ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЖУРСТВ
1.1 Дежурство как форма хозяйственно-бытового труда
1.2 Виды дежурств в старшей группе и особенности организации
1.3 Методы и приемы
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЖУРСТВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для воспитателей
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач дошкольного учреждения является воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду. Трудовое воспитание, т.е. участие детей в самостоятельной работе, наблюдение за работой взрослых и объяснение ее значимости в жизни людей, играет важную роль в общем развитии личности воспитанника.
Основной целью трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у них нравственной ориентации, трудолюбия и осознания полезности труда. Труд детей дошкольного возраста оказывает значительное влияние на развитие воли, мышления, языка, памяти, внимания и воображения ребенка.
На современном этапе проблема трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста решалась С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, которые разработали рекомендации по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, общепедагогические подходы и особенности этого процесса на разных этапах дошкольного воспитания [10, c. 52]. Они работали над систематизацией содержания и форм организации труда детей дошкольного возраста, определили необходимые условия для обучения детей дошкольного возраста труде и средства обучения труду.
Виды и содержание деятельности, связанной с детским трудом, задачи, которые необходимо решать в процессе детского труда в различных возрастных группах, были разработаны М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Р.С. Буре и другими. Они рассматривают трудовое воспитание как обязательную часть развития основных творческих способностей ребенка, важнейшее средство формирования его самостоятельности. Л.В. Куцакова разработала новую подпрограмму по нравственному и трудовому воспитанию. Она учитывает современные требования общества к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЖУРСТВ
1.1 Дежурство как форма хозяйственно-бытового труда
Дежурство как форма организации работы детей была впервые исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Автор разработал содержание этой формы работы и методологию управления детской деятельностью. Позже эту проблему изучила Г.Н. Година [7].
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство, в большей степени, чем поручение, подчеркивает социальную направленность работы и реальную и практическую заботу о нескольких детях для других, поэтому эта форма обязанности способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.
"Дежурство - это форма организации детского труда, которая подразумевает, что ребенок должен выполнять работу, направленную на служение коллективу в котором он находится. Дети поочередно включаются в различные виды дежурств, что обеспечивает их систематическое участие в работе. Назначение и смена обязанностей происходят ежедневно. Дежурные задания имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия для обязательного выполнения определенных задач, в которых нуждается коллектив. Это позволяет детям развить чувство ответственности перед обществом, чувство заботы и понимание необходимости своей работы для каждого" [9, с. 286].
Дежурства вводятся постепенно. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.
В младшей группе дети приобрели навыки сервировки стола и стали более самостоятельными в выполнении работы.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЖУРСТВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методики исследования
С целью выявления уровня сформированности положительного отношения к дежурству у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено педагогическое исследование.
Исследование проходило на базе ГУО.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Из них 6 девочек и 4 мальчика. Возраст детей 5-6 лет.
Поэтому в исследовании мы использовали методику «Трудолюбие в процессе дежурств» Л.А. Порембской. Эта методика направлена на выявление самостоятельности в трудовой деятельности и проявление инициативы.
За детьми наблюдали при дежурстве в столовой, игровом уголке, уголке природы. Для этого на каждый вид дежурства было закреплено по два человека. Виды дежурства менялись каждые два дня, а качество работы оценивалось вместе с детьми.
Оценивая показатель – проявление самостоятельности в трудовой деятельности и проявление инициативы, мы придерживались следующих критериев:
0-4 баллов – дети халатно относятся к дежурству, охотно перекладывают свои обязанности на других, отказываются от дежурства, забывают о нем, не заканчивают работу, считают, что порядок - это дело помощника воспитателя, других детей;
4-8 баллов – хорошо, активно выполняют свои задачи, не забывают о них, но не помогают другим, не всегда проявляют инициативу, всегда стремятся к одобрению взрослых;
8-10 баллов - дети постоянно стремятся участвовать в групповых занятиях, проявлять инициативу, самостоятельность, хорошо работают, помогают в разных видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Дежурство - это форма организации детского труда, которая подразумевает, что ребенок должен выполнять работу, направленную на служение коллективу в котором он находится. Дети поочередно включаются в различные виды дежурств, что обеспечивает их систематическое участие в работе. Назначение и смена обязанностей происходят ежедневно. Дежурные задания имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия для обязательного выполнения определенных задач, в которых нуждается коллектив. Это позволяет детям развить чувство ответственности перед обществом, чувство заботы и понимание необходимости своей работы для каждого". Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.
В практике детских садов дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребенка. Смена дежурных проводится ежедневно. При организации работы дежурных воспитатель в начале года определяет, насколько овладели дети приемами работы, как используют необходимое оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют порученное дело.
При организации всех видов дежурств – по столовой, по уголку природы, на занятиях – необходимо определить четко круг обязанностей дежурных. Во время обучения детей обязанностям дежурных необходимо осуществлять индивидуальный подход.
С целью выявления уровня сформированности положительного отношения к дежурству у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено педагогическое исследование. Исследование проходило на базе ГУО… В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Из них 6 девочек и 4 мальчика. Возраст детей 5-6 лет.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1998. – 121 с.
2. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С.Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 156 с.
3. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб. -метод. пособие. / Р.С. Буре. -СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 265 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Под ред. А.В. Петровского. -4-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 2001. – 288 с.
5. Воспитание дошкольника в труде, под ред. Нечаевой В.Г. 2-е изд., М: Просвещение, 2012. - 312 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1991. - 423 с.
7. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Нечаева // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2007. - 121 с.
8. Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания / Ф.И. Иващенко. -Минск, 2013. – 211 с.
9. Козлова, С.А. Теоретические и методические основы трудовой деятельности дошкольников / С.А. Козлова. – М: Академия, 2015. – 144 с.
10. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М: Академия, 2004. -352 с.
11. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Т.С.Комарова. - М: Мозаика-Синтез, 2007. – 98 с.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие] / Л.В.Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 89 с.
13. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми / Л.В. Куцакова, Т.С. Комарова, Л. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 189 с.
14. Лебеденко Е. Н. Развитие трудовых навыков / Е.Н. Лебеденко. - М.: Прометей; Книголюб, 2013. – 64 с.
15. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева. - М., 1990. – 132 с.
16. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. —М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 156 с.
17. Педагогика / [Ю.К. Бабанский и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. –2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 2009. - 215 с.
18. Репина Т.А. Характеристикатруда в детском саду / Т.А.Репина. - М.: Педагогика, 2008. - 45с.
19. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987. – 264 с.
20. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. –Минск: Нар. аствета, 2002. -54 с.
21. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / А.Г. Тулегенова. – М., 1978. – 231 с.
22. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности / Г.А.Цукерман, Н.В. Елизаров // Вопросы психологии. -М., 1990. -№6. - С. 10-21.
23. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. –М.: Педагогика, 2000. -76 с.
24. Шатова, А.Д. Воспитание дошкольника в труде / под ред. Нечаевой В.Г. 2-е изд. – М: Просвещение. – 1980. – 74 с.