ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Восприятие музыки как вид детской музыкальной деятельности
1.2 Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Особенности формирования представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Уровень сформированности представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста
2.2 Методы и приемы формирования представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Младший дошкольный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации творческих потенциальных возможностей детей младшего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В течение данного возраста на качественно новом уровне реализуется творческий потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действий в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной. Одним из эффективных средств развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста является музыкальное искусство.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. В процессе активного взаимодействия с музыкой в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
На современном этапе проблема формирования представлений о характере музыки занимая одно из ведущих мест в осмыслении музыкального искусства. Формирование представлений о характере музыки осуществляется в процессе ее восприятия. Музыкальное восприятие предполагает как множественность аспектов рассмотрения музыкального искусства, так и комплексный подход к изучению каждого из них. Понятие «музыкальное восприятие» сегодня широко используется в философских, эстетических, музыковедческих, психологических, социологических работах. Повышенный интерес специалистов различного профиля к обозначенной проблеме позволяет говорить о ее актуальности и значимости.
Дети младшего дошкольного возраста проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Восприятие музыки как вид детской музыкальной деятельности
Музыкальное восприятие является одной из форм эстетического восприятия и имеет два аспекта: с одной стороны оно имеет все черты, присущие восприятию искусства в целом, а с другой музыкальное восприятие имеет свои специфические характеристики, которые обусловлены особенностями музыкального искусства.
Традиционный интерес музыкантов к психологии, а психологов – к музыке привел к возникновению такой науки как музыкальная психология, которая сыграла огромную роль в формировании теории музыкального воспитания. Этот интерес остался непременным условием научного постижения, мотивации, динамики и результативности процесса восприятия музыки, в частности тенденцией углубления в музыку воспринимающего субъекта и приобщение к ней. «Психологический анализ музыкального восприятия обогащает общее представление о перцептивной деятельности, ибо принадлежит к наиболее сложной по своей организации и загадочной для психологов эстетической сфере духовной жизни личности» [4, с.36].
Стоит отметить, что исследование такой психологической категории как музыкальное восприятие представляется весьма сложным, так как данный процесс во много субъективен. Поэтому музыкальное восприятие, несмотря на множественные исследования в этой области, продолжает активно изучаться. Вопросы музыкального восприятия разрабатывали в своих трудах Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, Н.Л. Грозненская, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский. В своих исследованиях авторы рассматривали различные аспекты музыкального восприятия, механизмы его осуществления, возрастные особенности восприятия, а также методы и приемы его развития в раннем возрасте.
Д.Б. Кабалевский неоднократно отмечал, что «восприятие музыки для детей дошкольного возраста – процесс достаточно сложный, он требует определенного опыта, высокой степени развития эмоциональной и интеллектуальной сфер, поэтому необходимо помочь ребенку понять, услышать и полюбить музыку» [13, с.84]. В силу своего возраста дети не обладают огромным образным багажом, который необходим для восприятия музыкального искусства, поэтому необходимо начинать с простых произведений и направлять процесс восприятия детей и, вместе с тем, стараться не навязывать личное видение, а прислушиваться к индивидуальности ребенка. Постепенно у детей будет формироваться свое представление при восприятии музыкальный произведений.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Уровень сформированности представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста
В рамках данной работы было проведено исследование по определению уровня сформированности представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 30 воспитанников.
Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента - определение особенностей и уровня сформированности представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи этапа:
- подобрать диагностический материал, для выявления уровня сформированности представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста;
- проанализировать полученные результаты.
Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека). Был разработан диагностический инструментарий (Приложение 1). Вывод об общем уровне сформированности представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста производился на основании наблюдения за реагированием ребенка на музыку, а также на основании ориентации на такие базовые музыкальные способности как ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
В ходе исследования была использована методика О.П. Радыновой «Диагностика музыкальности дошкольников». Цель методики: выявления общего уровня развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста. Оценка общего развития музыкальных способностей осуществлялась по следующим критериям.
Высокий (12-10 баллов) - проявляет интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает
Средний (9-7 баллов) - проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема музыкального развития детей младшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна в современной личностно-ориентированной педагогике. Признание самостоятельной ценности каждого периода детства, стремление к воспитанию активной, творческой личности, способной ценить, сохранять и преумножать богатства мировой музыкальной культуры влечет за собой необходимость поиска новых интегрированных подходов, позволяющих уже в раннем детстве осуществлять музыкальное воспитание ребенка на основе различного музыкального материала.
Необходимо помнить, что музыкальное развитие оказывает общее положительное влияние на развитие ребенка. Оно совершенствует интеллектуальные и творческие способности, помогает постичь прекрасное и воспитывает любовь к окружающему миру. Процесс музыкального восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые связаны с психологическими и интеллектуальными характеристиками детей. В процессе музыкальной деятельности дети дошкольного возраста постигают суть музыки и ее образов, а через них и окружающую действительность. Именно поэтому так важно формировать музыкальное восприятие еще с детства.
В процессе изучения теоретических материалов было определено, что музыкальное занятие в учреждении дошкольного образования является основной формой музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах. Были отмечены основные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение и песенное творчество, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах, звучащие жесты, элементарная импровизация, элементарный театр. Интеграция приемов и методов музыкального воспитания на занятиях музыкой создает предпосылки для развития восприятия музыки.
Процесс формирования представлений о характере музыки в младшем дошкольном возрасте с одной стороны, является достаточно сложным, так как ребенок не всегда может дослушать произведение, и в полной мере осознать характер музыки и выразить словами свои впечатления. С другой стороны, младший дошкольный возраст является прекрасным возрастом для формирования представлений о характере музыки, так как каждый ребенок всегда проявляет живой эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
В рамках данной работы было проведено исследование по определению уровня сформированности представлений о характере музыки у детей младшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 30 детей младшего дошкольного возраста.
1. Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2006. – 224 с.
2. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учеб. нагляд. пособ. для педаг. учрежд. дошк. образ. / О.Н. Анцыперович, О.Н. Зыль. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 40 с.
3. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К.Белобородова, Г.С. Ригина, Ю.Б. Алиев // Науч.-исслед. ин-т худож. воспитания Акад. пед. наук СССР. – Москва: Педагогика, 1975. – 160 с.
4. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н.Беляева-Экземплярская. – М.: «Музыка», 1923. – 125 с.
5. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
6. Виноградов, Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. Виноградов. – М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. – 160 c.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: «Астрель», 2011. – 109 с.
8. Галянт, И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей / И.Г. Галянт. – Челябинск : Просвещение, 2013. – 136 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская . - М. : Академия, 2015. — 320 с.
10. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
11. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
12. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2010. - 304 с.
13. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевсеий. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
14. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для образовательных школ: Программа средней образовательной школы 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. – М.: Музыка, 1990. – 131 с.
15. Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства [Текст] / С. К. Кожохина. – СПб. : Речь, 2006. – 211 с.
16. Комиссарова, Л.Н. Ребенок в мире музыки / Л.Н. Комиссарова, Г.В. Кузнецова. - М. : Школьная пресса, 2016. – 128 с.
17. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособ. для воспит. и муз. рук. дет. садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
18. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Из опыта работы / Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1990. – 157 с.
19. Назайкинский, Е.О. Психологии музыкального восприятия / Е.О. Назайкинский. – М., Музыка, 1972. – 384 с.
20. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. – Киев: Музична Украина, 1975. – 286 с.
21. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 1986. – № 1. – 102-104 с.
22. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С. 3-7.
23. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 173 с.
24. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с.