ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТВОРЧЕСТВО КАК ФОРМА АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь значительная часть повторных преступлений совершается освободившимися из исправительных учреждений лицами в течение первых трех месяцев после освобождения, что свидетельствует о низкой эффективности методов работы по социально-педагогической реабилитации осужденных в пенитенциарных учреждениях, в том числе и о недостаточном использовании реабилитационного потенциала самодеятельных организаций. Это актуализирует на научно-методическом уровне проведение исследований, направленных на обоснование педагогических условий, форм, методов и средств, применение которых будет способствовать эффективной социально-педагогической реабилитации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Сложившаяся ситуация требует изменений в подходах к организации воспитательной деятельности, направленной на социальную и педагогическую реабилитацию осужденных, поиск нестандартных форм и методов воздействия на их сознание и поведение. Одной из таких форм является организация самодеятельного творчества для осужденных. В соответствии с законодательством самодеятельные организации представляют собой добровольные общественные формирования лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, которые создаются в целях использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления.
Творчество способно оказывать позитивное влияние и на сотрудников исправительного учреждения, формируя у них навык профессионального взаимодействия с осужденными на качественно более высоком уровне. Однако в теории и методике пенитенциарной педагогики недостаточно разработаны содержание и технологии организации самодеятельного творчества осужденных с учетом новых тенденций гуманизации воспитания в учреждениях исправительной системы.
РАЗДЕЛ 1 ТВОРЧЕСТВО КАК ФОРМА АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
Центральной задачей социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде. Социально-психологическая направленность (личность – общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950–1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем – работы Дж. Боулби.
Цель психосоциального подхода – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Следует отметить, что проблема реализации психосоциального подхода в пенитенциарной социальной работе набирает все большую популярность. Проблема социальной адаптации и реадаптации осужденных к жизни на свободе является одной из важных и острых проблем в современной пенитенциарной теории и практике. Ситуация отбывания наказания в исправительном учреждении связана с возникновение многочисленных социально-психологических проблем, не позволяющих осужденным активно интегрироваться в общество, устанавливать полноценные социальные связи и отношения [2, с. 50].
Следовательно, задача пенитенциарной социальной работы – содействовать увеличению степени самостоятельности осужденных, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы. Анализ современных средств и форм психосоциальной работы с осужденными, используемых в пенитенциарных учреждениях, позволяет сделать вывод, что все большее внимание уделяется арттерапевтическим технологиям.
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное общество развивается в постиндустриальную эпоху, в нем повышается ценность образования, науки и знаний во всех видах социальной инновационной деятельности. Осужденные к лишению свободы, которые долгое время находятся в изоляции от общества, такие изменения переживают довольно болезненно и часто после освобождения из исправительного учреждения испытывают трудности в адаптации к новым условиям жизни. Воспитательная работа как важнейшее средство исправления должна создавать в пенитенциарном учреждении условия для социального развития, самовоспитания и самообразования осужденных, тем самым активизируя процессы их ресоциализации и социокультурной реабилитации. Социокультурную реабилитацию осужденных следует рассматривать как процесс восстановления у них утраченных социальных связей и функций, восполнения среды жизнеобеспечения в специально организованной сотрудниками исправительного учреждения системе социокультурной деятельности. В концепции М. А. Ариарского социокультурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры [11, с. 140].
Особой сферой социокультурной деятельности, а следовательно, и реализации возможностей воспитательной работы в обеспечении социокультурной реабилитации осужденных, является досуг. Представляя собой субъективно оцениваемое человеком свободное время, досуг в контексте удовлетворения социокультурных потребностей человека характеризуется сбалансированностью разных видов рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполненностью социально значимым смыслом, согласованностью с традициями и современными требованиями общества. Культурный досуг в исправительном учреждении организуется прежде всего посредством кружковой работы.
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
Состояние осуждения (судимости) лица, установленное приговором суда, выражает правовой режим уголовной ответственности и предопределяет правовую возможность принудительного воздействия на осужденного с целью его ресоциализации посредством применения в режиме осуждения реального наказания, равно как и иных мер уголовно-правового воздействия в соответствии с УК – испытательных, испытательно-профилактических, профилактически-исправительных и даже сугубо воспитательных мер [12, с. 46].
Эти меры и составляют сущность средств ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы. В связи с этим нельзя согласится с П.П. Сербуном, который рассматривает данный вопрос в аспекте процесса ресоциализации и предлагает понимать систему ресоциализации осужденных как «сумму специально организованных мер … с целью его исправления, а также поддержания, укрепления или восстановления социально полезных связей, нарушенных в результате антиобщественного противоправного поведения» [17, с. 29–30].
Это достаточно узкое и одностороннее понимание сущности исправительного процесса в ИУ. Практика показывает, что ресоциализация и социальная адаптация определяют основные направления деятельности ИУ и предполагают усвоение осужденными знаний, умений, навыков, норм, правил и ценностей, необходимых и достаточных для того, чтобы быть включенным в жизнь общества. В то же время эти процессы предъявляют конкретные требования к условиям отбывания наказания, которые должны быть достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не утрачивал умений и навыков поведения, нужных в жизни в условиях свободы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует личностные ресурсы, облегчает социальную адаптацию, способствует формированию навыков межличностного бесконфликтного общения. Творчество также выполняет компенсаторную функцию: помогает восстановить связь «личность-общество» и в целом способствует нормализации жизни осужденного.
Творчество, как форма активности человека в пенитенциарной социальной работе заключается в достижении положительных изменений в социально-психологической сфере осужденных.
Среди основных видов творческой деятельности человека мы можем выделить следующие:
1. социальное
2. научное
3. техническое
4. художественное
При этом в сфере творческой деятельности осужденных доминирующее положение занимают кружковые работы художественной направленности.
В настоящее время назрела необходимость с учетом требований уголовной и уголовно-исполнительной политики государства заложить основы отечественной концепции ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы, четко определившись в понятийном аппарате по этой проблеме, и на законодательном уровне приблизить условия отбывания наказания и организацию исправительного процесса в ИУ к мировым стандартам, что позволит сократить реабилитационный период по отбытию наказания.
Введение этих мер позволит существенно повысить качество работы ИУ в их настоящем виде. Учитывая вышеуказанное, а также рекомендации и требования международных нормативных правовых актов, регулирующих уголовно-исполнительные правоотношения, под исправлением осужденных следует понимать процесс положительных социально-правовых, нравственных и психолого-педагогических изменений в их личности, формирующих готовность вести правопослушный образ жизни.
1. Алферов Ю. А., С. В. Бабурина Личность преступника: Диагностика ценностных ориентаций осужденных и воспитательный процесс в ИТУ. М., 1993. – 125 с.
2. Бороздина О. С., Серебряник Е. В. Отношение сотрудников исправительных учреждений к организации кружковой работы с осужденными // Актуальные вопросы назначения и исполнения уголовных наказаний: сб. науч. тр. / под общ. ред. канд. юрид. наук В. Н. Некрасова. Вологда, 2017. С. 47–52
3. Вандяк Р. Н., Теоретические основы развития культурно-досуговой деятельности в новых условиях хозяйствования в культурно-просветительных учреждениях: автореф. дис. канд. пед. наук. М.,2011. – 22 с.
4. Давыдова Н. В., Данилин Е. М., Евдокимов И. В., Дикопольцев Д. Е. Порядок организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы: метод. рекомендации. М., 2013. URL: http://mylektsii.ru/8-52170.html (дата обращения: 15.04.2020).
5. Данилин Е. М., Артамонов В. В. Вольский эксперимент // Преступление и наказание. 1999. № 7. С. 18–19.
6. Данилин Е. М., Давыдова Н. В. Организация досуга осужденных в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2017. № 2(31). С. 163–169.
7. Иконникова С. Н. Молодежь и культура и пеницитарная система. М., 1989. 61 с.
8. Карпухин Ю. А. Психотерапевтический театр // Преступление и наказание. 2014. № 8. С. 17–18.
9. Лангуева Е. Я. Воспитательная работа с осужденными в исправительных учреждениях: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2013. 20 с.
10. Маркеева М. В., Кораблева И. Г., М.Ю. Кашинский Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 883–886. 13. Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : дис. д-ра пед. наук. М., 2011. – 460 с.
11. Панова О. Б., М. А. Ариарского Траектории правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных: ценностно-смысловые ориентиры // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1(41). С. 136–143.
12. Патрушев В. Д. Ресоциализация осужденных. М., 2018. – 215 с.
13. Соколов Н. И. Формирование объективной самооценки у осужденных средствами кино и художественной литературы. Минск, 2017. – 167 с.
14. Уголовно-исполнительное право: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Сост. и общ. ред. И.А.Бочков. – Новополоцк: ПГУ, 2005. - 244 c.
15. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2020. - №140. – 2/1877.
16. Филиппов Н. Л. Организация свободного времени осужденных как фактор нравственной переориентации личности : дис. … канд. пед. наук. М., 1998. – 280 с.
17. Шарков, А.В., П.П. Сербун Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб. пособие / В.Б. Шабанов, Н.Ф. Ахраменка. - Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2011. – 180 с.
18. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право. Особенная часть: Учеб. пособие / В.С.Красиков, О.В.Смирнов // Под ред. А.В. Шаркова. – Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2003. – 223 с.
19. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право: Учебник / А.В.Шарков. 2-е изд., исправ. и доп. – Минск: Тесей, 2008. – 384 с.
20. Шарков, А.В., Уголовно-исполнительное право. Практикум: Учеб. – практич. пособие / В.Б.Шабанов, В.С.Красиков. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2003. – 224 с.