ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
РАЗДЕЛ 2. НАУЧНАЯ КАРТИНА ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека имеется неотъемлемый дар – разум. Благодаря разуму, человек имеет способность думать, анализировать, подводить итоги. С самых древних времен мыслители искали разгадку тайны феномена человеческого сознания и психики. Путь развития представлений о психике можно разделить на два периода – донаучный и научный. Еще в древности было установлено, что вместе с материальным, объективным, внешним, объективным миром, существуют явления нематериальные, внутренние, субъективные – человеческие чувства, желания, воспоминания. Каждый человек имеет психику. Первые научные представления о психике появились в древнем мире (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они нашли свое отражение в трудах философов, врачей и учителей. Можно условно выделить ряд этапов в развитии научного понимания природы психики и предмета психологии как науки. XVII век стал переломным в развитии взглядов на психику. В советской психологии были установлены методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности.
Психика – явление хорошо известное каждому человеку. Психика – это наше восприятие объектов и явлений внешнего мира, процессов мышления, наших переживаний и желаний. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, находясь в виде замысловатых снов. Однако, пытаясь тем или каким-либо другим образом понять сущность психики, дать ей чёткое определение, сразу же выясняется, что одних лишь внешних понятий недостаточно, чтобы дать ответ на вопрос, что такое психика. Специалистами-психологами давно было замечено, что психика буквально растворяется во всех образах мира и нигде не действует как отдельный субъект, оставаясь по своей природе и строению чем-то таинственным и неопределенным. Эта загадочность порождает большое количество попыток более или менее четко установить и сформулировать сущность психики. Сознание является самым высшим уровнем психической рефлексии человеческой реальности.
РАЗДЕЛ 1. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Психика представляет собой результат взаимодействия мозга с окружающей средой и представляет собой особое свойство высокоорганизованной материи, которая способна субъективно отражать объективную реальность. Это свойство необходимо для того, чтобы ориентироваться и принимать активное взаимодействие с окружающей средой, а человеку – также контролировать свое поведение. Психика это особенная, высшая форма, которая может обозначаться понятием «сознание», но более узкая, по причине того, что психика содержит сферу подсознания и сверхсознания [11, с. 231]. Термин «психика», который используется в философии, психологии и медицине, является достаточно сложным, и ряд его определений только лишь наводит на мысль о том, что ученым трудно однозначно сказать, что это такое. Ученые определенно утверждают, что психика просто не может быть сведена к нервной системе, хотя нервная система действительно является одним из органов психики. Когда деятельность нервной системы нарушается, психика нарушается и страдает. Психика не даётся в готовом виде с рождения и не развивается сама по себе, так же как и человеческая душа не появляется сама по себе, если ребёнок изолирован от людей.
Человеческая психика формируется во время общения и взаимодействия с другими окружающими людьми, в процессе овладения культурой, которая была создана предыдущими поколениями. Все имеющиеся в настоящее время определения психики имеют непосредственную взаимосвязь с внутренним миром человека, его отношением к окружающей среде или внешней среде. Наиболее понятное, простое и самое удачное определение этого сложного термина звучит следующим образом: психика – это субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром.
РАЗДЕЛ 2. НАУЧНАЯ КАРТИНА ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ
Исходя из принципа материального единства мира, сознание является свойством высокоорганизованной материи, поэтому его генезис находится в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку, включая формирование соответствующих органов тела – нервной системы и мозга. Научная картина сознания базировалась на идее о том, что сознание возникает в результате длительной эволюции, основанной на более универсальном свойстве материи – свойстве рефлексии.
Рефлексия являлась универсальным свойством материи, которое заключалось в воспроизведении особенностей, свойств и соотношений отраженного объекта. Отражение является результатом взаимодействия различных систем реального мира, в которых происходит обмен информацией между этими системами. На разных уровнях организации материи характер отражения и содержание отображаемой информации имеют свои особенности.
В неживой природе взаимодействие материальных систем приводит к механической деформации. Передается информация о колебаниях температуры, направления и интенсивности, изменении электромагнитных и звуковых волн, а также других химических и физических сигналов [5, с. 143].
В живой природе формируется отражение информации, при котором сигнал, полученный из внешней среды, активизирует внутреннюю программу, встроенную в материальную систему. Например, растение под воздействием солнечного света тянется к Солнцу. В дикой природе существуют три уровня отражения, которые зависят от сложности объектов и их взаимодействия с окружающей средой: раздражительность, возбудимость и чувствительность, психика.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью включения психологических знаний в процессы уголовного регулирования является обеспечить самое подробное рассмотрение особенностей и условий личности для установления условий и предпосылок уголовной ответственности и ее индивидуализации. Это является самой главной гарантией от предвзятого вменения и несправедливости наказания в результате игнорирования или недостаточного учета личностных характеристик, которые оказывают влияние на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.
Адекватное отражение в понятиях, нормах и институтах уголовного права «фактического содержания» субъективного мира личности является необходимым условием социальной эффективности уголовного законодательства. Еще в начале века Л.И. Петражицкий писал, что именно психология и ее теория мотивации могут дать научно обоснованное решение вопросов урегулирования и оценки индивидуального и массового поведения [15, с. 214].
В послереволюционный период применение психологических знаний в уголовно-правовом регулировании подвергалось длительной критике, юристы были «оторваны» от психологии. И если в 1970-е годы развитие теории судебной психологии как одной из частных теорий правовой психологии начало стремительно развиваться, то утверждение на более глобальном уровне важности общей и правовой психологии для законодательства и правоприменения затянулось. Еще в 1980-е годы вопросы психологического «обеспечения» поднимались, главным образом, в криминологии, уголовном судопроизводстве и исполнении наказаний, но не в развитии уголовного права и его применении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психика это субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром. Психея формируется в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, в процессе овладения культурой, созданной предыдущими поколениями. Все имеющиеся на сегодняшний день определения психики имеют связь с внутренним миром человека, его отношением к окружающей среде или внешней среде.
Сознание – это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с речью, которая заключается в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и созидательной и творческой трансформации действительности, в предварительном мышлении, построении действий и предвосхищении их результатов, в разумной регламентации и самоконтроле поведения человека. Сознание понимается как особое явление или особое качество, возникшее в процессе эволюции; как высший уровень психики.
Сознание – свойство высокоорганизованной материи, поэтому его генезис находится в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку, включая формирование соответствующих органов тела – нервной системы и мозга. Научная картина сознания базировалась на идее о том, что сознание возникает в результате длительной эволюции, основанной на более универсальном свойстве материи – свойстве рефлексии. Научная картина возникновения сознания исследует не только механизм формирования сознания, но и условия и предпосылки его возникновения. Предпосылки возникновения сознания можно разделить на две большие группы: естественную и социальную.
К проблеме взаимодействия уголовного права и правовой психологии в рамках рассматриваемой частной теории психологии уголовной ответственности относится проблема методов исследования.
1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
2. Акопов, Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г.В. Акопов. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 272 с.
3. Бассин, Ф.В. О силе Я и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии. – 1969. – №2. – С. 118-126.
4. Бескова, И.А. Феномен сознания / И.А. Бескова, И.А. Герасимова, И.П. Меркулов. – М., 2010. – 342 с.
5. Браун, Д. Психология Фрейда и постфрейдисты / Д. Браун. – М.: Рефл-бук: Киев: Ваклер, 1997. – 298 с.
6. Гегель, Г. Наука логики / Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М., 1975. – Т. 1. – С.104.
7. Жуков, В.Н. Глубинная психология Г.К. Юнга: государство, политика, власть / В.Н. Жуков // Право и государство: теория и практика. – 2016. – №6. – С. 35-39
8. Жуков, Н.И. Проблема сознания / Н.И. Жуков. – Минск, 1987. – 351 с.
9. Куликов, Л.В. Психология сознания / Сост. и общая реакция Л.В. Куликова – СПб: Питер, 2001. – 480 с.
10. Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций / Л.Е. Лойко. – Минск: Академия МВД, 2011. – 245 с.
11. Нуркова, В.В. Психология: учеб.: Доп. сов. по психологии УМО / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высш. шк., 2008. – 485 с.
12. Патхэм, Х. Философия сознания / Х. Патхэм. – М., 1999. – 238 с.
13. Прохоров, А.О. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. – 2004. – 498 с.
14. Психоанализ и культура: избр. труды Карена Хорни и Эриха Фромма. – М.: Юристь, 1995. – 623 с.
15. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 672 с.
16. Райл, Г. Понятие сознания / Г. Райл. – М., 2000. – 176 с.
17. Соколова, Е.Е. Введение в психологию: учебник для студ. высш. учеб. заведений // Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
18. Фихте, И. Факты сознания по отношению к теоретической способности / Назначение человека. Наукоучение: Пер. с нем. – Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. – С.11.
19. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990. – 465 с.
20. Щербатых, Ю.В. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов / Ю.В. Щербатых, А.Н. Мосина. – Казань, 2008. – 198 с.
21. Юнг, К. Структура психики и процесс индивидуализации / К. Юнг. – М., 1996. – 287 с.