ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
ГЛАВА 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Уголовный кодекс акцентирует внимание на то, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является освобождением лица от дальнейшего отбывания уже отбываемого наказания. Его основаниями выступают, во-первых, лицо отбывает содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, во-вторых, фактическое отбытие осужденным части срока наказания, в-третьих, лицо возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда.
Помимо того, что заключенный должен быть признанным исправившимся и загладившим свою вину, уголовное законодательство устанавливает обязательные сроки, без наличия которых УДО будет невозможным, т.е на момент подачи ходатайства осужденный должен фактически отбыть определенную часть срока. При этом право на подачу ходатайства об УДО появляется у осужденного не ранее отбытия шести месяцев срока наказания.
Обязательные сроки указаны в ст. 119 УК, а именно: по преступлениям небольшой или средней тяжести – не менее одной трети срока наказания; за тяжкие преступления – не менее половины срока; за особо тяжкое преступление – не менее двух третей срока наказания, этот же срок и для лиц, ранее условно-досрочно освобождавшемуся.
Итак, объектом исследования выступают совокупность общественных отношений, опосредованных необходимостью правового регулирования института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Предметом исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Анализируя правовую природу условно-досрочного освобождения, прежде всего, мы считаем, что необходимо обратить внимание на всю систему наказаний, так как условно-досрочное освобождение неразрывно связано с ней. Для этого было бы лучше рассмотреть содержание приговора и ограничения, налагаемые на осужденного во время отбывания наказания.
Уголовный кодекс предусматривает освобождение лиц даже в том случае, если цель наказания не была достигнута, то есть по окончании срока наказания, установленного решением суда, но в то же время Уголовный кодекс предусматривает основания для досрочного освобождения осужденного до отбытия наказания, что непосредственно связано с положительным поведением осужденного. Эти правила, побуждающие осужденного к активному соблюдению закона, называются правилами поощрения [1, с. 67].
Хомич, касаясь применения условно-досрочного освобождения и осужденных к лишению свободы, утверждает, что огромные социальные издержки, связанные с применением такого наказания (его назначением и последующим освобождением), приводят к необходимости оптимизации условий лишения свободы, в той мере, в какой срок лишения свободы будет расцениваться преступником как преступление, совершенное путем сознательного эффективного страдания и не приведет к необратимым духовным привычкам, живущим в изоляции от общества, даже среди аналогичных осужденных преступников.
Таким образом, срок лишения свободы, установленный судом, не должен корректироваться – осужденный должен отбывать все свое наказание до окончания срока наказания. В исключительных случаях следует применять систему условно-досрочного освобождения при лишении свободы и изменять основания и условия ее применения (для условно-досрочного освобождения вы должны отбыть не менее трех четвертей срока наказания во всех случаях, должны найти работу и трудоустроиться или выполнять жизнеспособные общественные работы).
ГЛАВА 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Законодательством Республики Беларусь не предусмотрено право осужденного требовать смягчения его наказания при отбывании наказания. В соответствии с частью 1 статьи 187 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь процедура УДО инициируется администрацией исправительного учреждения или органа, в котором осужденный отбывает наказание. Как показывает анализ, в уголовном законодательстве Беларуси подчеркивается доминирующая роль органов, исполняющих наказания, в определении правового статуса осужденных. В этом случае правовая позиция осужденного может быть обозначена как «правовая независимость» [19].
Представленная позиция также находит отражение в научном сообществе, которое обоснованно поднимает проблему правового статуса администрации исправительного учреждения в процессе решения вопроса об условно-досрочном освобождении: когда невозможно повлиять на участие осужденного в исправительный процесс, а также для воздействия на него дисциплинарными методами и независимо от участия последнего в исправительном процессе обязан направить свое ходатайство в суд.
Переходя к спорам о подрыве авторитета администрации исправительного учреждения этими положениями, мы обращаем внимание на следующий факт: наличие наказаний у осужденного также указывает на то, что процесс его психофизической коррекции еще не завершен и нуждается в дальнейшем формировании. Кроме того, кажущаяся неопределенность во времени подачи ходатайства об условно-досрочном освобождении может вызвать у осужденного воображаемое чувство «легкости освобождения».
Так, проведенный опрос осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях Московской и Смоленской областей показывает, что 73% респондентов ожидает положительного решения вопроса при разрешении заявления, даже если у них есть небольшое количество нарушений режима отбывает наказание.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
С научной точки зрения, достаточно большой интерес представляет применение досрочного освобождения от наказания (далее — УДО) для осужденных к пожизненному заключению в Республике Беларусь. Статья 90 УК Республики Беларусь не предусматривает возможность УДО для осужденных к пожизненному заключению. Несмотря на отсутствие в уголовном законодательстве указанной возможности освобождения, для данной категории осужденных, альтернатива освободиться досрочно для них все же существует.
Так, ч. 4 ст. 58 УК Республики Беларусь устанавливает, что в случае отбытия таким лицом либо лицом, которому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, суд может заменить дальнейшее отбывание пожизненного заключения лишением свободы на определенный срок. Данный срок не может превышать пяти лет лишения свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 188 УИК Республики Беларусь представление в суд о замене пожизненного заключения лишением свободы вносится администрацией исправительного учреждения лишь при отсутствии у осужденного в течение трех лет злостных нарушений режима [20].
В соответствии с ч. 4 ст. 58 УК Республики Беларусь при вынесении решения о замене пожизненного заключения на лишение свободы суд должен учитывать:
1) поведение осужденного;
2) состояние его здоровья;
3) его возраст.
Не представляются к замене пожизненного заключения лишением свободы осужденные, совершившие во время отбывания пожизненного заключения новое тяжкое или особо тяжкое преступление. В случае отказа суда в замене осужденному пожизненного заключения на лишение свободы повторное внесение представления может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, обобщив различные взгляды на правовую природу УДО, следует отметить, что мнения ученых разделились на две основные группы, определяющие ее:
1) как элемент системы наказаний, предусматривающий при УДО переход осужденного, к которому оно применяется в другое правовое состояние, но не отменяющий применение карательных инструментов воспитательного воздействия или по-другому говоря, как форма наказания, которую необходимо отбыть осужденному;
2) как вид поощрительной меры в виде освобождения от наказания с освобождением лица, в отношении которого применяется УДО от правоограничений предусмотренных приговором суда.
Изучение мнений различных исследователей показало, что несмотря на, казалось бы, различные точки зрения на правовую природу института УДО, они сходятся в том, что данный институт позволяет оказывать влияние на поведение осужденного посредством поощрения позитивного поведения.
Представляется, что УДО отнесено к виду освобождения от наказания, содержащему стимулирующие нормы, позволяющие регулировать поведение осужденных путем стимулирования законопослушного поведения, путем угрозы отмены УДО при отбывании наказания и после освобождения от наказания, наиболее полно отражающие сущность данного института.
Поэтому суть УДО заключается в досрочном освобождении осужденных как в мере поощрения законопослушного поведения и в активном стремлении к устранению негативных личностных качеств.
Как мы уже упоминали ранее, понятие "досрочное освобождение" законодателями не определено. Все это обусловливает необходимость определения данного определения в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации в виде приложения к главе 12 Уголовного кодекса этих стран.
1. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие. Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. 335 с.
2. Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск. Наука и техника, 1981. 168 с.
3. Боровиков В.Б., Смердов А.А. Уголовное право. Общая часть: учебник для СПО / под ред. В.Б. Боровикова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2016. 213 c.
4. Ефимов М.А. Некоторые вопросы условно-досрочного и досрочного освобождения// Правоведение. 2018. № 1. 84-94.
5. Закон об условном досрочном освобождении с изложением рассуждений, на которых он основан / под.ред. Д.А. Коптева. СПб. 1909. 374 с.
6. Конкина О.В. Институты условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части более мягким видом наказания по действующему уголовному законодательству России: монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. 192 с.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
8. Михайлов К.В. Уголовно-правовой институт освобождения от наказания. М.: Юрлитинформ, 2018. 312 с.
9. Мутасова М.А. Проблема законодательного закрепления принципа справедливости // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 10, № 7. С. 172-183.
10. Осокин Р. Б. О необходимости разработки концептуальных основ противодействия преступлениям против общественной жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3 (95). С. 236-239.
11. Осокин Р.Б. Общественная нравственность как объект регулирования и охраны по российскому законодательству // Труды Тамбовского филиала Московского университета МВД России за 2010 г. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2011. С. 114-116.
12. Пионтковский А.А. Условное освобождение. Уголовно-политическое исследование. Казань, 1900. 317 с.
13. Принципы уголовно-исполнительного права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. 704 с.
14. Рашидов Ш.М. Уголовно-правовые проблемы применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Махачкала: Овчинников, 2009. 284 с.
15. Сизый А.Ф. Поощрительные нормы уголовноисполнительного права как средства формирования правомерного поведения осужденных (проблемы теории и практики): дис. докт. юрид. наук. Рязань: РИПЭ МВД России, 1995. 468 с.
16. Суденко В.Е. Принцип справедливости в уголовном законодательстве // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. № 1. С. 75-82.
17. Ткачевский Ю.М. Избранные труды / Составление А.В. Пашковской; вступительные статьи В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2010. 597 с.
18. Уголовное право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под общ. ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2019. 944 с.
19. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Бела¬русь. - Минск, 2020.
20. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : с изм. и доп. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. Хомич В.М. Совершенствование уголовной ответственности невозможно без оптимизации системы видов наказания // Правосудие и прокурорский надзор в Республике Беларусь: законодательство и практика применения: сб. науч. трудов. Минск: БГУФК, 2010. 484 с.