ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПЕРСОНАЛИЗМ: ИСТОРИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ
РАЗДЕЛ 2 УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ПЕРСОНАЛИЗМЕ
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Персонализм – философия личностная. В широком смысле персонализм – целый огромный пласт философии и культуры, в центре внимания которого личность, человек. В таком широком понимании персонализм представляет собой этико-гуманистическую традицию европейской философии в целом.
Собственно же персонализм в философии XX в. объединяет ряд мыслителей, который чаще всего тематизируется регионально – русский, французский, немецкий персонализм. Таким образом, понятие персонализм употребляется, по существу, в двух смыслах. Во-первых, в очень широком смысле как персоналистическая тенденция в философии и культуре вообще, во-вторых, в более узком смысле, этим понятием обозначаются довольно многообразные направления в философии XX в. Тем не менее при всей сложности этого духовного образования, в нем можно попытаться усмотреть типические черты, которые позволяют относить того или иного мыслителя к философии персонализма. Мы будем в своем анализе опираться на идеи французского персонализма (Э. Мунье и движение, консолидировавшееся вокруг журнала «Esprit») и русского персонализма (Н. Бердяев, Н. Лосский).
Персонализм исходит из тезиса о том, что личность представляет собой первичную реальность, нечто уникальное, неповторимое в природном мире. По мнению персоналистов, человек – своеобразный разрыв в цепи причинно-следственных связей и отношений, которым подчиняется мир природы.
Эта инаковость человека проявляется в его свободе, на основе которой возможно творчество человека, созидаются новые уникальные материальные и духовные ценности, происходит порождение нового, ранее не бывшего.
Итак, объектом исследования выступает философская традиция персонализма, сложившаяся в XX в.
Предметом исследования выступает учение о личности и социокультурной активности человека.
РАЗДЕЛ 1 ПЕРСОНАЛИЗМ: ИСТОРИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Немецкий теолог и философ Фридрих Шлейермахер первым использовал в 1799 г. термин «персонализм». В 1830 г. Джон Генри Ньюмен, тогда еще англиканский священник, а чуть позже католический кардинал, упомянул в одной из своих проповедей, произнесенной в Оксфордском университете, «метод персонификации». Его коллега из Кембриджского университета Джон Грот называл свой метафизический подход «персонализмом». Постепенно повсюду в Европе развивалась традиция персонализма: в Германии – благодаря трудам Макса Шелера, во Франции – Шарля Ренувье, а чуть позже – Эмманюэля Мунье, Габриеля Марселя и Жака Маритена, Поля Рикёра, а также Эмманюэля Левинаса [5, с. 24]..
Несмотря на то, что все эти методы уникальны, центром каждого из них является человек. Человек – это не только абсолютно самостоятельная сущность, но и как личность, заключенная в единых отношениях. Человек как сосед, как человек, имеющий права и обязанности. Человек умеет быть равнодушным к другим, но призван служить ближнему, тем самым развивая себя; ценит свою свободу и потому ставит свободу на первое место.
Человек – это не миллион, деленный на миллион результатов. Каждый человек уникален. В христианском индивидуализме он-дитя Бога, и нет ничего более драгоценного, чем дитя. Мы дорожим своей свободой больше, чем отец. Но должны ли мы быть свободными от Свободы? Если мы уверены, что наши действия и действия ничем не связаны, мы можем даже согласиться потерять наши политические, социальные и экономические свободы взамен. Единственная опасность заключается в том, что, поскольку личная свобода ослеплена, мы не можем полностью осознать, что без фундаментальной свободы мы также потеряем личную свободу. Эгоизм приносит конец демократии.
РАЗДЕЛ 2 УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ В ПЕРСОНАЛИЗМЕ
С точки зрения Шелера, личность не может идентифицироваться не только с «душой», но и с «Я». Она — центр актов, где всякий акт манифестирует целостность, которая выступает как единство психических актов, в то время как «Я» узнает себя только в противопоставлении (т. е. в раздвоенности) «Я и Ты», «Я и внешний мир», «психическое — физическое».
Как Шелер формулирует основной ориентир духовного развития человека? Основным определением «духовного существа» является, по его мнению, «экзистенциальная не связанность», свобода, отрешенность его — или его центра существования — от принуждения, от давления, от зависимости от органического, от «жизни» и ото всего, что относится к жизни, т. е. в том числе и от его собственного, связанного с влечениями, интеллекта. Такое «духовное существо» больше не привязано к влечениям и окружающему миру, но «свободно от окружающего мира» и, как мы будем это называть, «открыто миру». У такого существа есть мир [4, с. 27].
Позже в своей работе Шеллер придает большое значение критическому: он пишет, что позиция Маркса заключается в том, что нет идеи интереса и страсти, т. е. силы, исходящие из жизненно важных областей человечества, из области его стремления неизбежно «опозориться» в истории. Другими словами, трансцендентная жизнь действительно невозможна. Надо научиться «терпеть» себя, косвенно преодолевать аморальные наклонности и пороки [9, с. 173].
Как и все персоналисты, Бердяев считает, что человека нельзя считать частью материи или природы. Личность – это энергия, чистая духовная деятельность, но не центр творческой энергии, поэтому ее нельзя понимать как объект. Это полностью тема, в которой скрыта тайна существования ее необъятности. Личность является метафизической категорией и не может быть предметом науки, поскольку антропология, биология, психология и социология рассматривают личность как объект. Здесь его позиция принципиально отличается от конструкции Шелера и Мюнера, которые часто поддерживают свои метафизические рассуждения с научными данными и даже используют их в качестве ориентиров.
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реформирование уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) предполагает решение ряда важнейших задач в рамках кадрового обеспечения работников УИС. Одной из таких задач, обозначенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь до 2020 года, является профилактика профессиональной деформации.
Проблема профессиональной деформации уже многие годы не теряет своей актуальности и исследуется в различных отраслях науки: философии, социологии, медицине, этике, криминологии. Однако пути предупреждения профессиональной деформации, причины возникновения и специфика проявления наиболее глубоко и подробно проработаны в психологии и педагогике. Профессиональная деформация сотрудников УИС занимает особое место в психолого-педагогической литературе, что в первую очередь обусловлено спецификой правоохранительной деятельности.
Исследованием данного феномена занимались А. В. Буданов, М. Г. Дебольский, А. В. Дулов, А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак, Е. А. Кузина и др. М. Г. Дебольский дает следующее определение профессиональной деформации сотрудников УИС: это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности [16, с. 46].
Нередко профессиональную деформацию называют профессионально-нравственной деформацией, тем самым подчеркивая детерминанты ее возникновения и роль личных усилий в преодолении ее проявлений, а в качестве критерия негативных изменений выделяют нарушение сотрудниками правовых и моральных норм.
Основные причины развития профессиональной деформации, выделяемые исследователями, можно объединить в следующие группы. Первая группа причин – общее состояние современного общества: кризисные явления в экономической, социальной и – прежде 168 всего – духовной сфер: нивелирование моральных норм, нравственных ценностей и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, справедливо подчеркнуть абстрактность и романтическую отвлеченность христианского гуманизма персоналистов. Заявленная ими борьба с объективацией вполне может быть интерпретирована как вызов всему современному жизнеустройству.
С этой точки зрения их требования к человеческой духовности иногда кажутся чрезмерными и противоречащими человеческой природе. Однако индивидуалисты сами так не думают. Дуализм человека, идея материального бытия («человека») и духа только в пределе, на уровне возвышения первой личности человека, ставит высокий планку и напряжение в идеале человека. Однако, когда процесс индивидуализации проецируется на реальность, он рассматривается с учетом «промежуточного» (Шелера) уровня истинного избавления, что значительно смягчает крайности. В свое время Шеллер, описывая взгляды Вебера, подчеркивал во всех категориях духовного отношения к миру, что этот мыслитель был наименее знаком с категорией мудрости, потому что в его мыслях не было равновесия сил: поэтому он иногда говорил, что это типичный дискурс католиков против типичных протестантов.
Но такую же идею, правда, в другой связи, мы находим у Бердяева, известного критика папизма. Он отмечал парадоксальную связь немецкого философского рационализма с Лютером, который «анафемствовал» разум.
А все потому, пишет он, что у Гегеля познает сам Бог, т. е. опускается человеческая составляющая. «Вся проблема здесь в том, что не признается действие двух природ».
1. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев, автор. вступит. ст. П.П. Гайденко; примеч. Р.К. Медведевой. – М.: Республика, 1993. – 383 с. – (Библиотека этической мысли).
2. Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // «Путь», Париж, 1936. – № 50. – С. 3-26.
3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М.: ИМА-ПРЕСС, 1990. – 286 с.
4. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – 383 с.
5. Бердяев Н. А. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // Журнал «Путь». Париж. – Май 1933. – №38. – С. 3-38.
6. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 144 с.
7. Динаров, Н. А. Философия персонализма. –/ Динаров, Н.А./ М.: ИМА-ПРЕСС, 2011. – 286 с.
8. Краткий очерк истории философии под ред. М.Т.Новчука и др. 3-е изд. М.: «Мысль».1975
9. Кузина Е. А. Предупреждение профессиональной деформации будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе вузов Минюста России : дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2004. – 235 с.
10. Киричинеко Е. А. Персонализм в учении Бердяева и Минина : дис. … канд. пед. наук. – Рязань, 2005. – 235 с.
11. Прокопенко А. И. Преступность и духовность. / Прокопенко А. И. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. – 264 с.
12. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001. – 174 с.
13. Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС: методическое пособие. – М.: ФСИН России. 2006. – 58 с.
14. Скуднова, О. Ю. Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих: дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 178 с.
15. Тер-Акопов, А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. / Тер-Акопов, А. А. / – М.: ЮРКНИГА, 2003. – 480 с.
16. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Кодекс Республики Беларусь, 24 июня 1999 г. № 295-З : в ред. от 23.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
17. Ушатиков, А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: учебное пособие. – Рязань, 1999. – 198 с.
18. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2000
19. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
20. Хачатрян, Н. Г., Агузумцян Р. В. Методологические предпосылки изучения духовности // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1 (5). – С. 14–18.