ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В УКРАИНЕ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конец XX - начало XXI века характеризуется многими яркими событиями политического, исторического, правового характера. Одно из них - формирование Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) после распада СССР.
Постсоветское пространство, объединенное в рамках Содружества, демонстрирует тенденцию присоединения политико-правовой культуры стран к мировым ценностям. В то же время развитие национального права, каждого из его компонентов отражает общие и специфические особенности отдельных законов, предопределенные всем процессом исторического развития каждого государства-участника.
Наиболее характерными способами такого взаимодействия являются общее и особое влияние, оказываемое на формирование их государственно-правовой системы, в частности на формирование и развитие уголовно-исполнительного права, одной из основных юридических наук.
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что сложившаяся ситуация в сфере законодательного регулирования Республики Беларусь, её реформирование неизбежно вызывает интерес к опыту других стран (в первую очередь, ближайших соседей), их сопоставлению. Принимая во внимание, опыт друг друга, особенно при анализе их специфики, можно использовать модели отраслевых правовых систем, которые имеют положительный результат и, наоборот, избегать тех моделей отраслевых правовых систем, которые оказались безрезультатными.
Бесспорно, следует делать как положительные, так и отрицательные выводы с учетом конкретных исторических обстоятельств каждой страны. Задача возможного создания уголовно-исполнительного законодательства государств-участников СНГ, его унификация невозможна только путем заимствования образцов друг у друга.
1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Одной из наиболее сложных проблем в теории уголовного права и в правоохранительной деятельности является совершенствование системы уголовных наказаний в современной России. Такого рода положение в действующем уголовном законодательстве обусловлено, прежде всего, изменившимися политическими и экономическими реалиями в жизни страны, а также карательной политикой государства в отношении лиц, осуждённых за совершение различных преступлений [13, с.86].
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) 1996 г. законодатель избрал принцип построения системы наказаний от менее строго к более строгому.
В настоящее время ст. 44 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:
а) штраф;
б) лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
з) ограничение свободы;
з1) принудительные работы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определённый срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь [25, ст.44].
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В УКРАИНЕ
Достижение цели наказания, предусмотренной частью 2 статьи 50 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины), напрямую связано с оказанием на осужденного эффективного воздействия в процессе исполнения (отбывания) наказания в соответствии с приговором суда, в связи с чем, УК Украины предусматривает определенный перечень наказаний, которые могут быть применены к лицу, совершившему преступление, с учетом его личности, характера и степени опасности совершения преступления, иных обстоятельств дела [3, с.94].
В то же время наказания, предусмотренное УК Украины, не являются беспорядочным набором принудительных мер, а формируют полноценную единую систему, которая включает в себя наиболее эффективные и подходящие меры уголовно-правовые средства воздействия на нарушителя.
Признаки данной системы:
1) различные ее составляющие (виды наказания). Система включает в себя наиболее эффективные наказания, позволяющие, по мнению законодателя, достичь поставленных целей, предусмотренных частью 2 статьи 50 УК Украины. Все наказания взаимозависимы, а правильное применение позволяет эффективно воздействовать на виновного [26, с.14].
В этой связи в системе не существует чрезмерно жестоких наказаний, которые причиняют особый вред человеческому достоинству, а также чрезмерно снисходительных наказаний, которые не оказывают должного влияния на лицо, чтобы исправить его и предотвратить совершение новых преступлений не только им, но и другими. Восстановление социальной справедливости как одной из целей наказания, ч. 2 ст. 50 УК Украины не предусмотрено;
2) исчерпывающая определенность в наказаниях и их обязательности для суда. Это означает, что суд не имеет права назначать наказание, не включенное в систему, и не имеет права выходить за рамки, предусмотренные санкциями статей Особенной части УК [6, с.48].
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Нами были рассмотрены системы уголовным наказаний, действующих в Российской Федерации и Украине, которые имеют свои особенности, в том числе при проведении сравнительного анализа данных систем с системой уголовных наказаний в Республике Беларусь. Так, рассмотрим некоторые перспективы внедрения норм российского и украинского уголовно-исполнительного законодательства в Республику Беларусь.
1. Штраф.
Во-первых, располагая виды наказаний в системе наказаний по возрастанию степени суровости, украинский законодатель поставил штраф на первое место (тем самым определив его наиболее мягким), а белорусский — на второе (считая его более суровым, чем общественные работы). Такое различие в расположении штрафа в системах наказаний влечёт за собой различные правила его назначения судами.
Так, назначая основное наказание в пределах санкции статьи Особенной части УК Украины, украинский суд может назначить штраф, не обсуждая вопрос о возможности назначения иного вида наказания, белорусский же — только если не сочтёт возможным назначить предусмотренные в санкции общественные работы.
В-третьих, следует обратить внимание на существенное различие наших законодательств в определении минимальных и максимальных размеров штрафа в соответствующих статьях Общих частей Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь) и УК Украины [5, с.55].
Так, в Республике Беларусь императивно установлены общий (от 30 до 1 000 БВ) и специальный (за преступления против порядка осуществления экономической деятельности и против интересов службы — от 300 до 5 000 БВ) минимальный и максимальный размеры этого наказания [24, ст.50]. В то же время статья 53 УК Украины не только устанавливает минимальные и максимальные пределы штрафа (от 30 до 50 000 НМДГ, независимо от характера общественной опасности преступления) [9], но и допускает возможность установления в санкции статьи Особенной части более высокой суммы штрафа, а также назначение в отдельных случаях данного вида наказания с превышением максимального размера санкции [18, с.123].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Постсоветское пространство, объединенное в рамках Содружества, демонстрирует тенденцию присоединения политико-правовой культуры стран к мировым ценностям. Наиболее характерными способами такого взаимодействия являются общее и особое влияние, оказываемое на формирование их государственно-правовой системы, в частности на формирование и развитие уголовно-исполнительного права, одной из основных юридических наук.
Особенности исполнения наказания в виде штрафа в Российской Федерации, которое применяется в качестве наказания за преступление, обусловлены необходимостью совмещать правила исполнительного производства с общими началами назначения и исполнения уголовного наказания.
Несмотря на наличие схожей системы уголовных наказаний в Республике Беларусь и Российской Федерации, в России система более развита и эффективна, о чем свидетельствуют большее количество наказаний, постоянно вносимые изменения и дополнения, которые направлены на совершенствование действующей системы исполнения уголовных наказаний.
Система наказаний, предусмотренная статьей 51 УК Украины, не может считаться совершенной, как с теоретической точки зрения, так и с практической точки зрения, с точки зрения сложности исполнения определенных видов наказаний. В связи с отсутствием материально-технической базы для исполнения арестов и исправительных работ, на наш взгляд, необходимо исключить их из перечня наказаний или приостановить их исполнение. Кроме того, на наш взгляд, необходимо отменить все виды наказаний военнослужащих, конфискацию имущества и исправительные работы, а также установить логику всей системы наказаний.
1 Арямов, А.А. Методология назначения наказания по уголовному законодательству Российской Федерации / А.А.Арямов. – СПб.:Питер, 2012. – 312 с.
2 Бугаєв, В.О. Військові злочини і покарання: автореф. дис. канд. юрид. наук / В.О. Бугаєв. - Одесса, 2012. – 346 с.
3 Грищук, В.К. Кримінальне право України. Загальна частина / В.К.Грищук. - Київ, 2014. – 457 с.
4 Грушин, Ф. В. Уголовное наказание в виде принудительных работ: монография / Ф.В.Грушин. - Рязань, 2015. - 79 с.
5 Гуров, С. О практике назначения судами уголовного наказания в виде штрафа, а также рассмотрения уголовных дел об уклонении от уплаты штрафа (по материалам обзоров) / С. Гуров, Л. Дулько // Судовы весн. — 2013. — № 1. — С. 54—62.
6 Денисова, Т.А. Покарання та його мета / Т.А.Денисова // Науковий вісник Дніпропетровського державного університету внутрішніх справ. - 2013. - № 3 (29). – С.45-52.
7 Зубарев, С.М. Уголовно-исполнительное право / С.М.Зубарев. - М.: Высш. образование, 2013. - 173 с.
8 Корниенко, Г.А. Уголовно-исполнительное право (особенная часть): учебник / Г. А. Корниенко. - Рязань, 2016. - 822 с.
9 Кримінальний кодекс України от 5 апреля 2001 года № 2341-III: зі змін. та доп. за станом на 17.10.2019 г. [Электронний ресурс] // Верховна Рада України. Відділ баз даних нормативно-правової інформації.— Режим доступа: https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/2341-14.
10 Кропачев, Н.М. Уголовное право России: общая часть: учеб. / Н.М. Кропачев, Б.В. Волженкин, В.В. Орехов. – СПб.: Изд. Дом, 2016. – 762 с.
11 Кругликов, Л. Л., Лапшин, В. Ф. О последствиях включения категории «уголовный проступок» в российский уголовный закон / Л.Л. Кругликов, В.Ф. Лапшин // Уголовное право. - 2017. - № 4. - С. 80–84.
12 Малинин, В.Б. Энциклопедия уголовного права. Уголовная ответственность и наказание / В.Б. Малинин. - Т.8. – СПб: ГКА, 2007. – 540 с.
13 Милюков, С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа / С.Ф.Милюков. – СПб.: ИВЭСЭП, 2010. – 465 с.
14 Михлин, А.С. Смертная казнь / А.С.Михлин // Энциклопедия уголовного права. - Т.8.- 2017. - №14. – С. 72-75.
15 Наумов, А.В. Уголовное право. Общая часть: курс лекций / А.В.Наумов. – М.: Норма, 2016. – 732 с.
16 Непомнящая, Т.В. Система наказаний: истоки, реалии, перспективы совершенствования / Т.В. Непомнящая // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: материалы VI рос. конгресса уголовного права (26–27 мая 2016 г.). – М., 2016. – С. 163-169.
17 Об исполнительном производстве: федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 [Электронный ресурс]: в ред. от 26.07.2019 г. // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/.
18 Попрас, В. О. Штраф як вид покарання за кримінальним правом України : монографiя / В. О. Попрас. — Харків : Право, 2019. — 221 c.
19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2017 г. № 42 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=517495#06897106803745292.
20 Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. [Электронный ресурс]: в ред. от 9 января 2019 г. // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://etalonline.by/document/?regnum=HK0000365.
21 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс]: в ред. 26.07.2019 г. // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/.
22 Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 года № 1129-IV [Электронный ресурс]: в ред. от 02.10.2018 г. // Законодательство Украины. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30418034.
23 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167 [Электронный ресурс]: в ред. от 28 октября 2019 г. // Законодательство Казахстана. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575252.
24 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З [Электронный ресурс]: в ред. от 11 ноября 2019 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275.
25 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ: в ред. от 04.11.2019 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
26 Черненок, М.П. Проблеми теорії і практики виконання майнових покарань: автореф. дис. канд. юрид. нау / М.П.Черненок. - Х., 2014. – 28 с.