизация жизни школьного коллектива, формирование у учащихся готовности к участию в активной общественной жизни.
1. Андриевская, Л. А. Модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного управления общеобразовательной организацией: результаты студенческого проекта / Л.А. Андриевская // журнал Молодой ученый. – 2016. – №18. – С. 415-419.
2. Еровикова, Д.С., Семеновских Т.В. Школьное ученическое самоуправление как средство самореализации обучающихся в старшем подростковом возрасте / Д.С. Еровикова. – Нижневартовск : Нижневартовский гос. ун-т, 2017. – С. 74-78.
3. Кабуш, В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика / В.Т. Кабуш. – Минск : Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям». 1999. – 187 с.
4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. – Минск : ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003 – 312 с.
5. Коломинский, Я.Л. Ученик среди детей : межличностные отношения / Я.Л. Коломинский / / журнал Пачатковая школа. – 2013. – №10. – С. 7-9.
6. Каменский, А.М. Стратегические ориентиры в управлении современной школой / А. М. Каменский – М. : Педагогический поиск, 2007. – 240 с.
7. Каменский, А.М. Современные проблемы школьного самоуправления: международный контекст / А.М. Каменский // журнал Человек и образование. 2017. – №3. – С. 165-169.
8. Лизинский, В.М. Практическое воспитание школе / В.М. Лизинский. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.
9. Мкртчян, М. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление / М. Мкртчян // журнал Народное образование. – 2009. – №2. – С. 218-227.
10. Моисеев, А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений / А.М. Моисеев. – Тамбов: ТОИПКРО, 2002. – 331 с.
11. Нечаев, М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления / М.П. Нечаев // журнал Методист. – 2006. – № 4. – С. 102-108.
12. Никифорова, Г.Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» / Г.Н. Никифорова // Классный руководитель – 2002. – № 3. – С. 111-116.
13. Петрович, Л.В. Ученическое самоуправление в школе: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.П. Петрович. – М. : Нац.ин-т образования, 2014. – 232 с.
14. Планирование и организация воспитательной работы / под ред. И.Б. Крыловой // Классный руководитель. – 2003. - № 3. – С. 12-13
15. Пойманова, З.И. Организационно-педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях: дис. … канд. пед.наук : 10.02.2019 / З. И. Пойманова. – Кострома, 2006. – 296 л.
16. Прутченков, А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления / А. Прутченков // Методист. – 2006. – № 4. – С.126-128.
17. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление / Д.В. Рогаткин. –- Петрозаводск : Юниорский союз «Дорога», 2003 – 92 с.
18. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М.И. Рожков. – М. : «Владос», 2002 – 160 с.
19. Свободное образование: зарубежный опыт / под ред. И.Б. Крыловой// Новые ценности образования. – 2003. – Вып. 2. – С. 14-19.
20. Селиванова, Н.Л. Коллектив в современной школе: нужен ли он? / Н. Селиванова / / журнал Народное образование. – 2004. – №2. – С. 157-161.
21. Сластенин, В.А. И. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
22. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика / В.Р. Ясницкая. – М. : «Академия», 2004. – С. 57-63.