ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования у детей среднего дошкольного возраста безопасного поведения в быту
1.3 Методы и формы формирования у детей среднего дошкольного возраста безопасного поведения в быту
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Организация и методика исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Процесс социального развития – это сложный феномен, при котором ребенок усваивает объективно установленные нормы и правила человеческого общества и заявляет о себе как о социальном субъекте. Неоднородность социальной среды определяет особенности социокультурного пространства, через которое человек приобщается к культурным универсальным, национальным, региональным и другим ценностям.
В преддверии третьего тысячелетия увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, количества промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения осознанного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Актуальность исследования. В последние годы проблема обеспечения безопасности детей в возрасте до 7 лет нашла свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. Наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, они требуют формирования знаний и навыков по обеспечению безопасности детей. Однако эти задачи направлены на формирование безопасного поведения на улице и в основном ориентированы на более старший дошкольный возраст. В то же время средний дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью и физическими возможностями, что в сочетании с повышенным любопытством и стремлением к самостоятельности часто приводит к возникновению травматических ситуаций в быту.
Взрослые в ближайшем окружении играют особую роль в организации педагогического процесса изучения ОБЖ в повседневной жизни. В то же время родителям и педагогам дошкольных учреждений, не отрицая необходимости специальной работы, трудно создать условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни детей среднего возраста из-за методологически неполноты данного вопроса [1, с.55].
Таким образом, существует противоречие между жизненными потребностями детей среднего возраста в накоплении опыта безопасного поведения в повседневной жизни и отсутствием научно обоснованных педагогических условий для организации этого процесса. Это противоречие свидетельствует об актуальности проблемы формирования у детей среднего дошкольного возраста опыта безопасного поведения в быту.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Среднему дошкольному возрасту детей следует уделять особое внимание в связи с исключительной ситуацией в дошкольном учреждении, когда ребенок еще не большой, но уже не маленький. Средний возраст является переходным этапом дошкольного периода. В этот период у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во области психического развития. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, зрительное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Средний дошкольный возраст является промежуточным, переходным между младшим и старшим дошкольными годами, что влияет на новые формации сознания и личности. К ним относятся:
- создание элементарной целостной картины окружающего мира;
- целенаправленное поведение;
- эмоциональное и интеллектуальное предвидение;
- овладение правилами поведения;
- нравственные чувства;
- любительская деятельность и простейшие формы творчества [2, с.33].
В игровой деятельности детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст) присутствуют ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игры и реальных взаимодействий детей.
Изобразительная деятельность получает существенное развитие. Изображение становится содержательным и подробным. Графический образ человека характеризуется наличием тела, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Улучшается техническая сторона графической деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, приклеивать изображения на бумаге и т.д. Дизайн усложняется. Здания могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки построения по собственной идее, а также планирование последовательности действий. Моторная сфера ребенка характеризуется положительными изменениями в мелкой и большой моторике. Развивается ловкость и координация движений. Дети в этом возрасте лучше координированы, чем младшие дошкольники, и преодолевают небольшие препятствия. Игры с мячом усложняются [3, с.11].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Детский сад №11» г. Гродно. В исследовании приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Выборка составила 6 (60%) мальчиков и 4 (40%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень сформированности навыков безопасного поведения в быту у детей среднего дошкольного возраста.
Методики исследования и особенности проведения:
Мы использовали следующие критерии и показатели для определения уровня знаний о безопасности в повседневной жизни, обществе и окружающей среде среди детей дошкольного возраста:
- информационный (знания и понимание безопасности детьми);
- эмоционально-ценностный (позитивно-эмоциональное отношение к приобретению и закреплению знаний о безопасности);
- поведенческий (способность применять существующие знания о безопасности в различных жизненных ситуациях, опираться на эти знания в поведении, умение оценивать ситуации по наличию или отсутствию опасности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что средний дошкольный возраст имеет определенные психолого-педагогические особенности. Мы определили, что для данного возрастного периода характерными являются такие особенности как повышение двигательной активности, коммуникативная активность, эмоциональная активность. Формируются на более высоком уровне все познавательные процессы и общение также становится более избирательным в отношении сверстников и взрослых.
Нами были рассмотрены основные особенности формирования навыков безопасного поведения в быту у детей среднего дошкольного возраста и нами было выявлено, что у данной работы есть определенные цели, задачи и направления, которые характеризуют данную деятельность.
Проведение работы по ознакомлению дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности дома и в детском саду, можно добиться того, чтобы дети активно начали использовать полученные знания и навыки в своей самостоятельной деятельности, научились адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать свои проблемы.
У детей должна возникнуть необходимость соблюдать правила поведения в определенных жизненных ситуациях и инструкции по обращению с различными предметами. Тем самым можно обеспечить безопасное поведение для детей в рамках определенных бытовых ситуаций. Основными методами являются такие как собственный пример, театрализованная и экспериментальная деятельность и т.д.
С целью определения уровня развития навыков безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи опросника «Безопасность в быту». После проведения исследования нами были получены результаты, согласно которым у детей среднего дошкольного возраста наблюдались такие особенности как преобладание среднего уровня. Этот факт означает, что дети данной категории понимают и знают все особенности безопасного поведения, однако не все дети способны реализовать данные знания на практике.
Также, нами было определено, что для большинства детей, в основном, характерным является информационный этап развития, в рамках которого наблюдается достаточно высокий уровень знаний детей об особенностях безопасного поведения в быту. На эмоционально-ценностном уровне проявляется отношение у детей примерно в 30% случаев. Около 20% опрошенных респондентов указывают на развитие данных навыков на поведенческом уровне.
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность / Р.В. Стеркина. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр / И.А. Баева. – СПб.: Союз, 2002. – 271 с.
3. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64 с.
4. Белая, К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – 5–е изд. – М. Просвещение, 2005. – 245 с.
5. Богданов, В.В. История обыкновенных вещей / С.Н. Попова. – М.: Академия, 2003. – 145 с.
6. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. – М.: изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128 с.
7. Дмитриенко, З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / З.С. Дмитриенко. – М.: изд – во: Детство – Пресс, 2012.– 240 с.
8. Деркунская, В.А. Образовательная область «Безопасность». / В.А. Деркунская. – М.: изд–во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.– 144 с.
9. Дыбина, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности / О.В. Дыбина. – Самара, 2013. – 254 с.
10. Казанцев, Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях / Г. Казанцев // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14–17
11. Князева, О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». / Н.Н. Авдеева. – М.: Просвещение, 2007. – 268 с.
12. Саулина, Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.– 112 с.
13. Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» / О.А. Скоролупова. – М.: Изд–во Скрипторий 2003, 2009. – 80 с.
14. Стеркина, Р.Б. учебно – методическое пособие по основам безопасности / О.Л. Князева. – М.: изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144 с.
15. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет // Справочник старшего воспитателя. – 2015. – № 7. – С. 3–15.
16. Усачев, А. Школа безопасности / А. Усачев. – М.: Академия, 2007. – 211 с.
17. Хромцова, Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста / Т.Г. Хромцова // научная работа. Санкт – Петербург – 2001. – 175с.
18. Шарова, О.Г. Основы пожаробезопасного поведения / О.Г. Шарова. – СПб.: Питер, 2007. – 145 с.
19. Шипунова, В.А. Детская безопасность, учебно–методическое пособие / В.А. Шипунова. – М.: изд – во: Цветной мир, 2013. – 96 с.