ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.2 Особенности формирования нравственности в подростковом возрасте
1.3 Особенности педагогического сопровождения формирования нравственности подростков
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Анализ философских, психологических и педагогических исследований показывает, что проблема выбора моральных ценностей становится все более актуальной для современных подростков. Основы нравственного выбора закладываются в их сознании в то время, когда их сознание пластично, неустойчиво, подвержено негативным воздействиям, поскольку жизненный опыт недостаточен, представления о нравственных ценностях нестабильны, существует психофизиологический дисбаланс при наличии потребностей взрослых и отсутствии адекватных возможностей их реализации.
Для того чтобы помочь растущему человеку найти смысл жизни, наполнить их ценностным содержанием, необходимо сориентировать организацию, формы и методы воспитательной и образовательной деятельности на создание благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих его нравственное развитие, свободу выбора, активную позицию субъекта деятельности и общения.
В этой связи необходимо определить набор психолого-педагогических условий, создающих ценностно-чувственную атмосферу в образовательном процессе, и выявить эффективные педагогические инструменты, способствующие моральному выбору подростков. Изучение моральных ориентаций подростков показало, что такие ценности, как доброта, ответственность, честь, очень редко встречаются в их ценностных предпочтениях.
Многие исследователи доказали, что подростки имеют представления об определенных моральных ценностях, они локализованы в основном в сфере нравственного сознания и не ориентированы на определенную практическую деятельность. Анализ уроков по гуманитарным предметам позволил заметить, что моральный потенциал содержания образования используется не в полной мере, преобладает информационная и репродуктивная направленность образовательного процесса [1, с.102].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый период охватывает 11-15 лет в жизни ребенка. Он ассоциируется с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Некоторые дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, кризис полового созревания может наступить в 11 и 13 лет. Начиная с кризиса, весь этот период обычно бывает трудным для ребенка и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затяжным кризисом.
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неравномерным и нестабильным. Ребенку приходится постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживая саму «гармональную бурю» [2, с.68].
Эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождает процесс полового созревания. В подростковом возрасте резко возрастает интерес к собственной внешности. Формируется новый образ физического «Я». В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.
В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Логическая память начинает активно развиваться и вскоре достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого типа памяти.
Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от буквального запоминания через повторение. В процессе понимания подростки преобразуют текст и, вспоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного [3, с.75].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №12» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 учащихся 8 класса в возрасте 13-14 лет. Выборка составила 5 мальчиков и 10 девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности психолого-педагогического сопровождения формирования нравственного самоопределения подростков.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень сформированности нравственных понятий у подростков.
2. Определить уровень нравственной самооценки подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что подростковый возраст является наиболее важным периодом развития личности ребенка. Для него характерными являются такие новообразования, как «чувство взрослости», стремление к подражанию, желание иметь много друзей и часто сменяющиеся увлечения.
Мы определили основные особенности формирования нравственного поведения у детей подросткового возраста. Было определено, что наиболее важными факторами формирования нравственности у подростков является семья и школа. Для нравственной системы подростков характерна определенная нестабильность, что указывает на необходимость психологического сопровождения подростков.
Мы рассмотрели основные особенности педагогического сопровождения подростков и определили, что в данная деятельность направлена на формирование нравственного самосознания, навыков, убеждений, привычек, а также нравственных чувств. Эта работа проводится посредством включения детей в систему нравственного развития, которую организует педагог.
С целью определения особенностей сформированности нравственных понятий и нравственной самооценки нами было проведено эмпирическое исследование при помощи анкеты «нравственные понятий» и «диагностика нравственной самооценки». В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– в основном, для подростков характерным является низкий уровень сформированности нравственных понятий, высокий уровень характерен лишь для 1 опрошенного подростка, что говорит о том, что есть необходимость в обучении и формировании основных нравственных понятий;
– уровень нравственной самооценки в основном характерен на низком и среднем уровне, что указывает на то, что подростки оценивают свои нравственные качества и поступки в основном на низком уровне, что также приводит к мысли о необходимости проведения конкретной работы со стороны педагогов и родителей.
Результаты исследования могут быть полезны для педагогов и психологов, которые строят свою деятельность в рамках создания психологического сопровождения нравственного становления подростков.
1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев. – Омск.: ОмГПУ, 2008. – 234 с.
2. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 67-70.
3. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций старших подростков с девиантным поведением // Народное образование. – 2008. – № 7. – С. 75-80.
4. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание старших подростков с девиантным поведением / Г.И. Батурина. – М.: Питер, 2002. – 115 с.
5. Бразговка, Л.П. Значение нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением // Нравственное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 35-47.
6. Воронкова, Т.А. Программа нравственного развития старших подростков с девиантным поведением // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2009. – № 2. – С. 91-100.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 320 с.
8. Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. – 2010. –№ 5. – С.259-265.
9. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. – М.: Питер, 2001. – 340 с.
10. Жукова Г.Н. Нравственные беседы с детьми / Г.Н. Жукова. – М.: Гном и Д, 2006. – 234 с.
11. Зеленский, К. Нравственное воспитание в школе // Народное образование. – 2008. – № 1. – С. 213-219.
12. Иванова, А.П. Формирование нравственных ценностей старших подростков // Начальная школа – 2008. – № 7. – С. 26-30.
13. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание / С.А. Козлова. – М.: Диля, 2004. – 187 с.
14. Лисица, В.А. Развитие нравственных качеств // Дополнительное образование. – 2011. – № 11. – С. 20-27.
15. Литвина, Л.С. Нравственное развитие старших подростков / Л.С. Литвина. – М.: Гардарики, 2005. – 210 с.
16. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А.И. Мартьянова. – М.: Питер, 2007. – 212 с.
17. Миловзоров, А.М. Воспитание нравственных качеств / А.М. Миловзоров. – М.: Гардарики, 2010. – 202 с.
18. Петрова, В.И. Азбука нравственного взросления / В.И. Петрова. – М.: Питер, 2007. – 305 с.
19. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. – 2001. – № 6. – С.16-17.
20. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций старших подростков //Воспитание школьников. – № 10. – С. 21-25.
21. Семенов, Г.О. О проблемах формирования у старших подростков миропонимания и нравственной жизненной позиции // Воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С. 83-89.
22. Соколова, И.И. Формирование ценностных ориентаций старших подростков / И.И. Соколова. – М.: Питер, 2007. – 85 с.
23. Трубина, Л.А. Комлексно-целевая программа нравственного воспитания старших подростков с девиантным поведением. – 2007. – № 1. – С. 66-70.
24. Царябина, И.В. Нравственное развитие старших подростков с девиантным поведением // Народное образование. – 2009. – № 5. – С. 49-60.
25. Янушкявичус, Р. Основы нравственности / Р. Янушкявичус. – М.: Православная педагогика, 2004. – 257 с.