Введение
1 Теоретические основы деятельности СППС школы по профилактике буллинга
1.1 Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические особенности участников буллинга
1.3 Организация и методические основы деятельности СППС школы по профилактике буллинга
Выводы по главе 1
2 Деятельность социально-педагогической и психологической службы ГУО «Средняя школа № 6 г. Кобрина» по профилактике буллинга среди подростков
2.1 Выявление и анализ рисков буллинга среди подростков (результаты анкетирования)
2.2 Анализ содержания и методов работы СППС школы по профилактике буллинга среди подростков
2.3 Методические рекомендации педагогам по профилактике буллинга среди подростков
Выводы по главе 2
Список использованных источников
Приложение
1. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб. : Речь, 2016. – 255 с.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия : Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., С. А. Брянцевой и Б. Красовского. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
3. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Г. Ф. Бедулина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2013. – 192 с.
4. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149–159.
5. Верцинская, Н. Н. Трудный ребенок / Н. Н. Верцинская. – Минск : Народная асвета, 1989. — 128 с.
6. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман. – М. : Гандарики, 2014. – 144 с.
7. Гребень, Н. Ф. Буллинг среди белорусских подростков и возможности его диагностирования / Н. Ф. Гребень // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – №10. – С. 47-53.
8. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н. А. Дубинко // Социально- педагогическая работа. – 2000. – № 4. – С. 85–92.
9. Дубинко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н. А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 53–58.
10. Завадская, Ж. Е. Воспитание социальной зрелости старшеклассников в учебно-воспитательном процессе / Ж. Е. Завадская. — Минск : Змицер Колас, 2010. — 352 с.
11. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – СПб. : Речь, 2005. – 248 с.
12. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
13. Кабуш, В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская. — Минск : Нац. ин-т образования, 2012. — 184 с. 20.
14. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 208 с.
15. Ковалев, П. С. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. С. Ковалев. – СПб. : Питер, 2014. – 358 с.
16. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194З (ред. от 09.01.2017) // КонсультантПлюс : Беларусь.
17. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243З (ред. от 18.07.2016) // КонсультантПлюс : Беларусь.
18. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться / И.С. Кон // Семья и школа. – 2016. – № 11. – С. 15-18.
19. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – Минск : Аверсэв, 2004. –365 с.
20. Котова, Н. В. Буллинг в школе : причины, последствия, помощь / сост. Н. В. Котова. – Минск : Красико-Принт, 2015. – 96 с.
21. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой / М. М. Кравцова. – М. : Генезис, 2005. – 111 с.
22. Крученкова, О. Синдром жертвы : травля в школе может довести до самоубийства / О. Крученкова // Народная газета. – 2015. – № 11. – С. 12.-14.
23. Кутузова, Д. А. Травля в школе : что это такое и что можно с этим делать / Д. А. Кутузова // Журнал практического психолога. – 2017. – № 1. – C. 72–90.
24. Лейн, Д. Школьная травля (буллинг) / Д. Лейн // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. – СПб. : Питер., 2011. – 345 с.
25. Лейн, Д. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна и Э.Миллера. – М. : Проспект, 2001. – 448 с.
26. Лоренц, К. Агрессия : так называемое «зло» / К. Лоренц. – М. : Прогресс, 1994. – 272 с.
27. Маланцева, О. Д. Буллинг в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2017. – № 4. – С. 90-92.
28. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Психология. – 2009. – № 7. – С. 51-54.
29. Нікіфарава, С. Кібербулінг бяда «лічбавага» пакалення / С. Нікіфарава // Настаўнiцкая газета. – 2015. – № 50/51. – С. 6.-7.
30. Ничишина, Т. В. Девиантное поведение несовершеннолетних : формы профилактики / Т. В. Ничишина ; под общ. ред. М. П. Оси¬повой ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2012. – 107 с.
31. Ничишина, Т. В. Моббинг в подростковой среде : пособие / Т. В. Ничишина. – Брест : БрГУ, 2015. – 89 с.
32. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. – Минск : Национальный институт образования, 2018. – 248 с.
33. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200З (ред. от 09.01.2017) // КонсультантПлюс : Беларусь.
34. Ожиева, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева. – Киев : Рута, 2008. – 320 с.
35. Олвеус, Дан. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? / Дан Олвеус. – М., 1993. – 217 с.
36. Погодина, Е. К. Буллинг в школьной среде как социально-педагогическая проблема / Е. К. Погодина // Человек как субъект деятельности, общения, отношения и переживаний : материалы межвузовской. студ. научн.-практ. конф. с междунар. участием, Минск, 16 апреля 2015. пед. ун-т ; редкол.: В. В. Мартынова [и др.]. – Минск, 2017. – 348 с. — С. 61-62.
37. Соловьёв, Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста / Д. Н. Соловьев // Психологический журнал. – 2014. – №3. – С. 155-165.
38. Торхова, А. В. Профилактика противоправного поведения школьников : пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А. С. Чернявская. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. — 120 с.
39. Уголовный Кодекс Республики Беларусь 275-З от 9.07.1999 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : Беларусь.
40. Фурманов, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. – М. : Гандарики, 2012. – 192 с.
41. Чередниченко, В. И. Трудные дети и трудные взрослые / В. И. Чередниченко. – М. : Перспектива, 2015. – 280 с.