ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
РАЗДЕЛ 2. МАРГИНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРИЧИНЫ, ПРИЗНАКИ, ДИНАМИКА
РАЗДЕЛ 3. МАРГИНАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что на настоящее время в развитии общества маргинальная концепция становится одной из признаваемых теоретических исследовательских моделей, использующихся в таких направлениях развития отечественной социологии, которые наиболее значимы для исследования социальной динамики, социальной системы, социальных процессов. Анализ современного общества с точки зрения теории маргинальности приводит к довольно интересным наблюдениям и выводам.
Всегда и во всех странах люди, по разным причинам выпавшие из социальных систем, отличались повышенной мобильностью и заселяли окраины какого-либо участка и поэтому в основном явление маргинальности сильно выражено на окраинах государств, несмотря на то, что оно захватило общество целиком.
Поскольку проблематика маргинальности до конца не изучена, дискуссионная, то её дальнейшее изучение актуально и для развития самой науки.
Таким образом, маргинальная концепция в нестоящее время является востребованной теоретической моделью для анализа состояния российского общества и может сыграть огромную роль в исследовании его социальной системы.
В отечественной науке и по сей день феномен маргинальности изучается с точки зрения различных подходов. К примеру, в социологии проблема маргинальности большинством авторов трактуется с точки зрения трансформации социально-экономической структуры и социальной системы общества, в рамках стратификационной модели социальной системы. В таком ключе исследуют проблему З. Голенкова, А. Заворин, С. Кагермазова, З. Галимуллина, И. Попова, Н. Фролова, С. Краснодемская.
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Социальная структура общества - это группа взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и группировок, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все части социальной системы взаимодействуют как цельный социальный организм. Для того, чтобы более наглядно презентовать всю сложность и неоднородность социальной системы, ее условно можно разбить на две подгруппы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества [2].
Социальный состав общества - это группа взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и личностей, которые образуют конкретное общество. Каждая социальная общность занимает конкретное место, определенную позицию в социальной системе. Одни социальные общности занимают более хорошие места, а другие — менее выгодные. Помимо этого, в самой социальной общности отдельные социальные группы (отдельные личности) также занимают различные социальные места и имеют разные социальные статусы.
Институциональная система общества - это совокупность взаимодействующих социальных институтов, которые обеспечивают достаточно устойчивые формы организации и управления обществом. Каждый институт/группа институтов следят за отношениями в какой-либо сфере общества, к примеру политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в сфере политики, а экономические - в сфере экономики [2].
Институциональную структуру общества можно рассмотреть в виде матрицы, ячейки (институты, статусы), в которой вносятся изменения определенными людьми из каких-либо социальных групп и общностей. В конечном итоге, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную систему. При этом определенные люди могут занимать и освобождать те или другие ячейки (статусы), а сама матрица (система) обладает относительной устойчивостью [3].
РАЗДЕЛ 2. МАРГИНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРИЧИНЫ, ПРИЗНАКИ, ДИНАМИКА
Маргинализация — это процесс вытеснения личностей или цельных социальных группировок за пределы функционирующей общественной системы в итоге социальных или иных изменений [6].
В белорусской отечественной социологии при анализирования процесса маргинализации в значительно большей степени рассматриваются негативные проявления. С одной стороны, это обусловлено риском социальной дисфункции, которую необходимо проходить в первую очередь. Но исследование и «позитивного» потенциала маргинализации является очень важным.
Понятие «маргинальный» обозначает «пограничный», вынесенный на границу знакомого мира, которое выходит за меры привычной социальной системы. Такое наибольшее, критическое положение в социальной системе не всегда является отрицательным, социально рисковым, разрушающим, хотя в общественном сознании понятие «маргинал» вызывает чрезвычайно отрицательные ассоциации — с людьми без места жительства, алкоголиками, безработными и прочее. Несмотря на то, что за таким предвзятым отношением и стоит риск перед «чужаками», являющийся спутником человеческих групп испокон веков, хотелось бы попытаться поменять этот стандарт.
Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни.
РАЗДЕЛ 3. МАРГИНАЛЬНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Исследование проблемы маргинальности имеет достаточно давнюю традицию, историю и ее можно охарактеризовать существованием множества подходов. Родоначальниками маргинальной идеи считаются американские социологи Р. Парк и Э. Стоунквист, помимо них сами процессы маргинализации разбирались и ранее в работах Г. Зиммеля, К. Маркса, Э. Дюркгейма, В. Тэрнера. К примеру, Карл Маркс представил механизм формирования избыточной рабочей силы в капиталистическом обществе и образования деклассированных слоев. А Г. Зиммель рассматривал в своих проектах итоги взаимодействия двух культур и охарактеризовал социальный вид чужака. Э. Дюркгейм рассматривал неустойчивость и разноречивость ценностно-нормативных установок личности в контексте общественной структуры норм и правил. Данные авторы не выделяли маргинальность как отдельную специфическую социологическую структуру, но ученые детально описывали социальные процессы, итогом которых является состояние маргинальности.
В современной зарубежной социологии представлены два главных подхода к пониманию феномена маргинальности.
В социологии Америки проблема маргинальности характеризуется с позиции культурного подхода, в котором она определяется как состояние индивидов или сообществ людей, которые поставлены на грань двух культур, участвующих во взаимосвязи этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них [15]. Назовем таких представителей: Р. Парк, Э. Стоунквист, А. Антоновски, М. Голдберг, Д. Головенски, Н. Дики-Кларк, А. Керкхофф, И. Краусс, Дж. Манчини, Р. Мертон, Е. Хьюз, Т. Шибутани, Т. Уиттерманс [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие современного белорусского общества несомненно вызывает вопросы о характере изменений, которые оно проходит. Масштабность этих трансформаций оказывает огромное влияние на социальную систему Беларуси. Перестройка элементов этой системы, установление или потеря взаимосвязей между ними, итоги преобразований в экономической сфере, политике, отношениях между разными социальными группами вызывают не только научный интерес, но и становятся судьбоносными для белорусского общества[13].
Размываются и уходят этнические разграничения, происходит деформация культурной сферы, в последствие чего рождается маргинальный человек, который принадлежит одновременно двум культурам и не в то же время целиком ни той, ни другой. Настоящее общество находится в "переходном" положении. Анализирование феномена маргинальности как общественного явления переходного периода является особенно актуальным для Республики Беларусь.
Маргинализация считается очень масштабным явлением, с одной стороны, приводящим к негативным последствиям для огромных масс людей, которые потеряли прежний статус и уровень жизнедеятельности, с другой, источником формирования новых отношений [15].
Таким образом, при определении потенциала и направлений будущего политического развития Республики Беларусь становится актуальной необходимость комплексного анализа влияния причин и видов маргинализации на политическую жизнь общественности. Такого рода исследования приобретают масштабную значимость для участников процесса политики, наделенных правом осознанно принимать решения и тем самым напрямую влияющих на жизнь белорусского общества.
1. Бек У. Космополитическо общество и его враги // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. VI, вып. 1. С. 24-53.
2. Галкин А.А. На изломах социальной структуры. М., 2019.
3. Голенкова З. Т., Игитхаян Е.Д., Голенкова З. Т. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 75-85.
4. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социол. исслед. 2017. № 9.
5. Гусев А. Маргинализация и космополитизм: взгляды современных теоретиков на социальные последствия интенсификации пространственных перемещений // Социологическое обозрение. 2018. Т. 8. № 2. С. 72-79.
6. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал.2016. № 2 С. 172-175.
7. Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2016. № 3. С. 167-176.
8. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М.,2017.
9. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоритические аспекты исследования) // Социол. исслед. 2016.№7.
9. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социол. исслед. 2015. № 4.
10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2016. 405 с.
11. Стариков Е.Н. Адаптанты // Восток. 2007, июнь. № 1(42).
12. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта // Личность. Культура. Общество. 2016. Т. 8, вып. 1. С. 9-36.
13. Сергеева О.А. Роль этнокультурной и социокультурной маргинальности в трансформации цивилизационных систем // Общественные науки и современность. 2017. № 5. С. 104-114.
14. Черепанова И.Ю. Демистификация харизмы // Элитариум. 2016. 14 апреля. ЦКЬ: http://www.elitarium.ru/2005/06/22/2005/04/14/de mistifikacija_kharizmy.html
15. Шютц А. Чужак: социально-психологический очерк // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2019. № 3. С. 177-193.