ВВЕДЕНИЕ
Фармацевтическая логистика – это наука и практика управления и оптимизации потока фармацевтических и других товаров, а также связанных информационных, финансовых и сервисных потоков, которые способствуют удовлетворению потребностей потребителей в поставках фармацевтических препаратов.
Логистика в современном понимании – это довольно новая дисциплина. Можно говорить о ее зарождении как науки и как направления деятельности за рубежом с начала 70-х годов, в России и Беларуси - с 90-х годов. XX век, а точнее с начала развития рыночных отношений.
Как наука логистика разрабатывает новые эффективные методы контроля непрерывного потока материалов. Как тактическое мероприятие обеспечивает применение этих методов в деятельности организаций.
Особенностью логистики является то, что поток материалов сопровождается несколькими другими потоками: финансами, информацией, услугами и транспортом.
Задачи логистики – это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по транспортировке материальных, финансовых, информационных, сервисных и транспортных потоков с самого начала;) Производство до конечного пользователя [4].
Актуальность: бурное развитие оптового звена на фармацевтическом рынке и использование логистических подходов в фармации делают перспективным такое направление управления и экономики фармации, как фармацевтическая логистика.
В современных условиях на фармацевтическом рынке резко возросло взаимодействие между розничным звеном и потребителем. В поведении розничного звена прослеживается явная тенденция активного влияния на потребителя.
Цель работы: провести анализ организационно-правовых основ дистанционной продажи лекарственных средств с их доставкой на дом и получение результатов социологического опроса относительно возможных аспектов работы интернет-аптек.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Фармация и логистика: принципы, сущность, взаимосвязь
Логистика играет важную роль в фармацевтической сфере. Таким образом, в ее компетенцию входит ассортиментная политика, аутсорсинг, выбор поставщиков материалов и т.д. Логистические вопросы компании - это реакция потребителей на их надежность, полноту и качество поставок лекарств. Для ритейлеров логистика – это отлаженный механизм доставки товаров в аптечные сети и больницы.
Для аптек – в грамотном распределении запасов, которые с одной стороны должны быть минимальными, а с другой – достаточными для полного покрытия потребностей пациентов.
Логистика как наука развилась из прикладной области. В своей практике люди находили решения, которые со временем вошли в историю как логистические. Когда дело касается проблем современной логистики, поиск квалифицированного персонала всегда является одной из основных проблем.
Логистика играет важную роль в современном управлении фармацевтическими компаниями и их комплексами. В рамках регулярного управления она действует как независимый интегрированный базовый компонент, определяющий качество и скорость всех бизнес-процессов, их взаимодействие и взаимосвязь [13].
В условиях растущей конкуренции особое значение приобретают современные подходы к планированию и управлению физическим распределением товаров, которые позволяют гибко реагировать на потребности населения.
Невозможно обеспечить успешную рекламу товаров на рынке без эффективного и целенаправленного контроля над потоком товаров. Интеграция систем движения товаров от производителя к потребителю может происходить с помощью новой отрасли промышленности и новой профессиональной области – логистики [12].
Логистика – это процесс управления и планирования материальных, финансовых и рабочих потоков, а также потока информации для ускорения физического распределения и минимизации общих затрат на доставку, производство и продажу товаров.
Конкурентоспособность компании определяется интеграцией маркетинговых атрибутов (комплекс маркетинга) и логистических функциональных областей (доставка, продажа, транспорт и т. д.).
Миссия маркетинга – достижение необходимого уровня конкурентоспособности как гарантии реализации товаров, а миссия логистики – создание механизма формирования достаточного уровня конкурентоспособности, т.е. логистика – это способ достижения маркетинговых целей.
1.2 Теоретические и методологические основы фармацевтической логистики
Фармацевтическая логистика – это наука и практика управления и оптимизации потока фармацевтических и других товаров, а также связанных информационных, финансовых и сервисных потоков, которые способствуют удовлетворению потребностей потребителей в поставках фармацевтических препаратов.
Характерной чертой всей логистики, включая фармацевтику, является то, что поток материалов сопровождается несколькими другими потоками: финансами, информацией, услугами и транспортом.
Задачи логистики – это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по транспортировке материальных, финансовых, информационных, сервисных и транспортных потоков с самого начала производства до конечного пользователя [18].
Виды логистики
В экономической литературе различают следующие виды логистики: снабженческо-сбытовую; производственную; транспортную; информационную (использование электронно-вычислительной техники для решения логистических задач).
В рамках снабженческо-сбытовой логистики осуществляются операции по планированию, регулированию обеспечения производства сырьем и
Снижение эффективности функционирования фармацевтических фирм, которые призваны обеспечить граждан и лечебно-профилактические учреждения всем ассортиментом продукции медицинского назначения, которые протекают в весьма сложных условиях.
Среди которых следует отметить неконкурентоспоспособность многих видов отечественной продукции, дефицит ряда лекарственных препаратов, а главное – низкая платежеспособность юридических и физических лиц – потребителей фармпродукции. Для преодоления такого положения необходимы новые методы хозяйствования и предпринимательства, важнейшим из которых являются методы логистики [9].
В сфере фармацевтики сегодня чувствуется огромный интерес к логистике, который вызван поиском путей повышения эффективности продвижения товаров на рынке, где уже недостаточно использования только маркетингового подхода.
Это можно объяснить тем, что многие задачи, связанные с насыщением фармацевтического рынка, были решены (так, объективно произошло увеличение ассортимента в несколько раз).
1.3 Особенности логистики на современном этапе развития фармацевтической отрасли
Снижение эффективности функционирования фармацевтических фирм, которые призваны обеспечить граждан и лечебно-профилактические учреждения всем ассортиментом продукции медицинского назначения, которые протекают в весьма сложных условиях.
Среди которых следует отметить неконкурентоспоспособность многих видов отечественной продукции, дефицит ряда лекарственных препаратов, а главное – низкая платежеспособность юридических и физических лиц – потребителей фармпродукции. Для преодоления такого положения необходимы новые методы хозяйствования и предпринимательства, важнейшим из которых являются методы логистики.
В сфере фармацевтики сегодня чувствуется огромный интерес к логистике, который вызван поиском путей повышения эффективности продвижения товаров на рынке, где уже недостаточно использования только маркетингового подхода.
Это можно объяснить тем, что многие задачи, связанные с насыщением фармацевтического рынка, были решены (так, объективно произошло увеличение ассортимента в несколько раз). Сегодня же приоритеты изменились, и теперь на первый план выходят проблемы взаимодействия в процессе движения товаров аптечного ассортимента.
Поэтому маркетинговый подход, который способствует созданию и продвижению новых товаров, отвечающих запросам потребителей, дополняется логистическим, решающим проблемы эффективной доставки данной продукции до конечного потребителя [10].
1.4 Логистика фармацевтического рынка РБ
Последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступности качественной медицинской и лекарственной помощи является главной целью социальной политики государства.
Способность страны разрабатывать собственные лекарства является показателем экономической развитости государства, опирающимся на инновационную модель развития, так как процесс разработки лекарств является одним из самых сложных, длительных и рискованных в сравнении с разработкой инновационных продуктов в других отраслях экономики.
Потенциал национальной фармацевтической науки и промышленности является важным показателем возможности государства противодействовать внешним и внутренним угрозам, включая угрозы глобальных пандемий и биотерроризма.
Белорусский фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков.
Продажи фармацевтической продукции в РБ в 2017 году составили в конечных ценах потребления около 500 млн. долларов.
При этом весьма значительным является потенциал роста белорусского рынка, хотя для полной реализации этого потенциала требуются существенные усилия. Так, рост рынка в 2013-2014 гг. достигал 15% ежегодно в национальной рублевой валюте, но в 2015 г. наблюдался резкий скачок – 33%. Интенсивный рост продолжился в 2016 г. (27%) и в 2017 г. (20%).
В результате объем рынка с учетом финансово-экономической ситуации достигнет 700 млн. долларов к 2021 году.
Благодаря государственным программам в течение двух последних лет показатель ежегодного прироста потребления лекарств составляет около 26%.
В то же время, потребление готовых лекарственных средств белорусского производства на фоне роста рынка падают на 1-2% в год, и в 2018 году составили лишь 29% в денежном выражении [2].
1.5 Принципы и методы зарубежной фармацевтической логистики
В настоящее время уже можно сформулировать следующие основные принципы зарубежной фармацевтической логистики:
- рационального и цивилизованного объединения усилий правительства и представителей фармацевтического бизнеса для достижения наибольшего удобства логистики для потребителей;
- относительно достаточной прозрачности фармацевтического бизнеса для партнеров, клиентов и представителей государственных властей;
- поступательного роста и распространения бизнес-культуры на фармацевтическом рынке, экологической безопасности, достижений менеджмента, маркетинга, логистики, управления цепями поставок и товаропроводящих сетей аутсорсинга, аутстаффинга, информационных технологий, электронной коммерции в международных экономических отношениях;
- защиты экономических интересов потребителей и фармацевтических организаций торговой деятельности;
- цивилизованного, гуманного подхода к достижению балансов, компромиссов и решению коммерческих споров в фармацевтической деятельности.
Фармацевтическая логистика должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к фармацевтической логистике на внутреннем рынке, но помимо этого ей приходится справляться со спецификой разных видов транспорта и транспортных средств, требованиями к ним, колебаниями потребительского спроса, разнообразием правил государственного, юридического регулирования, экспедиторского и страхового сопровождения, оформлением и предоставлением документации.
Однако с организацией и управлением потоков преобразования финансов, сервисных услуг между фармацевтическими организациями и потребителями проблемы постепенно решаются [16, 19].
1.6 Анализ организационно-правовых основ дистанционной продажи лекарственных средств
Ввиду информатизации общества, интернет-торговля стала одной из наиболее популярных способов продажи. Исследования данной направленности особенно важны в настоящий период, когда вопросы здоровьесбережения населения, в части его лекарственного обеспечения, решаются в условиях частичной и полной социальной изоляции. По данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) рынок интернет-торговли Беларуси ежегодно растет.
Наряду с интернет-магазинами, осуществляющими реализацию разнообразных товаров, оборот которых не ограничен, в интернет-пространстве появились и интернет-аптеки.
Аптека в интернете – явление неконтролируемое и неоднозначное, поскольку часто посредством дистанционной торговли происходит реализация некачественного товара.
В настоящее время государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, не могут контролировать сферу торговли лекарственными средствами через интернет, так как для осуществления контроля необходимы нормативно-правовая база, соответствующие полномочия должностных лиц и органов, осуществляющих контроль, а также большие человеческие и материальные ресурсы.
Обзор сайтов аптек в сети интернет показал, что некоторые аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, предоставляют услугу онлайн-заказа лекарственных средств с их последующей доставкой на дом.
Такие аптеки на своем сайте сообщают пользователям о своем адресе, могут предоставить информацию о лицензии и документы, подтверждающие качество предлагаемого товара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фармацевтическая логистика – это наука и практика управления и оптимизации потока фармацевтических и других товаров, а также связанных информационных, финансовых и сервисных потоков, которые способствуют удовлетворению потребностей потребителей в поставках фармацевтических препаратов.
Характерной чертой всей логистики, включая фармацевтику, является то, что поток материалов сопровождается несколькими другими потоками: финансами, информацией, услугами и транспортом.
Задачи логистики – это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по транспортировке материальных, финансовых, информационных, сервисных и транспортных потоков с самого начала производства до конечного пользователя.
В работе были проанализированы общие положения о дистанционной торговле; изучено понятие интернет-аптеки; проведен информационный обзор правовых основ продажи лекарственных средств на современном этапе; выявлено мнение покупателей о заказе лекарств через интернет с их доставкой на дом; основные преимущества и недостатки данного метода розничной реализации лекарственных средств, по мнению покупателей; проанализированы перспективы развития законодательства в сфере продажи лекарственных средств через интернет-аптеки.
Анализ данных проведенного опроса показал в целом положительное мнение потребителей о заказе товаров через интернет. Посредством анкетирования у интернет-покупателей была выявлена потребность в услуге заказа лекарств через интернет и их доставки на дом, необходимости ее нормативно-правового регулирования.
Также определены основные преимущества и недостатки данного метода розничной реализации лекарственных средств, по мнению покупателей.
Легализация интернет-продажи лекарственных препаратов с их доставкой на дом могла бы решить множество проблем, основными из которых, по данным проведенного опроса, являются: временные затраты на поход в аптеку; проблемы матери, которой не с кем оставить дома больного ребенка, чтобы сходить в аптеку за лекарствами; возможность самостоятельной покупки лекарств пациентами с ограниченными возможностями; соблюдение режима, назначенного врачом.
1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – Москва: Проспект, 2017. – 426 с.
2. Антропова, Г.А. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек / Г.А. Антропова, М.А. Иванова // Символ науки – 2016. – № 5. – С. 9-13.
3. Бурдина, О.Б. Профессиональный имидж медицинских и фармацевтических работников в медиатекстах / О.Б. Бурдина, С.Л. Мишланова // Гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (19). – С. 50-53.
4. Годовальников, Г.В. Организационно-методическое обеспечение реализации лекарственных средств без рецепта врача (критерии отнесения лекарственных средств к безрецептурным и алгоритм фармацевтического консультирования при их реализации) / Г.В. Годовальников – М.: БГМУ, 2015. – 58 с.
5. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – Москва: Юрайт, 2015. – 734 с.
6. Гулимбетова, Ж.У. Об этике и деонтологии в практической деятельности фармацевтов и провизоров / Ж.У. Гулимбетова // Вестник ЮКГМА. – 2010. – № 1. – С. 161-163.
7. Дзагоева, А.Р. Маркетинговые инструменты управления поведением потребителей на региональном рынке фармацевтической продукции / А.Р. Дзагоева, М.З. Кулмбекова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – №5. – С. 1-15.
8. Лозовая, Г.Ф. Менеджмент фармацевтической организации / Г.Ф. Лозовая. – М.: МЦФЭР, 2000. – 192 с.
9. Майорова, У. В. Фармацевтическая помощь: история, современное состояние и перспективы развития (литературный обзор) / У. В. Майорова, И. С. Козярский, Г. В. Годовальников // Рецепт. - 2015. - № 1. - С. 16-35
10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
11. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
12. Мостовой, А. Надлежащая аптечная практика: перевести аптеки из состояния «как есть» в состояние «как надо» / А. Мостовой // Московские аптеки. – 2007. – № 10. – С. 21-26.
13. Мостовой, А.В. Провизор (фармацевт) и посетитель аптеки: психология взаимоотношений / А.В. Мостовой, // Экономический вестник фармации. – 2005. – № 9-10. – С. 1-9.
14. Раздорская, И.М. Анализ профессиональных проблем провизоров и фармацевтов, обслуживающих покупателей / И.М. Раздорская. // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2010. – № 2. – С. 100-101.
15. Раздорская, И.М. Разработка концепции формирования новых технологий в фармацевтических организациях / И.М. Раздорская, Е.Ю. Тимошенко, Л.Н. Кучерявенко // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2010. – № 2. – С. 87-90.
16. Тарасова, Е.Н. Организация и экономика фармации / Е.Н.Тарасова // Вестник фармации. - 2006. - № 4. - С. 17-20.
17. Трофимова Е.О. Проблема профессиональной автономии фармацевтов и этический кодекс FIP / Е.О. Трофимова // Ремедиум. – 2015. – № 7 – 8. – С. 20 – 25.
18. Фармацевтический маркетинг / А.Ю. Юданов [и др.]; под ред. А.Ю. Юданова. – М.: Ремедиум, 2016. – 632 с.
19. Филина, И.А. Лояльный покупатель – надежность, заслуживающая доверия / И.А. Филина, И.М. Раздорская // Ремедиум. Менеджмент. – 2014. – №1. – С. 47-49.
20. Чембарцева, И.В. Особенности формирований предпочтений конечных потребителей фармацевтического рынка / И.В. Чембарцева, Н.Ю. Перцева // Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. – 2007. – № 4 – С. 360.
21. Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности / О.И. Слюсар [и др.] // Журнал научных статей здоровье и образование в 21 веке. – 2017. – № 12. – С. 297-301.