ВВЕДЕНИЕ
Правоприменительная практика убедительно показывает, что гражданин, освобожденный из мест лишения свободы (далее – МЛС) оказывается, зачастую, «один на один» с широким спектром социально-бытовых проблем, которые он сам не может решить без поддержки органов государственной власти, местного управления и самоуправления.
Никакая стратегия предупреждения преступности не будет полной безэффективных мер, которые должны быть направлены на решение проблемы социальной адаптации таких осужденных. Как следствие, в 2019 г. в Республике Беларусь уровень уголовно-правового рецидива составил более 47 %, а криминологический рецидив превысил отметку 50 %.
В структуре рецидива порядка 50 % относится к пенитенциарному рецидиву, то есть лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы и имеющих судимость на момент совершения повторного преступления (среди досрочно освобожденных – каждый четвертый вновь совершил уголовно наказуемое преступление в течение года с момента освобождения, то есть имел степень исправления «доказавший свое исправление»). Это очевидная проблема для многих государств.
Она и вынудила мировое сообщество к серьезному переосмыслению значимости лишения свободы как самой жесткой карательной реакции на преступление в контексте общей стратегии предупреждения преступности, особенно учитывая огромные социальные издержки, которые идут на финансирование пенитенциарной системы, и ее негативное влияние на распространение криминальной субкультуры.
Поэтому во многих странах начиная с 80-х гг. 19 века предпринимаются и реализуются (в разных формах и в разной степени) программы социальной адаптации (реинтеграции) осужденных, побывавших в местах лишения свободы.
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОСВОБОЖДЕННЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Разрешению вопросов интеграции в общество лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы условно-досрочно, придается особое значение со стороны не только ученых, но и практических работников правоохранительных органов, вовлеченных в указанную сферу. Результаты проведенного представителями управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Республики Беларусь масштабного анкетирования в исправительных учреждениях лиц, имеющих две и более судимости, показали, что в большинстве случаев рецидива можно было бы избежать при условии успешной интеграции в общество осужденных после первого освобождения.
Общие начала правового регулирования интеграции в общество лиц, освобождающихся от наказания (в том числе и условно-досрочно), изложены в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (далее – УИК), где одной из задач (ч. 1 ст. 2) выступает социальная адаптация осужденных в процессе отбывания наказания [32].
Вопросам реализации указанной задачи посвящена гл. 26, устанавливающая перечень мероприятий, которые должны быть выполнены при освобождении осужденного от наказания. Вместе с этим суд при принятии решения об освобождении от наказания условно-досрочно должен установить планы относительно будущего поведения осужденного.
Это положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 марта 2009 г. № 1 «О назначении судами наказания в виде лишения свободы», где в п. 9 указано, что суды при рассмотрении представлений администрации исправительных учреждений должны помимо оценки степени исправления осужденного выяснить его социальные установки, которые свидетельствуют о готовности последнего вести правопослушный образ жизни после освобождения. Анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также судебной практики Республики Беларусь показывает, что в правоприменительной сфере остается ряд вопросов, требующих дополнительного научного осмысления в части реализации в постпенитенциарный период социальных установок осужденного, которые он излагает суду, а также в координации деятельности уполномоченных должностных лиц и организаций, вовлеченных в социально-адаптационные мероприятия [29].
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И СПЕЦИФИКА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОСВОБОЖДЕННЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Говоря о целях наказания в уголовном законодательстве Республики Беларусь, необходимо отметить, что оно содержит положения, схожие с целями наказания, содержащимися в уголовном законодательстве Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит в ч. 2 ст. 43 УК РФ следующие цели наказания:
1) восстановление социальной справедливости;
2) исправление осужденного и
3) предупреждение совершения новых преступлений. В отличие от УК РФ Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь) также содержит цели наказания, которые опосредуются через цели уголовной ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 44 УК Республики Беларусь уголовная ответственность имеет целью исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами [12, с. 322].
Помимо этого, в соответствии с ч. 3 ст. 44 УК Республики Беларусь уголовная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости. В соответствии со ст. 46 УК Республики Беларусь одной из форм реализации уголовной ответственности выступает применение назначенного наказания, в результате чего цели уголовной ответственности выступают целями наказания. При этом, цели наказания содержатся также в ч. 1 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК Республики Беларусь) [32].
Указанные факты свидетельствуют о том, что уголовное законодательство России и Беларуси имеет схожие цели. В последнее время научным сообществом и практическими работниками правоохранительных органов поднимается вопрос о недостаточной эффективности исполнения наказаний, назначенных по приговору суда, и необходимости пересмотра действующего порядка его реализации.
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОСВОБОЖДЕННЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
При анализе проблем социальной адаптации осужденных основное внимание уделяется управлению компонентами социальной адаптации (реинтеграции) осужденных с учетом существующей инфраструктуры учреждений и учреждений, участвующих в этом процессе, а также ограниченных ресурсов, вложенных в программное обеспечение мер адаптации осужденных.
В законе исключена функция социальной адаптации осужденных как основного элемента профилактики и предупреждения рецидивов из сферы их правового регулирования. В принципе, положения данного закона верны, поскольку социальная адаптация осужденных к отбыванию наказания должна рассматриваться как часть системы уголовного правосудия, сформированной и реализуемой в рамках уголовно-административных правоотношений [38, с. 64].
Правовой основой социальной адаптации осужденных должен быть специальный закон, объединяющий систему институтов и социальных групп в едином виде, а также меры, процедуры и меры социально-адаптивного характера в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде уголовного правосудия. Социальная адаптация – это процесс социальной и психологической интеграции человека в социальную среду.
В области предупреждения преступности и уголовного правосудия термин относится к различным формам воздействия и программам, предназначенным для осужденных, чтобы предотвратить их повторное совершение преступления или уменьшить вероятность такого поведения.
Таким образом, отделы судебной системы работают с социальными группами, неправительственными организациями, учебными заведениями, общинами и семьями осужденных, чтобы поддержать их успешную интеграцию в общество, поскольку они могут совершить преступление после освобождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под ресоциализацией необходимо понимать двухступенчатый процесс, разделенный на две стадии, где в качестве первой стадии выступает цель – исправление осужденного, которая протекает в период отбывания осужденным наказания, а в качестве цели второй стадии – социальная адаптация лица, которая преимущественно реализуется после освобождения от наказания и под которой необходимо понимать совокупность мер, создающих условия для ведения правопослушного образа жизни осужденного после освобождения от наказания».
Реализация социально-адаптационных мероприятий позволит создать условия для наиболее эффективной интеграции в социум лица, которое освободилось от наказания. Из этого вытекает, что обе стадии ресоциализации друг от друга зависят. Сказанное требует закрепления в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве понятия и алгоритма реализации ресоциализационных мероприятий.
В уголовном законодательстве Республики Беларусь императивных норм об интеграции осужденных после отбытия наказания не закреплено, в связи с чем предлагается рассмотреть решение указанной проблемы следующими способами:
1) В качестве первоначального шага, служащего отправной точкой для формирования полноценного института ресоциализации лиц, совершивших преступления, необходимо внести в УК Республики Беларусь следующие изменения: в ч. 2 ст. 44 слово «исправление» заменить словами «ресоциализацию (исправление и социальную адаптацию)».
2) В названии статьи, а также в ч. 1 ст. 7 УИК Республики Беларусь слово «исправление» заменить словами «ресоциализацию (исправление и социальную адаптацию)».
1. Бажанов О.И. Состояние преступности в Республике Беларусь и проблемы совершенствования уголовной политики // Юстыцыя Беларусi. - 2012. - №6. - С. 15.
2. Байдуж, Р.В. Ресоциализация осужденных: проблемы теории и практики / Р.В. Байдуж // Вестн. Владим. юрид. ин-та. – 2008. – № 4. – С. 276–279.
3. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л.: ЛГУ, 1986. - 223 с.
4. Бочаров, В. М. Уголовно-исполнительные и криминологические аспекты социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений : автореф. канд. юрид. наук. – Краснодар, 2001. – 25 с.
5. Бриллиантов, А. В. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы в целях дифференциации условий отбывания наказания / А. В. Бриллиантов, А.Ф. Сизого – М., 2015. – 730 с.
6. Бурый В. Е. Законодательные пробелы в вопросе социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы / В. Е. Бурый // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь, 2011. – № 2. – С. 105.
7. Бурый, В. Е. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы : дис. канд. юрид. наук. – Минск, 2010. – 265 л.
8. Ганина, Н. И. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 101-102.
9. Горлач, Т. Освободить и помочь: актуальные проблемы уголовно-исполнительного права // На страже. – 2019. – 723 с.
10. Горлач, Т. Рецидив лечится участием / Т. Горлач // На страже. – 2019. – 18 янв. – С. 44
11. Гришко А. Я. Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права // Общество и право. 2014. № 4(50). С. 334–338.
12. Данилова И. Ю. Законность и противоречия // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Т. 2. – 887 с.
13. Евтушенко, И. И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация : монография. – Волгоград, 2005. – 174 с.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь. /Ред. Барков А.В. - Мн., 2013. – 781 с.
15. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
16. Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения в Республике Беларусь: утвержденная указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2010 г.: текст по состоянию на 16.04.2013 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь.
17. Коробова И.Н., Давыдова И.А. Гуманизм как принцип уголовно-исполнительного законодательства // Юридическая мысль. – 2017. - № 5 (103). – С. 69.
18. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. Режим доступа : http://xn--h1akkl.xnp1ai/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20harka%20UIS
19. Кузнецов, М., Казанцев, В. Социальная деятельность как важнейшая задача пенитенциарной системы / М. Кузнецов, В. Казанцев // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2018. – № 6. – С. 32–36.
20. Лукашов А.И., Саркисова Э.А. Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнительный анализ и комментарий. Мн. 2000 г.
21. Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия органов по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров социального обслуживания населения, территориальных органов внутренних дел и администрацией исправительных учреждений по трудовой и социальной реабилитации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы: утв. совместным постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь, М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 30.03.2012, № 47/93 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
22. Орлов, В. Н. Основы криминологического права : учебник / В. Н. Орлов ; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА); журнал «Российский криминологический взгляд». – М.: Криминологическая библиотека; Ставрополь : АГРУСС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2016. – 668 с.
23. Правонарушение в Республике Беларусь: статистический сборник/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь; ред. И. В. Медведева [и др.]. – Минск: Белстат, 2019. – 506 с.
24. Примаченок, А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: С учётом изменений и дополнений, внесённых в УК по состоянию на 1 марта 2008 Года / А.А. Примаченок. – 6-е издание, дополненное. – Минск: Молодёжное, 2008. – 150 с.
25. Принципы уголовно-исполнительного права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. 704 с.
26. Репьева А. М. Роль общеправовых принципов в системе принципов уголовно-исполнительного права // Вестник Кузбасского института. 2018. № 3(36). С. 87–94.
27. Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество осужденных : монография / под. ред. д-ра юрид. наук, проф. Т. В. Кленовой. – М.: Юрлитинформ, 2019. – 432 с.
28. Республика Беларусь: ресоциализация заключенных и освобожденных из мест лишения свободы (Пособие для тех, кому важны права человека в местах лишения свободы) // Сайт публичного учреждения «Белорусский документационный центр». – URL: https://bydc.info/edition/920-respublika-belarus-resotsializatsiya-zaklyuchennykhi-osvobozhdennykh
29. Социальная адаптация осужденных: проблемы, возможности, приоритеты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov. by/ru/main.aspx?guid=308923.
30. Ткачевский Ю.М. Избранные труды / Составление А.В. Пашковской; вступительные статьи В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2010. 597 с.
31. Уголовное право. Общая часть. Учебник / Н.А. Бабий и др., ред. В.М. Хомич - Мн 2002 г. – 899 с.
32. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: 11.01.2000, № 365-З: принят Палатой представителей 14.12.1999: одобр. Советом Респ. 22.12.1999 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
33. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : Одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : с изм. и доп. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
34. Усманов, И. М. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы по законодательству России и практика его применения в Татарстане : дис. канд. юрид. наук. – Казань, 2014. – 215 с.
35. Хомич В.М. На пути формирования эффективной уголовной политики // Судовы веснiк. - 2011 - №4. - С. 53.
36. Хомич, В. М. К вопросу о состоянии и совершенствовании правового регулирования социальной адаптации лиц, отбывших наказание ввиде лишения свободы / В. М. Хомич // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции: сб. науч. тр.: редкол.: В. М. Хомич [и др.] ; Науч.-практ. центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Респ. Беларусь. – Минск: БГУФК, 2015. – Вып. 8. – С. 19.
37. Шабаль, В. С. Правовое обеспечения реализации средств исправления осужденных к лишению свободы: теория и практика : дис. канд. юрид. наук. – Минск, 2017. – 278 л.
38. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительная система Республики Беларусь: история и современность: монография / А.В. Шарков. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2010. – 323 с.
39. Шелестюков В. Н. Принципы уголовно-исполнительного права // Бизнес в законе. 2010. № 5. С. 89–91.
40. Шмаров, И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. Проблема социальной адаптации. (ч. 2) – М.: Юрид. лит., 1977. – 287 с.